Приобрести участки для дачи и под строительство в России станет проще и дешевле. Позитивные для жителей и бизнеса новации анонсировал замминистра экономического развития РФ Павел Королев – человек, хорошо известный на Среднем Урале по работе в правительстве. Он и представлял от имени кабинета министров новый «земельный» законопроект в Федеральном собрании. По словам г-на Королева, жители малонаселенных районов смогут бесплатно получать участки земли. В интервью «Российской газете» он пообещал: в пределах границ каждого российского муниципалитета заранее будет известно, что, где и как строить. «Новый Регион» публикует текст интервью с замминистра МЭР без сокращений.
Для желающих приобрести участок отпадает необходимость «договариваться» с местной властью. Можно потребовать у муниципалитета выставить на продажу приглянувшиеся сотки, отмечает официальный печатный орган правительства РФ. Так, на подпись президенту передан объемный закон о крупнейшей за последние четырнадцать лет земельной реформе. В оборот будет вовлечено огромное количество новой земли. С молотка пойдут и невостребованные земли в федеральной собственности, а также территории, на которых расположены долгострои. Будут расширены и возможности для бесплатного получения земельных участков в частное пользование в малонаселенных районах страны. В свою очередь, дачники получат право на так называемую прирезку земли.
Павел Эдуардович, раз доступных для покупки участков станет больше, значит, цены на них упадут?
П.К. Да, если верить учебнику экономики, рост предложения на рынке снижает цены. Но каждая территория имеет свои особенности. Например, в Подмосковье, где рынок перегрет, сложно ожидать снижения цен.
Очевидно, однако, что распределение участков приобретет более народный характер, а спекулятивной составляющей будет меньше. Людям будет проще купить участок напрямую у муниципалитета, а не у перекупщиков.
И кто сможет получить землю бесплатно?
П.К. Ясно, что в глухой глубинке продавать участки с торгов бессмысленно, на них просто никто не придет. Напротив, туда нужно людей привлекать. Поэтому в малонаселенных местностях специалисты, которых на селе не хватает, смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении шести лет – в собственность. Перечень таких муниципальных образований и категорий граждан будет устанавливаться региональными законами.
Вы говорили, что дачники получат возможность прирезать себе землю. Как это сделать?
П.К. Это очень важное изменение для граждан – возможность легально за плату оформлять так называемые прирезки к своим дачным, садовым участкам, участкам под жилыми домами. Естественно, если это не земля общего пользования или не участок соседа. Цена на эту землю будет значительно ниже рыночной, поскольку никаким другим образом ее использовать нельзя. Тем более что, как правило, речь идет об уже фактически огороженных землях. Такие самозахваты встречаются сплошь и рядом.
А как будет решаться судьба долгостроев?
П.К. Под стройку земля с торгов будет отдаваться в аренду только на нормативный срок строительства, максимум на 10 лет. По истечении этого срока орган местного самоуправления имеет полное право участок вместе с долгостроем продать.
Чтобы жители не ходили десятилетиями вокруг огороженного котлована. Это заставит застройщиков более ответственно относиться к своим проектам.
И все это станет возможным благодаря новому закону. Как же изменится порядок предоставления муниципальной земли?
П.К. Перемены будут очень существенными. Сейчас система распределения земельных ресурсов непрозрачна, во многом противоречива, обременена излишними согласованиями и тянется слишком долго, иногда до трех лет.
Вопрос о том, выставлять свободный муниципальный участок на продажу или нет, решается произвольно местными властями, нет исчерпывающего перечня причин для отказа в предоставлении участка, установленных сроков для принятия органами власти необходимых решений. Определены только сроки кадастрового учета и регистрации права собственности. Все остальное – на усмотрение чиновников. Потенциальные покупатели земли вынуждены выступать просителями, «договариваться» с местной властью.
Новый закон разрабатывался, обсуждался 5 лет, он обобщил почти 25-летний опыт выстраивания рыночных правоотношений в землепользовании. В нем много детально прописанных процедур прямого действия (неслучайно документ занимает более трехсот страниц), с конкретными и достаточно краткими сроками их выполнения. В целом они не должны превышать трех месяцев.
Избыточные согласования исключены?
П.К. Конечно. Теперь не надо готовить и согласовывать акт выбора участка, который дублирует градостроительную документацию. Именно с актом выбора сегодня связаны почти все неформальные отношения с органами власти при предоставлении участка.
При подготовке акта выбора орган власти по своему усмотрению решал, какой объект и с какими параметрами построить. Фактически это превратилось в переговорный процесс между органами власти и заявителями. В этом году по всей территории страны завершается утверждение правил землепользования и застройки. Поэтому теперь вопрос о том, какой объект и с какими параметрами можно построить, уже не может быть предметом переговоров – это должно быть определено в градостроительном регламенте.
Соответственно, порядок предоставления земельных участков будет основываться на генплане территории, правилах землепользования и застройки, а также документации по планировке территорий.
Что это означает на практике?
П.К. Это означает, что власть должна понимать перспективы развития «своего» муниципального образования и заранее определить предназначение той или иной ее части. В том числе зарезервировать то, что может потребоваться в будущем.
Иначе говоря, власть должна быть компетентна. Таким образом, мы входим в режим внятного управления земельными ресурсами, когда потенциальный правообладатель, инвестор понимает, что, к примеру, вот здесь он может строить здание, но не выше трех этажей. Альтернатива – нынешний режим постоянных переговоров с администрацией, торга за то, чтобы получить участок или построить дом на один-два этажа выше.
Гражданин или юридическое лицо, глядя на публичную кадастровую карту, будет видеть, на какие земли он может претендовать, и выбирать участок, исходя из уже определенных параметров застройки. Определившись с участком, нужно подать заявление с требованием выставить его на продажу.
Если участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, а обычно это именно так, то заявитель разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую власти должны согласовать в течение 30 дней – на этот счет в законе также предусмотрена прямая норма. А далее муниципалитет обязан объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой будет кадастровая стоимость участка.
А если случится, что уже внесенный в кадастр за счет заявителя участок уйдет на торгах другому покупателю?
П.К. Гражданам, которые претендуют на участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, это не грозит. Они будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок. Для юридических лиц такой риск существует, но он несопоставим с полной невозможностью подойти к торгам, как это происходит сегодня.
Сохраняется возможность предоставления участков без аукциона, но по закрытому перечню оснований – многодетным семьям, под объекты государственного и муниципального значения, сельхозпроизводителям после трех лет аренды и т. д.
Что будет с землями, находящимися в федеральной собственности?
П.К. Они будут переданы в муниципальную собственность. Это может коснуться более половины всех федеральных земель, если не считать лесной фонд. Не подлежат передаче муниципалитетам только те земли, которые необходимы для реализации федеральной властью своих полномочий. Но скорость этого процесса будет зависеть от активности местных властей.
По сути, это ввод в экономический оборот очень мощного земельного ресурса. У нас же все предприятия еще не так давно были государственными, и до 90 процентов территории некоторых муниципальных образований до сих пор приходится на земли в федеральной собственности. После передачи в муниципальную собственность муниципалитет может выставить их на торги, может отвести их под социальные, культурные объекты. Представим ситуацию, когда в центре города на месте обанкротившегося предприятия находится большой участок земли в федеральной собственности. На нем после передачи муниципалитету могут устроить парк или построить больницу.
Насколько муниципалитеты готовы ко всем этим переменам?
П.К. Муниципалитетам реформа выгодна. Она делает их экономически сильнее, и это очень важно, потому что у них – все полномочия, на них все обязанности, а ресурсов у них мало. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что недобросовестным главам муниципальных образований придется расстаться с возможностью торговаться самим и находиться в процессе вечных переговоров.
Закон вступает в силу 1 марта 2015 года. Зачем нужна такая длительная отсрочка?
П.К. За это время нужно издать ряд подзаконных нормативных актов правительства РФ. Синхронизировать принятые федеральные акты с рядом ведомственных, а также региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами. Органам местного самоуправления нужно подготовиться к реализации полномочий. А мы окажем за этот период содействие в их практическом правоприменении.
Москва, Екатеринбург, Александр Родионов
Москва, Екатеринбург. Другие новости 23.06.14
Фан-зона в ЦПКиО прошла боевое крещение (ФОТО). / Интерпол ищет родных россиянина, ставшего инвалидом после ДТП в Турции (ФОТО). / Опубликован рейтинг социального самочувствия регионов. Средний Урал – снова ниже соседей. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».