Сегодня в Москве проходит расширенное заседание генерального совета партии «Единая Россия». «Новый Регион» публикует интервью спикера Госдумы и лидера «Единой России» Бориса Грызлова «Российской газете», который поделился планами партии на две предстоящие выборные кампании – думскую и президентскую.
РГ: Борис Вячеславович, вы – лидер самой большой и влиятельной партии в стране, планируете ли вы баллотироваться в президенты в 2008 году?
Борис Грызлов: Я не разделяю безапелляционного мнения, будто партия, выдвигая кандидата в президенты, непременно должна выдвигать своего председателя. Страны развитой демократии в Европе и Северной Америке показывают, что это не так, да и у нас в России есть свои демократические корни и свои демократические традиции. Поэтому на съезде, который наша партия планирует провести в начале октября, перед выборами в Госдуму, мы будем, естественно, обсуждать вопрос федеральной тройки, списки в депутаты нижней палаты парламента. Но вопрос о кандидате, которого мы выдвинем на президентские выборы в 2008 году, партия будет обсуждать только после голосования на выборах Госдумы, скорее всего, на новом съезде в середине декабря. Пока я могу только сказать, что для «Единой России» не является обязательным выдвижение председателя партии и считаю, что мы должны выдвинуть такого кандидата, который реально, при поддержке партии, обеспечит преемственность курса действующего президента.
РГ: И поэтому ваш предвыборный проект, который намерены предложить избирателям, партия даже назвала «Планом Путина». Что же, «Единая Россия» не может предложить собственную стратегию развития?
Борис Грызлов: Послушайте, все восемь посланий Владимира Путина для «Единой России» являются не какими-то отдельными, разрозненными, документами, а комплексной стратегией развития страны. В каждом из посланий были обозначены, во-первых, тактические, конкретные задачи, которые последовательно выполнялись и выполняются, а во-вторых, стратегические цели. Владимир Путин – лидер, отвечающий за стратегию развития страны, поэтому мы называем идеи и тезисы посланий президента «Планом Путина». И этот план следует выполнять и после 2008 года. Поэтому мы в «Единой России» сознательно взяли на себя политическую ответственность – реализовать все инициативы президента, высказанные им в Послании 26 апреля 2007 года. Мы специально будем обсуждать Послание и сегодня, на совместном заседании Высшего и Генерального советов партии, потому что многие инициативы президента полностью совпали не только с нашими наработками или предложениями, но и с нашим видением задач развития страны.
РГ: Хорошо, а как будут выглядеть для обыкновенного человека конкретные результаты этой стратегии?
Борис Грызлов: Есть несколько центральных идей, которые последовательно развивались во всех восьми посланиях президента. Это отношение к России как к цивилизации, а значит – сохранение общего культурного пространства, толерантности, духовных традиций российского народа. Это построение конкурентоспособной экономики – инновационный путь, государственно-частное партнерство, поддержка отраслей-локомотивов экономического роста, развитие инфраструктуры, повышение роли малого бизнеса. Это новое качество жизни граждан – реализация национальных проектов, повышение минимальной зарплаты, модернизация пенсионной системы. Это развитие институтов гражданского общества и повышение эффективности государственного управления, укрепление политической системы, что необходимо России как суверенному государству, способному защитить своих граждан и дать адекватный ответ на глобальные вызовы. Вот вам основные направления развития России, о которых говорил президент, и понятно, что сейчас, на ключевом этапе реализации «Плана Путина» именно у нашей партии должно сохраниться большинство и в следующей Госдуме.
РГ: Так ведь «Справедливая Россия» тоже поддерживает Путина, более того, и многие партии говорят о поддержке президентского курса если не целиком, то хотя бы по ряду позиций – та же ЛДПР, например, иногда даже СПС высказывается в поддержку...
Борис Грызлов: Согласитесь, что есть разница между заявлениями о поддержке, реальной поддержкой и способностью ее оказать: ведь положительные перемены последних лет в жизни людей, в экономике стали возможны только благодаря слаженной работе президента, правительства и законодательной власти. Этот уровень координации и взаимодействия должен сохраниться, а «Единая Россия» обладает достаточным опытом и кадрами, чтобы это обеспечить. Еще очень большой вопрос, сможет ли достигнуть такого уровня какая-нибудь другая из существующих партий. Обратите внимание, что в последнем послании Федеральному Собранию, Владимир Путин подчеркнул, что именно на декабрьских выборах в Думу будет решаться вопрос о преемственности государственной политики. Вообще, можно сказать, что парламентские выборы 2007 года и президентские выборы 2008 года – это два этапа одного демократического избирательного цикла, который должен обеспечить преемственность политического курса. А без преемственности в законодательной власти будет очень тяжело, если не невозможно, добиться преемственности государственной политики в целом.
РГ: Но ведь вы можете и проиграть, то есть в Думу-то попадете, только большинства у «единороссов» не будет…
Борис Грызлов: У нас есть все основания думать, что большинство сохранится. Это подтверждают и результаты региональных выборов, и социологические опросы, и общение с людьми в ходе поездок по стране. Многие масштабные мероприятия, будь это проекты в сфере экономики или новая социальная политика, мы только начали, их необходимо продолжать, а не приостанавливать. А такая угроза была бы неминуема, если бы «Единая Россия» потеряла позиции парламентского большинства в Госдуме. Я убежден, что избиратели это понимают. Кроме того, пока нет другой политической силы, готовой брать на себя ответственность. Я верю, что такие силы появятся, что партии и правого, и левого фланга укрепятся – такие процессы уже идут. Но на это нужно время.
РГ: Не кажется ли вам, что по итогам битвы вокруг Бронзового солдата Россия проиграла Эстонии, получается, мы теперь даже мертвых защитить не можем. Почему так случилось, ведь ситуация была на сто процентов выигрышная?
Борис Грызлов: Я считаю, что в данной ситуации нельзя применять термин «выиграли» или «проиграли» – это не игра. К сожалению, мы видим ситуацию попытки пересмотра итогов Великой Отечественной войны, мы видим попытку возрождения нацизма и фашизма, причем все эти явления становятся государственной политикой – вот в чем опасность. Такие вопросы возникали в других странах и решались они нормально. В конце концов, можно было обсудить вопрос о переносе захоронения с родственниками погибших: заранее показать то место, куда предполагалось бы их перезахоронить, либо с воинскими почестями передать прах на родину – и тогда не было бы такого впечатления, что идет бой и каждая сторона отстаивает свою баррикаду. Но здесь эстонская сторона изначально стояла на другой позиции, и их действия, конечно, связаны с государственной политикой по пересмотру итогов Второй мировой войны. Вы знаете, я был в разгар этих событий в Германии, беседовал со всеми руководителями, включая федерального канцлера Ангелу Меркель, – все они осуждали позицию Эстонии, вообще, большинство европейских стран их не поддерживает.
РГ: Если вернуться к текущим проблемам, то сейчас у нас большие перемены в системе власти – партии становятся действительно влиятельными и выборы в Думу пройдут по пропорциональной системе. Не пора ли вернуться к идее «партийного правительства», и если эта идея реальна, то где, как вам кажется, в существующем кабинете министров место для партии?
Борис Грызлов: «Партийное правительство» – это тот термин, который отсутствует в Конституции. А мы не сторонники вносить изменения в Конституцию, наоборот, ее следует сохранять как можно дольше неизменной, чтобы когда-нибудь и в России можно было гордиться неизменностью Основного Закона в течение хотя бы ста лет. Потом, при глубоком изучении Конституции, вы обнаружите там ответ на любой вопрос, независимо от его актуальности. Так что вопрос о создании «партийного правительства» ни в качестве термина, ни в качестве института мы не ставим. Другое дело, что мы отстаиваем позицию об увеличении числа членов партии «Единая Россия» в правительстве. Сегодня от нас в Белом доме работают зампред Александр Жуков, глава МЧС Сергей Шойгу и глава минсельхоза Алексей Гордеев. Из состава депутатов Госдумы от фракции «Единая Россия» были назначены два статс-секретаря: замминистра культуры и массовых коммуникаций Павел Пожигайло и замминистра образования и науки Юрий Сентюрин. Так что из числа действующих депутатов уже есть востребованные профессионалы, но я не имею в виду, что членом кабинета министров может быть обязательно депутат, у нас есть и губернаторы, и представители законодательной ветви власти – у «Единой России» действительно большая профессиональная скамейка. Считаю, что в будущем правительстве должно быть членов правительства от нашей партии не меньше, чем процент, полученный нами на выборах в декабре 2007 года.
РГ: Значит, трения с правительством – то с Зурабовым, то с Кудриным – у вас возникают потому, что просто не хватает реального влияния...
Борис Грызлов: Я не называю это трениями, я называю это объективной оценкой ситуации: «неуд» за весеннюю сессию мы уже выставили и главе минздравсоцразвития Михаилу Зурабову, и министру регионального развития Владимиру Яковлеву. Что касается межбюджетных отношений минфина с регионами, то я вижу, что практически во всех субъектах Федерации деньги, выделенные в законе о бюджете на 2007 год по различным направлениям, до сих пор не приходят. Например, в Брянской области средства на строительство жизненно важного для региона моста были согласованы, указаны в законе о бюджете – сейчас вторая половина мая, а денег, которые должны были поступать равномерно с января месяца, все еще нет. Здесь, безусловно, есть вина министерства. И я никогда не соглашусь, если виноватым будут называть регион, который вовремя не прислал какие-то бумажки.
РГ: И как же вы будете решать эти проблемы, ведь невозможно отправить в отставку одного министра, тогда вам надо добиваться отставки для всего кабинета..
Борис Грызлов: Кадровая чехарда, замена одного министра на другого, не принесет искомого результата. Если мы сегодня поменяем министра, это не значит, что через неделю поступят деньги. Это вопрос, к сожалению, более глубокий, и нужно механизм взаимодействия отлаживать. Хотелось бы, чтобы и министерства тоже прикладывали усилия.
РГ: А что вы думаете о качестве профессиональной деятельности двух первых вице-премьеров, Сергея Иванова и Дмитрия Медведева, их результаты подтверждают способность одного из них стать преемником президента?
Борис Грызлов: Я вам так отвечу: и Иванов, и Медведев нацелены на преемственность курса президента при поддержке партии «Единая Россия».
Екатеринбург, Александр Шелл
Екатеринбург. Другие новости 22.05.07
Владимир Соловьев выпустил злую книжку. / Предприятия «Российского алюминия» на 50 процентов сократят выбросы парниковых газов. / «Мрем, как мухи». Один день из жизни екатеринбургских метростроевцев (ФОТО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2007, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».