В Каменском районе Свердловской области обнаружилось три десятка ветхих жилых домов – фактически бесхозных и непригодных для проживания. Тем не менее, они обитаемы. Но жильцы всерьез опасаются, что могут погибнуть в собственных домах.
Бывший дом РЖД грозит обрушиться
О ситуации стало известно, когда к местным депутатам обратились жители первого железнодорожного разъезда в селе Сипаевское. Они пожаловались на ужасающее состояние трехквартирного дома. В срединной его части рухнула прогнившая потолочная балка, чудом не задевшая находившихся в тот момент в квартире женщину и ребенка.
Как рассказала «Новому Дню» жительница дома Любовь, здание некогда принадлежало РЖД. Женщина переехала в Каменский район в 1994 году, устроилась работать на железную дорогу, получила от компании квартиру в доме возле железнодорожной станции. Сооружение и тогда уже было не новым – оно было построено еще до войны. Тем не менее, РЖД как-то присматривало за своей собственностью, дом латали, проводили ремонты. Ситуация изменилась в середине 2000-х, хотя жильцы, судя по всему, заметили это не сразу. Дом был передан в муниципальную собственность. Это выяснилось, когда обитатели здания обратились в сельскую управу – просили сделать хоть какой-то ремонт в доме. Но им отказали. «Друг на друга спихивают, никто ничего сказать не может», – жалуется Любовь.
Дом действительно производит гнетущее впечатление – старый, покосившийся, с потрескавшейся штукатуркой и выпадающими оконными рамами, на подступах он густо зарос сорняками, что только усиливает ощущение заброшенности. В нем нет ни отопления, ни водоснабжения, ни канализации, только электроэнергия. Воду берут из колодца, который облюбовали лягушки. С мытьем сложнее – когда-то рядом с домом была построена баня, но она сгорела в прошлом году во время сильной жары. В доме сейчас живет только наша собеседница Любовь. Обитатели первой квартиры покинули ее давно, из второй соседка Любови Екатерина съехала после инцидента с балкой – теперь она снимает жилье непосредственно в Каменске-Уральском. Разъезд сильно отстоит от Сипаевского, до него нужно долго идти пешком через поле, а затем несколько сотен метров вдоль железнодорожного полотна. «Как я должна ребенка в школу отпускать, ты скажи? Я и так в полвосьмого на работу выхожу!» – восклицает Екатерина.
В отличие от нее Любовь переезжать не собирается – некуда и не на что. Как, вероятно, и жильцы остальных домов, раскиданных вдоль железнодорожного полотна. «Таких домов три десятка, состояние у них аварийное, но они не состоят ни на каком учете, нет их в программах ни по капитальному ремонту, ни по сносу и расселению, – говорит «Новому Дню» депутат ЗССО Вячеслав Вегнер. – Я направил обращение в прокуратуру, был у [министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая] Смирнова, он согласен, что это полный беспредел».
Ситуация между тем довольно неоднозначная. Протеже Вегнера, местный депутат Светлана Графская, утверждает, что провела целое расследование и выявила однозначную вину местных властей. По ее словам, в 2005 году РЖД решили передать несколько десятков домов в собственность Каменского городского округа. В том числе – дом на первом железнодорожном разъезде в Сипаевском. Железнодорожники выделили чуть больше 12 млн рублей, чтобы новый хозяин мог поддерживать дома в нормальном состоянии. И сделка произошла. «Постановляю принять в муниципальную собственность МО «Каменский район» на баланс МУ «Управление заказчика по ЖКУ МО «Каменский район» на праве оперативного управления жилой фонд», – говорится в постановлении главы района Виктора Щелконогова от апреля 2005 года.
По словам Графской, она получила документы в архиве Каменского района. Железнодорожники подтвердили, что сделка между РЖД и муниципалитетом состоялась. Вместе с тем, когда она обращалась к нынешнему главе Каменского района Сергею Белоусову, ей ответили, что в реестре муниципальной собственности дома в Сипаевском нет.
«Новому Дню» глава района первоначально дает ту же информацию – раз ответили, что дома в реестре нет, значит, муниципалитет действительно не является собственником. При съемочной группе агентства он созывает подчиненных, просит разобраться с ситуацией, звонит по телефону и раздает указания. Спустя пару часов дает новые пояснения. «Договор с РЖД действительно был, но только об условиях передачи, а не о самой передаче. Поэтому процесс и не был завершен. Но теперь его активизируют и доведут до конца», – рассказывает нам Сергей Белоусов.
По его словам, нужно обращение самих жительниц дома, чтобы чиновникам было проще работать. Ранее в администрацию района они не жаловались. «Только в 2011 году родственники Екатерины обращались в администрацию, чтобы им выдали документы на право проживания в этом доме, но помочь им не смогли, им необходимо было обращаться в суд, но они этого не сделали», – отмечает Белоусов.
По его словам, у большинства жителей домов, некогда принадлежавших РЖД, нет никаких бумаг, где было бы прописано право жить в этих хибарах. В лучшем случае – регистрация по месту жительства, то есть штамп в паспорте. И это создает определенные сложности – даже если дома включат в реестр муниципальной собственности и, например, поставят их в программу расселения и сноса, новое жилье их обитателям можно будет предоставлять только на основании каких-то документов, подтверждающих право на проживание, а их нет. В этом случае люди вовсе могут оказаться на улице.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 15.08.17
Кинопоказы в «Колизее» могут прекратиться с сентября, старейший кинотеатр готовят к реконструкции. / МУГИСО снова провалило план по продажам госимущества (ДОКУМЕНТ). / В Екатеринбурге кинотеатры уже заключили договоры на прокат «Матильды». Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2017, РИА «Новый День»