AMP18+

Екатеринбург

/

Интервью

/

Наталья Антипина: Прозрачность земельного рынка в России зависит от губернаторов Интервью «Нового Региона» с главой Росреестра

Едва президент Владимир Путин на заседании Госсовета призвал сделать земельный рынок прозрачным, как в этом направлении закипела бурная деятельность. Первой «ласточкой» стала смена главы Росреестра Сергея Васильева. Ему на смену пришла команда молодых управленцев, которую возглавила прежний зам Васильева – Наталья Антипина. Сегодня она провела в Екатеринбурге крупное совещание с главами территориальных управлений. Корреспондент «Нового Региона» встретился с Натальей Николаевной, и узнал все подробности о земельной «дорожной карте», об «эксклюзивных» правах Минобороны на торговлю землей, о том, за что придется отвечать губернатору Евгению Куйвашеву и с каким заданиями не могут справиться два свердловских министра – Алексей Пьянков и Дмитрий Ноженко.

Н.Р. Наталья Николаевна, только что в Екатеринбурге Вы провели крупное совещание с руководителями региональных управлений Росреестра. Что стало поводом для него и почему выбрали уральскую столицу?

Н.А. Это совещание очень важное для нас. Дело в том, что 1 декабря правительством РФ была утверждена «дорожная карта» по повышению качества доступности услуг в сфере регистрации кадастра и недвижимости. Мы планируем такие совещания провести по всей стране, по всем федеральным округам. Выбрали первым УрФО, потому что есть вопросы, есть проблемы. Именно в плане развития повышения качества заявителей.

Н.Р. Какое будущее ждет упомянутую Вами «дорожную карту»? Каково ее содержание и цели, будут ли запускаться «пилотные» проекты по ее внедрению и какие регионы для этого могут быть выбраны?

Н.А. «Дорожная карта» уже утверждена и запущена в полном объеме с конкретными показателями по годам. Мы для себя ставим план, чтобы последовательно достигнуть всех поставленных показателей к 2018 году. Это сроки регистрации прав на недвижимое имущество, наполнение кадастра, время ожидания в очереди и качество обслуживания населения – т.е. оценка качества наших услуг. Если же говорить о краткосрочных планах, то одни показатели должны быть достигнуты к 2013 году, следующие – в 14-15 годах, и далее до 2018 года.

Кроме того, показатели «дорожной карты» одновременно будут являться оценкой эффективности руководителей региональных управлений Росреестра. Скажем, в Свердловской области – Михаила Зацепина. Теперь у каждого руководителя будет своя персональная оценка деятельности – ими ежегодно будут являться внедренные показатели «дорожной карты». И каждый сотрудник будет персонально отвечать за их достижение.

Н.Р. Сейчас на государственном уровне сильно меняется отношение к земельным ресурсам. Неслучайно этой теме было посвящено последнее заседание Госсовета, которое провел президент. Скажите, почему о земле, как о дорогостоящем товаре, «вспомнили» достаточно поздно?

Н.А. Вопрос был поставлен своевременно. Действительно, мы должны искать источники наполнения бюджетов, и одним из них как раз являются земельные ресурсы. Повестка дня – использовать их эффективно – это актуально. Кстати, «дорожная карта» предусматривает план мероприятий по наполнению кадастра недвижимости. И отдельно мы внесли концепцию по совершенствованию земельного надзора, который также будет направлен на повышение эффективности именно надзора за использованием ресурсов.

Н.Р. Кстати, недавно глава МЭР Андрей Белоусов заявил, что земля в России – серьезно недооценена. Почему так получилось и отчего земельный рынок в стране, если так можно выразиться – «недоразвит»?

Н.А. Это зависит, прежде всего, от отношения региональных и муниципальных властей. Мы понимаем, что именно они должны выносить этот вопрос в повестку дня. Мы – средства достижения этой цели, мы должны им помогать. Росреестр, Росимущество, налоговые органы – мы должны помогать выявлять неиспользованные ресурсы и подсказать пути их использования.

Н.Р. Мы недавно беседовали с нынешним свердловским министром госимущества (Алексей Пьянков, прим. НР) о том, на каком уровне начинается коррупция в сфере землепользования. Он предположил, что на муниципальном. И, кстати, именно в муниципалитетах нет генпланов развития, потому что нет кадастрового учета. Эти вещи могут быть связаны?

Н.А. С четвертым (на самом деле – третьим, прим. НР) по счету свердловским министром госимущества за последнее время… Я скажу так – это проблема системная. Она связана с несовершенством законодательства, низкой организацией работы на уровне муниципальных властей, слабой координацией этого процесса со стороны региональных органов власти. Если все организовать на должном уровне (о чем я сегодня неоднократно говорила), мы совместными усилиями решим эту проблему. Тогда экономический эффект будет соответствующий.

Как уже говорилось – мы орган, который дает инструмент. А как все реализовывается – это уже задача конкретно региональных властей. Создав «дорожную карту», мы обеспечили всех алгоритмами действий. А то, что очередной министр госимущества делит полномочия с муниципалитетами – и конкретно в Свердловской области – это не к нам вопрос.

Что касается генпланов городов, то есть инструмент, позволяющий наполнять кадастр недвижимости. Это закреплено в 618-м постановлении правительства РФ. Тем не менее, региональные и муниципальные органы власти у нас до сих пор слабо реагируют на это постановление. И не вносят сведения, которые обязаны предоставлять: о разрешенном использовании земель, об их категории, территориальных зонах и так далее.

Н.Р. Хорошо, а что сделал Росреестр для того, чтобы в МО были приняты документы градостроительного зонирования?

Н.А. Всё. И эту информацию мы готовы предоставить в любой момент по запросу. Сначала надо наполнить кадастр. Ведь когда начинается проектирование, нужны данные о земле. А если их нет? Еще раз повторю: мы открыты для муниципальных властей, все наши сведения, базовые ресурсы – все это доступно. А тем более, в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Просто надо брать эту информацию и научиться брать правильно. Например, в электронном виде. Сказывается, в том числе, и квалификация сотрудников муниципальных и региональных администраций.

Получается, что муниципалитету проще обратиться за дотацией к субъекту, чем заставить собирать земельный налог. Который является базовым для развития местного самоуправления. Такая проблема существует, но это уже вопрос межбюджетных отношений.

Н.Р. В Свердловской области срывается реализация указа президента по созданию многофункциональных центров предоставления услуг Росреестра. Проблема банальна – под МФЦ не выделяют помещений, из-за чего наш министр экономики Дмитрий Ноженко недавно получил «разнос». Но процедура все равно затягивается, скажите – это тенденция всей страны или только Среднего Урала? Не останутся ли жители периферийных городков без госуслуг?

Н.А. У нас в соответствии с указом президента № 601 поставлена задача к 2015 году предоставлять 70% услуг через МФЦ. Сами посчитайте, сколько времени осталось. Соответственно региональные власти должны найти выход из этой ситуации. А закон об услугах – ФЗ №210 предоставляет такую возможность. Если нет помещений, есть «Почта России» и иные организации, через которые можно организовать предоставление этих услуг. Понимаете? Т.е. все инструменты, чтобы обеспечить доступность для жителей вашего региона – есть – они заложены в законодательстве. Главное – эти механизмы умело применять.

Н.Р. Владимир Путин на Госсовете прямо заявил – земельные отношения в РФ по-прежнему являются одними из самых «непрозрачных» и коррупционных. Как Вы думаете, сколько времени и сил нужно, чтобы он сказал – рынок стал прозрачен и не коррупционен?

Н.А. Это зависит от того, насколько быстро губернаторы и главы муниципалитетов будут заниматься этими проблемами. А ими надо заниматься – ежедневно. Без такой деятельности не будет ничего. Мы понимаем, что принятая «дорожная карта» очень трудоемкая. Это серьезный процесс, который предусматривает взаимодействие Росреестра с рядом ведомств (налоговая, Росимущество, региональные и муниципальные органы власти) и все вместе мы должны этот процесс реализовать. Я надеюсь, что к 2018 году президент скажет такие слова (улыбается).

Н.Р. Наталья Николаевна, сейчас расследуются громкие уголовные дела в отношении структур Минобороны. Касаются они и сделок с недвижимостью – землей под военными объектами. Как-то можете это прокомментировать?

Н.А. Было постановление №253, в соответствии с которым исключительные полномочиями в отношении военных объектов были переданы Минобороны. От этого процесса были все отстранены, решения принимались только этим ведомством. Надо искать причину, почему принимались такие решения. Минобороны само владело, само принимало решения, само распоряжалось. Но сейчас идет следствие, во всем этом еще предстоит разобраться.

Н.Р. Хорошо. В регионах прошли проверки – бизнес жаловался на неравные условия регистрации земли в субъектах, где то это происходит в кратчайшие сроки, где-то не обходится без волокиты. Поделитесь результатами этого анализа, какие регионы в лидерах, а какие в аутсайдерах? И как на этом фоне выглядит Свердловская область?

Н.А. Росреестром с прошлого года ведется мониторинг деятельности каждого теруправления. Мы выявляем соблюдение стандартов. Мониторинг реально показывает состояние проблем в тех или иных территориях. Если в том году он проходил в «пилотном» режиме, то в этом – мы его будем доводить до сведения общественности – разместим на сайте Росреестра по итогам 2012 года. У нас коллегия будет в феврале – на ней мы и презентуем итоги.

В числе «передовиков» у нас идет управление Росреестра по Краснодарскому краю – оно уже регистрирует права собственности за семь дней. Мы призываем следовать опыту этого региона. В числе аутсайдеров ряд управлений, среди них по Санкт-Петербургу. Проблемы системного характера. Свердловская область идет в середине. Мы надеемся, что в следующем году это место изменится – уже есть тенденции к лучшему.

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Интервью, Курган, Москва, Челябинск, Ямал, Урал, Центр России, Интервью, Недвижимость, Общество, Россия, Экономика,