AMP18+

Екатеринбург

/

За критику фетишизации Сталина сотрудника НКВД – в камеру (ФОТО) Схожесть дел об экстремизме 37-го года и XXI века – «Архивные дела», ЧАСТЬ XXV

image

Недавно Верховный суд призвал при возбуждении уголовных дел об экстремизме за репосты в соцсетях более детально рассматривать ситуацию, учитывать комментарии и контекст, а не только сами публикации. Иначе все выглядит как во времена «большого террора». Проводя параллели с тем печальным периодом истории, наша редакция решила опубликовать продолжение истории о сотрудниках НКВД, которые сами угодили под жернова репрессий. Акцентируем внимание на чекисте, отправленном в камеру за то, что встал на сторону французского писателя, критиковавшего СССР. Его жена спустя много лет рассказала, как письмо «заключенных камеры №39», трясясь от страха, доставляли в Москву. Подробнее о тех событиях – в очередном выпуске спецпроекта «Архивные дела».

Письмо чекистов из камеры №39 в Москву

Как передает корреспондент NDNews.ru, посыл ВС простым языком звучит так: один лайк еще не делает человека преступником, не нужно огульно сажать за тиражирование «горячих» материалов или высказываний. Ведь подобных идеологических, политических и технических ошибок Россия за свою историю допустила предостаточно. В рамках «Архивных дел» мы выпустили целую серию показательных материалов о жертвах репрессий – о сфабрикованных делах Уральского повстанческого штаба, балерины и директора театра музкомедии, о расстрелянных и сосланных в лагеря журналистах. Отдельно выделили историю чекистов, написавших письмо Сталину из камеры НКВД №39. В нем арестованные силовики рассказывали о том, как в Свердловске их же коллеги фабрикуют дела, описывали судьбы своих товарищей, прошедших чудовищные пытки и сидящих за стенкой.

image

Это письмо, датированное 13 сентября 1938 года, было тщательно проанализировано уже их последователями – чекистами, занимавшимися в «нулевые» реабилитацией политзаключенных (в их числе – подполковник ФСБ в отставке Владимир Киеня, с которым побеседовал корреспондент NDNews). Авторами послания Сталину выступили чекисты Петухов, Блиновский и Челноков. Они указали, что начальник УНКВД по Свердловской области Дмитриев начал повальные аресты работников областного аппарата и районов, которые косвенно или напрямую критиковали его работу в Москве. Таких «предателей» нашлось немало, в том числе, М.Плахов, П.Костин, Г. Файнберг, И. Другов, И. Сиротин, Н. Курсевич.

image

Очутившись в городской тюрьме, они связались с камерой №39, где сидели их коллеги, и сообщили им о неслыханном произволе Дмитриева и его подчиненных. Посадив в тюрьму почти весь старый чекистский костяк, Дмитриев хотел всех огульно опорочить и создать из одних членов контрреволюционной организации правых, других «записать» в шпионы немецкой и латвийской разведки. Для этого были пущены в ход все средства – от провокаций и избиений в каменных мешках подвала до инсценированных расстрелов и «режимов смертника». Один из арестованных после пыток сошел с ума и умер в тюремной больнице. Другие вовсе решались на самоубийства. «Из кабинета НКВД подследственные выбрасывались с третьего этажа на улицу, среди таковых – Морозов, Шумков, Горшков, Арров, Тепышев, Трубачев, Катков, Шейнкман, Мизрах, Сааль, Титов и другие», – говорилось в письме. Остальные, не выдерживая мучений, решались на дачу заведомо ложных показаний. Протоколы, доведенные до жуткой фантазии, давались на подпись арестованным, а потом докладывались Дмитриеву.

В конце Петухов, Блиновский и Челноков говорили о том, что сигнализируют о недопустимости чуждых советскому строю методах работы сотрудников НКВД. Однако было ли это письмо доставлено в Москву и кем, поначалу было непонятно.

image

Арест – за критику фетишизации Сталина

В 1991 году в газете «Вечерний Свердловск» прошло первое упоминание о послании чекистов Сталину. И, как рассказал NDNews.ru Владимир Киеня, вскоре ему поступило письмо из Тулы. Его написала Анна Шалагинова – жена П.И. Петухова, одного из авторов «Письма из камеры «№39». Она расставила все точки над «i». Как оказалось, ее супруг Павел Петухов был арестован в августе 1937 года по доносу сослуживца. А поводом для него послужил интерес к литературе. В 1936 году в страну приезжал французский писатель Адрэ Жид. По возвращении во Францию он написал очерк о своем пребывании в СССР и наряду с разными взглядами на жизнь и настроение советских людей отозвался о противоестественной фетишизации Сталина. В газете «Правда» по этому поводу была отповедь на отзывы Жида. Шалагинова рассказала, что обсуждая с другом эту статью, ее муж высказался о том, что Жид прав: «У нас действительно обожествляют Сталина». Через несколько дней его «взяли». Женщина осталась одна на седьмом месяце беременности с четырехлетней дочкой…

image
Владимир Киеня

Из архивно-следственного дела Петухова

[Эти сведения сохранил чекист в отставке Владимир Киеня] «<…> Петухов арестован 23 августа 1937 года и обвинен в том, что <…> занимается антисоветской агитацией, клевещет на вождя парии Сталина, на сталинскую конституцию, и считает правильной клеветническую книгу, написанную Андрэ Жидом о Советском союзе <…> Основанием к аресту послужили показания свидетеля о том, что в беседе с ним по поводу размещенной в газете рецензии «Смех и слезы Андрэ Жида» Петухов высказал солидарность с изложенной в этой книге позицией автора, говоря, что тот «написал значительную долю правды об СССР, возьмем о Сталине: его превозносят, обожествляют, тогда как заслуги его уж не так велики, он сел на все готовое». Петухов в предъявленном обвинении виновным себя не признал».

Отправка письма в Москву

Анна Шалагинова в своем письме Киене рассказала, что общее горе сблизило жен тех, кто оказался в камере №39. Петухов, как и другие, проходил так называемый «конвейер» (череду нескончаемых допросов разными следователями – прим. ред.), голодал 19 дней. В то же время возле здания НКВД толпились постоянно сотни людей в очередях на передачу арестованным. Шалагинова и другие супруги взятых под стражу чекистов нашли способ осуществлять связь с ними конспиративно. Однажды жена Челнокова (еще одного автора послания Сталину – прим. ред.) принесла письмо из камеры №39, которое им передали с наказом: «Доставить в Москву, ни в коем случае не доверяя почте!». Ничего не оставалось, как ехать в столицу, даже под угрозой ареста. С письма на всякий случай сняли копию, оставили у надежных друзей.

«В Москве запомнила приемную Ежова (Народный комиссар внутренних дел СССР с1936 по 1938 г.г.), откуда нас выставили, осудив как «средневековых паломников». Заявили, что существует почта, что в приемной у них стоит для этих целей ящик. Дежурный нам предложил опустить в него наши письма, мы отказались. Тогда он спросил, не семейные ли мы? И когда мы сказали «да», «дома дети», этот дежурный чекист заметил иронически: «Жертвами хотите стать?». Мы ушли и по дороге оглядывались, может, уже за нами идут? <…> Из рук в руки нам удалось передать пакет в приемную М.И. Калинина. Дежурный там выслушал нас, записал, принял письмо, но ничего не обещал. Мы уехали из Москвы», – писала Шалагинова.

Из архивно-следственного дела Петухова

«23 сентября 1937 года следствие по делу Павла Ивановича Петухова было закончено. Военный трибунал войск НКВД Уральского округа 10 ноября 1937 года в закрытом судебном заседании на основании ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР (антисоветская агитация) приговорил его к лишению свободы сроком на шесть лет. Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 29 января 1938 года приговор по делу был отменен и дело возвращено на доследование для выяснения взаимоотношений Петухова и свидетелями <…> К моменту доследования дела свидетель, давший показания на Петухова, сам был арестован и помещен в камеру №39. В камере он признался, что дал на Петухова ложные показания. Поэтому постановлением военного следователя военной прокуратуры от 16 декабря 1938 года дело на Петухова было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, он был освобожден из-под стражи»

Признаки возвращения 37-го года

Шалагинова в своем письме Киене добавляла, что уже готовила теплые вещи в дорогу до колонии, как вернулся муж. После тюрьмы у него обнаружился туберкулез легких. Впоследствии он и умер от рака легкого. Сама женщина отправилась в Донбасс, потом переехала в Тулу. Прочитав же статью в «Вечернем Свердловске» в 1991 году, она вновь пережила все, что хранила ее память о 30-ых годах. Решила откликнуться, чтобы всем стало известно о том, что «письмо, посланное из камеры №39, дошло».

Известно, что в 38-39 годах маховик репрессий на Урале сбавил обороты. В Свердловск прибыла бригада сотрудников СЧ НКВД СССР. Многие арестованные и содержащиеся под стражей чекисты-уральцы были освобождены. Силовики – провокаторы были приговорены судами к различным срокам заключения. Д. Дмитриев 7 марта 1939 года приговорен к расстрелу.

image

Письмо чекистов из камеры №39, обнародованное 2 года назад нашим агентством, вызвало широкий общественный резонанс. В нашу редакцию поступило немало звонков, в том числе, от действующих сотрудников ФСБ, критично отнесшихся к тому, что «СМИ разворошили былые дела». Звучало даже настойчивое предложение удалить материал. Мы этого не сделали

Между тем, 2015 и 2016 годы дали новые поводы считать, что угроза возвращения времен «большого террора» существует. Так, в 2015 году судимость за преступления экстремистской направленности выросла почти в два раза, за полгода 2016-го, по данным РИА «Новости», к ответственности привлекли 398 человек. Верховный суд указал, что многие граждане были осуждены именно за репосты информации в социальных сетях. За примерами далеко ходить не нужно. Навскидку – это приговор в Екатеринбурге 46-летней продавщице Екатерине Вологжениновой за публикацию на своей странице «Вконтакте» чужих текстов и фото о событиях на Украине, в негативном свете представлявших политику РФ. В Челябинске осудили активиста Константина Жаринова за размещение в интернете поста «Правого сектора» (запрещена в РФ) в тот момент, когда эта организация еще не была запрещена в России. В свою очередь Цивильский районный суд Чувашии приговорил 62-летнего пенсионера Николая Егорова к 2 годам за репост публикации публициста Бориса Стомахина. Катайский райсуд Курганской области назначил молодой маме из Екатеринбурга Евгении Чудновец полгода колонии за репост видео об издевательствах над мальчиком. Девушка хотела привлечь к этой проблеме внимание общественности, но ее признали виновной в том, что она распространяла детское порно.

В интервью NDNews.ru подполковник ФСБ в отставке Владимир Киеня еще два года назад прямым текстом говорил о том, что нынешние дела напоминают ему 37-й год. Можно соглашаться, можно и нет, но уголовное преследование за репосты в социальных сетях выглядит как некая трансформация советского террора и репрессий 30-х годов, когда даже сотрудников НКВД судили за любовь к литературе и поддержку инакомыслящих.

Ссылки по теме:

Тайна метаморфоз уникальной картины о последних днях семьи Романовых/Расследование NDNews.ru в стиле арт-детектива (ФОТО) >>>

Говорит Свердловск! Как враг Гитлера №1 – «рыжий карлик» – вещал из подвала (ВИДЕО, ФОТО)/Вымысел и правда о работе Левитана на Урале >>>

«Передайте Свердлову, что все семейство постигла та же участь, что и главу» – Госархив впервые опубликовал документы по истории убийства семьи Николая II (ФОТО, документы) >>>

От расстрела царской семьи к музею Революции: история «кровавого» дома Ипатьева (ФОТО, ВИДЕО, архивное АУДИО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XXIV >>>

Дешевле свиньи, но дороже лошади – почем продавали уральцев до отмены крепостного права (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XXIII >>>

Историческое событие! На Урале нашли захоронение легендарного советского военачальника Пугачева (ФОТО)/Рядом с ним закопаны сотни людей – русских и иностранцев. Интервью с руководителем поисков >>>

Книги, одежда и запчасти на рынках и в подворотнях Свердловска: спекулянты эпохи социализма в фотографиях и цифрах/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XXI >>>

По 25 лет для офицеров СС, адъютанта Гитлера и обычных солдат – как судили на Урале пленных немцев (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XX >>>

15 лет лагерей в Тавде – за что арестовали писателя, создавшего роман о президенте Тайваня и его жене с Уралмаша (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIX >>>

«Крысы»: история расцвета и заката «бешеной банды» братьев Коротковых (уникальные ФОТО, ВИДЕО 18+)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVIII >>>

Грамматические ошибки и «шпионаж»: за что репрессировали журналистов на Урале (ФОТО)/

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVII >>>

Таинственное исчезновение старцев и массовый заплыв уголовников в Исети – самые дерзкие и загадочные побеги из первых тюрем Екатеринбурга (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVI >>>

Разгром штаб-квартиры тайного сообщества большевиков во главе со Свердловым и тюремные фото Метенкова (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XV >>>

«Занимались шпионажем в пользу Японии» – как в Свердловске расстреляли балерину и директора театра музкомедии (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIV >>>

«Запертые в доме Севастьянова» или громкое дело гимназиста-убийцы (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIII >>>

Первое заказное убийство на Урале – иностранному инженеру Осипу Меджеру проломили голову из-за 2 пудов золота/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XII >>>

«Чекисты выбрасывались из окон НКВД после пыток», – письмо силовиков из свердловской тюрьмы Сталину (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XI >>>

«Расстрельные списки» Уральского повстанческого штаба/Как чекисты фабриковали дела – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ X (ФОТО) >>>

Вездеход «Жук», падение на параде и любимый русский вальс – приключения маршала Жукова на Урале/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IX >>>

Как разоблачали на Урале сбитого американского летчика-шпиона (ФОТО, ВИДЕО)/Воспоминания сотрудников КГБ, – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VIII >>>

Неизвестный уральский автограф Максима Горького (ДОКУМЕНТ)/Спецпроект «Архивные дела» ко дню рождения писателя, ЧАСТЬ VII >>>

«Дела сегодняшних дней напоминают мне 37-й год», – интервью с подполковником ФСБ в отставке Владимиром Киеней (ФОТО) / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VI >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ V: дело Светы «Солнышко» (ФОТО)/Расследование убийства и изнасилования девочки, повергшие в шок уральцев >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IV: «рисованная» статистика, «гламурные» следователи и освистанный Сорбонной Бастрыкин >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ III: самый молодой маньяк в истории СССР, пойманный на Уралмаше (ФОТО) >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ II: милиционеру, представленному к ордену посмертно, вручили награду лично (ФОТО) >>>

Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ I: зверское убийство еврейской семьи (ФОТО)/«Милицейский Гагарин», загадочные сокровища иудеев и лжечекисты >>>

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Урал, Россия, Архивные дела,