AMP18+

Екатеринбург

/

Федеральные СМИ посмеялись над топонимическими парадоксами Екатеринбурга

image

В России сегодня отмечается круглая дата – ровно 25 лет назад были подписаны Беловежские соглашения, в соответствии с которыми была подведена черта под существованием СССР. После этого в России и в других бывших советских республиках произошла серия переименований городов и населенных пунктов, которые во многих случаях получили прежние, досоветские названия.

Как передает корреспондент NDNews.ru, этот процесс был обоснован по-разному, однако почти везде новые власти пытались объяснить необходимость изменить имя города или поселка борьбой за историческую справедливость. Таким образом, Куйбышев снова стал Самарой, а Горький – Нижним Новгородом. При этом не обошлось без топонимических парадоксов, которые сегодня решили вспомнить российские СМИ.

Так, на референдуме в 1991 году жители Северной столицы поддержали переименование Ленинграда в Санкт-Петербург, а вот жители Ленинградской области не поддержали изменения имени их региона. В результате эта область до сих пор носит имя вождя мирового пролетариата, пишет сегодня «Газета». Кстати, когда встал вопрос о переименовании столицы Ленобласти, то предлагались и альтернативные, даже несколько абсурдные варианты: Невоград, Еленинград и даже Ленинград Петроградович Петербург.

Аналогичная история произошла на Урале, где Свердловск переименовали в Екатеринбург. Но область при этом сохранила прежнее название. Вместе с тем, как подмечает федеральная пресса, Екатеринбург в принципе пытается сочетать в себе несочетаемые топонимы и названия. Так,

Храм-на-Крови, отрытый в 2003 году на месте расстрела последнего императора России Николая II, официально ранее значился по адресу «улица Толмачева, дом 34/а» (теперь этот участок улицы переименовали в Царскую – прим. ред.). Но фактически храм расположен на улице Карла Либкнехта – одного из основателей Компартии Германии. А улица Либкнехта, в свою очередь, является продолжением проспекта Якова Свердлова, который был одним из организаторов казни царя. И, как подмечают не без иронии федеральные журналисты, сейчас порой в Екатеринбурге можно услышать фразу: «Как пройти к месту казни Николая Второго? Идите прямо по проспекту Якова Свердлова».

Однако в целом переименование проходило в России относительно спокойно, говорится в сегодняшних материалах прессы, посвященных Беловежским соглашениям. Значительная часть населенных пунктов, переименованных после Октябрьской революции 1917 года, и в наше время носит «советские» имена. Такова судьба города Кирова, который на протяжении своей истории был Хлыновым, Вяткой, пока не обрел в конце 1930-х имя этого функционера КПСС. Не стали после 1991 года переименовывать и Краснодар в Екатеринодар, а также столицу Тувы Кызыл – в Белоцарск. Помимо прочего, большинство российских городов сохранили проспекты и улицы Ленина, нетронутыми остались и памятники советским лидерам.

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия,