«Нас спасет алкоголь и таблетки»: за счет чего будет выживать торговля в Сети в непростом «матрасном» году
Никакого экономического роста в следующем году ждать не приходится – уверены экономисты. Однако некоторые шансы на рост есть у рынка онлайн торговли. В основном за счет возможности сразу показать низкие цены и за счет молодежи, которой просто удобнее покупать по Сети. Особенно если государство пересмотрит законы и разрешит дистанционно продавать алкоголь, лекарства и украшения. Сегодня на пресс-конференции участники рынка и эксперты оценили, что ждет покупателей и продавцов в следующем году.
По мнению президента Ассоциации компаний Интернет-торговли Алексея Федорова, развитию рынка онлайн торговли мешают некоторые устаревшие законодательные ограничения. Так, магазины по торговле продуктами вообще не имеют шансов нормально развиваться. Во-первых, из-за СанПина, который запрещает перевозить в одной машине продукты и непродовольственные товары. Во-вторых, объективный фактор: некоторые продукты очень тяжело перевозить, например, зелень в поездке до клиента может потерять товарный вид. И клиенты от продуктов при доставке отказываются даже чаще чем от одежды. Отсюда высокие издержки. К тому же по правилам курьер должен иметь санитарную книжку. «Единственное, что может спасти этот сегмент – это торговля алкоголем. До ЕГАИС все было понятно, риск, что паленку привезут. Но сейчас эта проблема исчезла, а продавать алкоголь дистанционно все равно нельзя. Правда, на экспорт разрешили. Теперь вы можете отправлять во Францию прекрасные российские вина», – прокомментировал Федоров.
Еще одно ограничение – торговля ювелирными украшениями. Закон был принят еще в 1992 году, когда Ельцин пытался спасти Россию от контрафакта. Следующий запрет – продажа лекарств. «Лекарства дистанционно продавать нельзя, если только покупатель не является героем СССР или же полным кавалером ордена Славы. Как вы это представляете, спрашивать, кавалер ты или не кавалер?», – сыронизировал эксперт. Те сервисы, которые предлагают дистанционную продажу, фактически действуют незаконно. Но здесь, как подчеркнул Федоров, есть проблема. В аптеке покупатели консультируются с провизором, а курьеры никакого соответствующего образования не имеют. Это нарушает принципы рынка, и то ли всех курьеров обязывать получать диплом провизора, что невозможно, то ли аптекарей от такой обязанности освобождать, что не имеет смысла.
Наконец, онлайн ритейл переплачивает банкам. По словам Федорова, продавцы в традиционных магазинах за эквайринг платят 1-1,5 %, а некоторые продуктовые сети и вовсе по 0,45 %. Тогда как интернет-ритейл – 2,5 %. «Несколько лет назад такое было оправдано, банки боялись мошенничества и таким образом подстраховывались. Но с тех пор, как появился 3-D Secure, проблема ушла в прошлое», – отметил президент АКИТ.
Впрочем, развитие онлайн торговли зависит не только от того, чем можно торговать, но и от того, на что люди готовы тратить деньги. Как отметил генеральный директор электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский, будущий год, как и этот, для рынка будет не из легких. Нельзя сказать, что в экономике ситуация как-то улучшилась, но она по крайней мере стабилизировалась. И для онлайн ритейла все складывается лучше, чем для традиционных магазинов – в основном за счет того, что в Сети можно выбрать товары дешевле. «В первую очередь потребитель, конечно, покупает продукты, потом коммуналку платит, какие-то еще обязательные платежи. И после этого всего у него остается 2-3 тысячи. И на эти деньги претендуют все: и кафе, и туристические компании, и мы. На рынке интернет-торговли все несколько лучше, чем в традиционной, покупатель ищет, где подешевле. По итогам I полугодия этого года рынок интернет-торговли достиг объема в 405 млрд рублей, рост на 26 % по сравнению с тем же периодом 2015 года», – отметил директор дискаунтера. Впрочем, пока рынок электронной коммерции в России занимает всего 3-4 % от всего рынка отечественного ритейла. В развитых странах это более 10 %, в Китае – около 10 %. Михаил Славинский уверен, что онлайн торговля будет только расти: снимается барьер страха покупок по Сети, покупатель сразу видит стоимость товара (а интернет-магазины объективно способны предложить меньшие цены). При этом в УрФО довольно высокий процент покупающих по Сети – 12 %, больше только в Москве. А в УрФО лидером стала Свердловская область – на долю региона приходится 59 % онлайн покупок, в денежном выражении это 53,3 млрд рублей.
По мнению директора Института финансов и права УРГЭУ-СИНХ Максима Марамыгина, ситуация все-таки не столь красочная. «По статистике за 2016 год мы видим, что ничего хорошего пока сказать нельзя, никакого роста экономики нет. Мы можем говорить только о падении темпов падения экономики, о том, что мы скоро выйдем в рост, говорить не приходится. Что касается 2017 года – это будет «матрасный» год, когда все просто лежит, и провалов нет, и роста особого нет. раньше 2018 года экономика расти не будет. Тенденция 2016 года – это рост безработицы, а значит и падение покупательской способности. И, как уже сказали, человеку сначала кушать надо, а продуктов питания в сети практически нет. Начало года, зима, будет нелегкой для онлайн торговли», – считает Максим Марамыгин.
Екатеринбург, Светлана Загороднева
© 2016, РИА «Новый День»