AMP18+

Екатеринбург

/

27 000 потерпевших. Как расследуются уголовные дела о городских кладбищах и похоронном бизнесе (ФОТО)

В Екатеринбурге, ставшем ареной для битвы мощных похоронных кланов, события в этом конфликте приняли новый поворот – в сражение активно стали вовлекаться силовики. Которые возбуждают уголовные дела, по странному совпадению оказывающиеся в русле интересов одного из участников конфликта. При этом следователь опирается на свидетельские показания членов похоронного клана, который связывают с ЕМУП «КСО» и заместителем директора предприятия Дмитрием Хазовым. А дальше еще любопытнее – лидера противоборствующего клана – Дениса Синяка заключают под стражу по обвинению в совершении преступлений средней тяжести, что является крайне редким и вызывающим большое недоумение прецедентом. Параллельно – второе уголовное дело по факту поборов на городских кладбищах, обрело 27 000(!) потерпевших, однако некоторые склонны считать, что дело «пробуксовывает» – признаком чего называют неожиданное изъятие дела из производства следователя, который показал себя как лицо, намеревавшееся привлечь всех организаторов системы поборов на кладбищах. Как в войне похоронщиков оказались замешаны силовики, как в конфликт вошли новые участники и почему для рядовых жителей Екатеринбурга снизились похоронные расценки, читайте в материале Ndnews.ru

На похоронном рынке продолжается невидимая война между мощными ритуальными кланами – «дондиков» и группы, контролирующей городские кладбища, связанной с ЕМУП «КСО». Долгое время противоборство групп носило характер конфликта в области PR – средства массовой информации активно освещали борьбу на городских кладбищах. Одна сторона пыталась совершить мощный прорыв в сферу интересов ЕМУП «КСО» – стремясь получить вполне законное право на самостоятельную копку могил. Не секрет, что поборы на кладбищах Екатеринбурга могут достигать 150 тысяч рублей. Интересный поворот произошел после того, как конфликт стал широко обсуждаться в городе. На кладбищах серые прайсы на предоставление места под могилу резко снизились – тамошние сотрудники похоже опасаются, что вызванная огласка приведет к повышенному интересу со стороны правоохранительных органов. То есть, по сути, ситуация сыграла на руку обычным людям, лишившимся близких. При этом сторона, противодействущая «дондикам», как считается, стремится вернуться к старой доброй практике ничем не ограниченных поборов с родственников умерших.

Ресурсы, которые для этого пошли в ход, впечатляют. Арест лидера группы «Дондики», Дениса Синяка вызвал большое недоумение даже у его противников. Дело в том, что в отношении похоронщика была возбуждена уголовка по ст.167 УК РФ(«Умышленное уничтожение или повреждение имущества»). Синяку вменяется совершение ряда поджогов личных автомобилей конкурентов, якобы «из хулиганских побуждений». Решением Кировского районного суда Синяк был заключен под стражу, что вызвало своего рода шок на похоронном рынке.

«Даже если Синяк виновен в том, в чем его обвиняют – по вменяемой ему статье заключают под стражу крайне редко. Сейчас весь рынок всерьез задается вопросом – чем объяснить такую гиперактивность полицейских?» – задается вопросом один из участников похоронного рынка Екатеринбурга, наблюдающий за конфликтом.

Собственно говоря, вопрос не праздный. Как стало известно, NDnews.ru в ходе расследования следователь по делу «дондиков» активно опирается на показания людей, которых принято считать связанными с ЕМУП «КСО». Якобы, речь идет о показаниях таких персон как Кадочников, Брызгов, Шишкин и Ляпустин – последний, по мнению участников похоронного рынка, трудоустроен в ЕМУП вполне официально. При этом его нередко видят на Лесном кладбище и, соответственно, он, считают похоронщики, кровно заинтересован в том, чтобы ритуальные агентства перестали настаивать на вполне законной самостоятельной копке могил. Дело в том, что это снизит стоимость похорон и может серьезно сказаться на рентабельности бизнесов, аффилированных с группой Хазова. Особенно, если учесть, что примеру «дондиков» уже начали следовать отдельные ритуальные бюро.

Здесь стоит вспомнить историю с Дмитрием Малышевым, который пытался максимально публично хоронить самостоятельно, доказав, что это возможно и без поборов. В результате Малышев был наказан – на него напали на уже упомянутом Лесном кладбище, в момент, когда он хоронил знакомого.

Малышев и его помощники получили несколько огнестрельных ранений, были жестоко избиты группой неизвестных и госпитализирован в ГКБ №36. При этом нападение его не остановило, и, совпадение или нет, уголовка, в отношении «дондиков» была возбуждена именно тогда, когда стало ясно, что акция устрашения не произвело эффекта.

«На самостоятельной копке ритуальные бюро, наблюдающие за сиутацией, не настаивают, потому что опасаются и сами оказаться в СИЗО – также как и Синяк. Но я гарантирую, что как только будет принято решение о его освобождении, все похоронщики города начнут копать сами, цены на похороны резко упадут – снизятся наши издержки, которые ранее уходили на поборы. Так что ждем продолжения истории», – рассказал собеседник агентства.

А дело помимо выхлопа в публичную сферу имеет несколько других примечательных аспектов. Свидетели по делу, вышеуказанные личности (Кадочников, Брызгов, Щишкин и Ляпустин), по словам участников рынка, действуют в интересах КСО, все они имеют судимости и якобы познакомились, отбывая наказание в ИК №2. Также один из участников уголовного дела называет фамилию некоего Гофутдинова, который также активно выступает против Синяка. Ответа на вопрос ангажировано ли следствие – дать никто не может, но то, что следователь проявляет огромную активность – факт непреложный. И это рвение порой становится похожим на стремление добиться своего любой ценой.

К примеру, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого (серьезный документ, который вручается фигуранту дела, чтобы он имел возможность себя защищать, зная, что конкретно ему инкриминируется) обнаруживаются реальные фактические ошибки. Так, в описании эпизода с потерпевшей Шмелевой, есть ощущение путаницы в фамилиях потерпевших. Следователь пишет о том, что Синяк в марте 2016 года якобы организовывает поджог автомобиля, принадлежащего Шмелевой Е.Н. Следователем упоминается, что попытка поджога приводит к повреждению регистрационного номера автомобиля, что нанесло ущерб в 15 000 рублей некоей Комаровой, которая является потерпевшей по совершенно другому эпизоду. Достаточно забавно, после упоминания этого эпизода о повреждении автомобильного номера (у Шмелевой или Комаровой – документ не дает четкого понимания ситуации) следователь делает вывод о том, что действия Синяка по поджогу автомобильного номера «повлекли причинение значительного ущерба, совершенного путем поджога». Итогом этих усилий, невзирая на ошибки, становится заключение под стражу .

Отметим, что бытует мнение, что расследуется только одно уголовное дело о похоронщиках, но на самом деле это не так. В производстве следственной части УМВД г. Екатеринбурга находится еще одно уголовное дело, по более тяжкой статье, потерпевшими по которому были признаны 27 000(!) человек. Речь идет о возбужденном по ст.159 ч.4 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение» и это связано именно с фактами поборов на кладбищах за предоставление места под могилы. Именно в рамках этого дела в начале сентября при силовой поддержке бойцов ОМОН и оперативников ОБОП проводились обыски в ЕМУП «КСО» и МКУ «Служба городских кладбищ». Именно тогда, у следователя появились данные о захоронениях, и появилась цифра в 27 000 потерпевших. И как рассказывают источники, близкие к следствию, с потенциально резонансным делом стали происходить удивительные пертурбации, которые могли быть выгодны участникам конфликта, противодействующим «дондикам». Следователь взялся за дело весьма рьяно – после визита на Радищева,16 он вместе с ОМОН провел серию обысков – на Лесном, Нижне-Исетском, Окружном, Широкореченском кладбищах. Дело грозило стать одним из самых обсуждаемых в медийной повестке, наравне с делом МУГИСО. Однако пока это не произошло. У следователя дело неожиданно изъяли, судя по всему, чтобы передать другому сотруднику СЧ УМВД г. Екатеринбурга.

«По рынку упорно ходят слухи, что и сотрудники ОБОП, якобы, набрали материала достаточного для возбуждения уголовки по ст.210 («Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем ней» – прим.ред.)», однако дело почему-то не было возбуждено. Что вообще происходит с полицией?» – размышляет собеседник NDnews.ru.

Возбужденные уголовные дела и их перспективы сейчас в сфере ритуальщиков тема номер один. Номером вторым по популярности, считают источники, стала тема заключенного союза между группой, объединенной вокруг ЕМУП «КСО», и группой которую возглавляет Рафаэль Мамедов –его часто называют племянником покойного вора в законе Тимура Свердловского,входившего в клан легендарного Деда Хасана.. Ранее подчиненные Мамедова входили в похоронный клан, объединенный вокруг печально известного агентства «Мемори», прославившегося избиениями конкурентов.

Таким образом, налицо явный передел рынка, вольными или невольными участниками которого стали силовики, а теперь, судя по всему, и представители откровенного криминалитета.

Вопрос только в том – кто победит в войне и продолжатся ли поборы на кладбищах с родственников усопших.

Отметим, что уже вскоре истекает 2-месячный срок нахождения в СИЗО Дениса Синяка. Слово за судом.

«Расследование нашумевших дел идет своим чередом. Намеки источника агентства о нежелании работать вымышлены. Что касается передачи дела другому следователю, это связано с целью перераспределить нагрузку на сотрудников следственной части УМВД Екатеринбурга», – позже прокомментировал ситуацию руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых.

Екатеринбург, Служба информации

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Фоторепортаж,