«Мне латте, только без молока!» – как Россия становится «кофейной» страной Интервью NDNews.ru с экспертом по кофе (ФОТО)
Кофе становится все более популярным напитком в традиционно чайной России, каждый месяц в Екатеринбурге открываются новые кофейни, и человек со стаканом капучино на улице уже не кажется персонажем голливудского фильма. Но до развитой культуры потребления кофе россиянам пока далеко. Из-за чего бариста не любят капучино, почему не стоит покупать кофе, переваренный кошками из джунглей, и чем плох кофе без кофеина – в интервью NDNews.ru с совладелицей компании Coffee Project Александрой Уфимцевой.
NDNews.ru: Сколько чашек кофе в день можно выпить, чтобы не переборщить?
Александра Уфимцева: Наверно, не больше 3-4 кружек. Хотя зависит от организма и привычки. Например, самые кофейные нации – это жители Штатов и Скандинавии. Они употребляют чуть ли не больше всех кофе в мире. Там даже есть кофейные чемпионаты для домохозяек. И еще итальянцы. Те вообще пьют по 10 эспрессо в день – и это считается нормой. При этом они спокойно могут выпить чашку кофе за ужином, а потом пойти спать и не страдать от бессонницы.
NDNews.ru: То есть кофе не обязательно бодрит?
А.У.: Совсем нет. Я тоже могу выпить кофе вечером, а потом совершенно спокойно уснуть.
NDNews.ru: Получается, что это самовнушение, когда человек думает, что он с утра становится бодрее, когда выпивает чашку кофе?
А.У.: Точно так же, как и стереотип про то, что кофе вызывает привыкание. Это обычный продукт, как чай, сок или вода, а вовсе не наркотик. Ты можешь привыкнуть и к тому, что по утрам не можешь «проснуться» без стакана воды. Да, кофеин вызывает привыкание, но его можно спокойно заменить чашкой чая или шоколадкой.
NDNews.ru: А что ты скажешь про бескофеиновый кофе?
А.У.: Наверно, это классная вещь для беременных или тех, кому кофе запрещают врачи. Но когда обычный человек говорит, что хочет декаф, просто потому что ему так хочется, это звучит как-то странно. Мы ценим кофе не за бодрящий эффект, а за удовольствие от его вкуса. Он формируется благодаря эфирным маслам, содержащимся в зерне. А сама суть производства декафа такова, что часть эфирных масел уходит еще на стадии обработки зеленого зерна. Его помещают в специальный раствор, чтобы убрать кофеин. И только после уже жарят сам кофе.
NDNews.ru: В общем, декаф – это не совсем правильный кофе. А растворимый?
А.У.: Вообще-то он тоже делается из обычных кофейных зерен, правда, не самого высокого качества. Их так же точно жарят, мелют, а потом вываривают по 2-4 часа, доводя до густой консистенции, похожей на нугу. Ее вытягивают на огромные полотна, а потом отправляют в морозилку. Когда эта масса застывает, ее дробят. Так и получается растворимый кофе.
NDNews.ru: И чем тогда он плох?
А.У.: Чем дольше перемолотое зерно соприкасается с водой, тем меньше остается тех самых вкусных эфирных масел и тем больше оно выделяет вредных веществ, которые в хорошей кофейне никогда не попадут в чашку. Кстати, эспрессо с этой точки зрения – идеал, поскольку 25 мл воды – это то самое количество, которое забирает у зерна все самое вкусное. Ну и, возвращаясь к растворимым напиткам, – в них добавляют кучу химических элементов, и в конечном итоге в этой массе самих переработанных зерен примерно 15%, а остальное – разные присадки.
NDNews.ru: С кофе можно переборщить?
А.У.: Конечно, хотя лучше этого не делать. Если чувствуешь, что перепил кофе, то надо выпить побольше воды, если и это не помогает – плотно пообедать.
NDNews.ru: Кстати, о еде. Говорят, что кофе способствует похудению. Это правда?
А.У.: Скорее, он способствует улучшению пищеварения. Те же итальянцы считают, что он ускоряет метаболизм. Но это только черный кофе. Если к нему добавить сахар и молоко, то это вряд ли будет способствовать похудению.
NDNews.ru: В чем соль гурманских сортов? Когда кофе переварил какой-нибудь дикий кот, а ты потом это пьешь…
А.У.: То, о чем ты говоришь, это «копи лювак». Многие путешественники покупают его в поездках за бешеные деньги – от 100 долларов за килограмм. Этот сорт действительно раньше очень ценился. Лювак – это такой милый зверек, который когда-то бегал по джунглям и поедал кофейные ягоды. Этот «котик» был отнюдь неглупым, он выбирал только самые спелые и вкусные ягоды, не ел ни гниль, ни зелень. И люди заметили, что в его организме проходит процесс ферментации и что если переваренные ягоды помыть и сварить кофе, получается очень вкусно.
Но что происходит сейчас? Понятно, что эти зверьки, которых специально держат на плантациях, не могут есть только лучшие ягоды, которые они выбирают сами. На фермах их кормят всем подряд – и зеленым, и испорченным зерном. Так что сорт лишился своей сути, сейчас это просто хороший маркетинговый ход.
NDNews.ru: Что тогда ценят профи?
А.У.: Specialty coffee. Это отборная арабика. Ягоды растут на плантациях на высоте не меньше 1000 метров. Собираются только спелые и здоровые ягоды, которые по-особому обрабатываются. На мешках с этим кофе указывается не только страна произрастания, но и название плантации и иногда даже имя фермера. Есть организация, которая все это регулирует. Так и называется – Specialty Coffee Association. Она контролирует все процессы – от выращивания зерен и их обработки до правильного хранения и приготовления.
Вообще же, если говорить про очень дорогой кофе, то причин высокой цены может быть две – либо это маркетинг, как в случае с «копи лювак», либо это очень большие затраты на производство сырья.
NDNews.ru: Туристы часто привозят кофе из путешествий. А где лучше не покупать кофе?
А.У.: Не стоит покупать кофе на Кубе или в Доминикане, несмотря на то, что там его действительно производят. Весь хороший кофе оттуда скупают европейцы, он идет на экспорт. А то, что остается, вряд ли можно назвать качественным. Лучше всего, кстати, покупать кофе не в магазинах, а в кофейнях. Как правило, вкусный кофе в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, а еще в США и Австралии. В России, кстати, тоже появляются кофейни с хорошим свежеобжаренным кофе.
NDNews.ru: Россия вообще-то больше чайная страна. Все меняется?
А.У.: Мы догоняем остальной мир по культуре потребления кофе. Сами бариста начинают интересоваться тонкостями приготовления и производства кофе, потому что наши соотечественники много путешествуют и хотят, чтобы дома был не хуже эспрессо, чем в кофейне в Риме или Нью-Йорке. Пить кофе вошло в моду.
NDNews.ru: И какой самый модный кофе в России?
А.У.: Пока капучино. На втором месте – американо. Сейчас еще и модно быть в хорошем теле, люди понимают, что капучино – это калорийно.
NDNews.ru: В любой отрасли есть снобизм. Сомелье будет смотреть с ужасом на человека, который покупает вино в пакете за 100 рублей, а что может вывести из себя бариста?
А.У.: Бариста любят тех, кто заказывает эспрессо. Когда я была в Нью-Йорке и заказывала в кофейнях капучино, я была, мягко говоря, не очень интересна для бариста как собеседник. А если заказываешь эспрессо, то это знак, что ты хоть что-то понимаешь, твоим мнением по поводу приготовленного напитка поинтересуются. Но снобизм доходит иногда до смешного – когда в кофейне тебе приносят зерна, предлагают посмотреть поближе, как мясо в стейкахузе, хотя далеко не всем это интересно и понятно.
NDNews.ru: А бывают какие-то особо запущенные случаи кофейной безграмотности?
А.У.: Был смешной случай, когда к нам пришла девушка и попросила латте. И говорит: «Только без молока!». Но вообще если человек говорит «экспрессо» вместо «эспрессо», это наша задача научить его правильно говорить и разбираться в тонкостях кофе.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2016, РИА «Новый День»