Домашний песик или кот не должен быть вещью! – Госдуму попросят сменить статус животных, чтобы бороться с жестокостью
История с хабаровскими живодерками спровоцировала обсуждения закона о жестоком обращении с животными в регионах. В Екатеринбурге обещают отправить инициативу с поправками в законодательство в Госдуму. Но что именно предлагать парламентариям, так и не ясно. Зоозащитники считают, что в первую очередь необходимо на законодательном уровне перестать считать животных вещью, в Заксо предлагают задуматься о защите не только домашних питомцев, но и лабораторных и сельскохозяйственных животных. Полицейские же уговаривают почаще сообщать о фактах жестокости в отношении зверей.
Свои предложения относительно борьбы с жестокостью по отношению с животными сегодня на пресс-конференции высказали майор полиции заместитель начальника полиции УМВД России по Екатеринбургу Александр Дмитриев, депутат ЗССО Вячеслав Вегнер и руководитель Благотворительного фонда «ЗООзащита» Анна Вайман.
Как напомнил Александр Дмитриев, под понятием жестокое обращение с животными, согласно законодательству, подразумевается деяние, повлекшее гибель или увечье животного, если это деяние совершено из хулиганских или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. То есть случаи, когда бабушка завела 300 кошечек, им не хватает еды, места и ветеринарной помощи, под состав преступления не попадают, в административном кодексе так же нет какой-либо подходящей статьи. Вячеслав Вегнер в свою очередь заметил, что по нашему законодательству животное фактически имеет статус вещи, так прописано в Гражданском кодексе. И, по его мнению, нет особой необходимости что-либо менять в этом – «Животное ведь не обладает правами, но мы можем его защищать, как защищаем например, памятники». При этом, по словам депутата, главное – не суровость наказания, а его неотвратимость. Тогда как сейчас даже имеющийся закон не всегда работает. И он же предложил уточнить, каких животных мы имеем в виду, когда говорим о жестоком обращении – только домашних любимцев? Или стоит прописать какие-то нормы для сельскохозяйственных животных, лабораторных. «Если посмотреть, что делают с животными в лаборатории, то хабаровская история – почти гуманизм», – заявил депутат. Он сказал, что необходимость как-то менять закон есть, но нужно собраться всем вместе – зоозащитникам, депутатам, выслушать мнения граждан – и только потом решать, что конкретно надо менять. На уровне Свердловской области депутаты могут только выдвинуть инициативу и направить ее в Госдуму. Вегнер пообещал поднять вопрос на ближайшем заседании комитета заксобрания.
«Давайте лабораторных и сельскохозяйственных животных не приплетать. И хомячков тоже – не слышала, чтоб развели хомячков и они заполонили весь подъезд. Предлагаю начать с собак и кошек. Надо что-то делать, чтобы этот статус, статус вещи, не сохранялся», – возразила Вайман. По ее мнению, изменение статуса животного сможет помочь и в решении проблемы с «перенаселением» животных в какой-либо квартире.
«Жестокое обращение с животными – это большая проблема, и не только в последнее время, это происходит часто, кто не сталкивается с этим каждый день, тот просто не знает. К нам часто поступают звонки и никто не знает, как это решить. В последнее время такие случаи стали публичными, люди потом выкладывают видео в Сеть, обнародуют. И чаще всего остаются безнаказанными, даже если есть свидетели или пострадавшие, например, хозяева животного», – рассказала Анна Вайман. По ее словам, отчасти в том, что живодеры оказываются безнаказанными, виноваты те, кто знает о случаях издевательств, но не хочет приложить усилия для их наказания. «Многие люди считают, что они позвонили нам и выполнили свой долг. А мы такие же простые граждане, мы не можем прийти и забрать животное. Мы можем обратиться в полицию, но нам нужно их содействие как свидетелей или потерпевших. Когда людям говоришь, в чем будет их участие, они отвечают: «Спасибо, мы подумаем». И все», – отметила зоозащитница.
Полицейские нежелание уральцев обращаться в правоохранительные органы подтверждают. «За девять месяцев этого года нам поступило 4 обращения по фактам возможного жестокого обращения с животными. К ответственности привлечено одно лицо, по остальным случаям пока ведутся следственные мероприятия», – прокомментировал Александр Дмитриев. При этом об одном из случаев полицейские узнали, мониторив соцсети – увидели переписку жителя Екатеринбурга с другим пользователем и заподозрили, что речь может идти об издевательствах. «Очень редко мы получаем такие сообщения. Я хочу обратиться к жителям, гражданам с просьбой информировать органы внутренних дел о фактах жестокого обращения с животными, чтобы мы могли начать проверку и принимать соответствующие меры», – попросил полицейский и уточнил, что обратиться по этому поводу можно к участковому, в дни приема граждан, в любую дежурную часть. И если обратившемуся в полицию покажется, что полицейский дело волокитит, то стоит пожаловаться его начальнику или лично Дмитриеву по номеру 2942141 – «Обещаю проконтролировать лично».
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2016, РИА «Новый День»