В любовь с первого взгляда я не верю. И, проезжая по берегу Критского моря, я постоянно сравнивала все вокруг с тем, что уже видела раньше. Меня как будто не впечатляли ни захватывающие дух горные пейзажи (в Черногории позахватывающее будет), ни пронзительная бирюза воды (Адриатика все равно красивее и чище). А в престижном отеле – о, ужас! – не оказалось бесплатного wi-fi. Но вся эта максималистски подростковая критика и тщательный поиск недостатков в том, что совершенно, лишь укрепили впоследствии мои чувства к Криту.
Оказалось, что остров, как опытный рыбак, захватывает в свои сети путешественника постепенно, незаметно для жертвы, завораживая деталями, в которых и кроется бес. Так, что к концу поездки можно внезапно обнаружить себя рано утром на берегу пустынного еще пляжа с горстью монет в руке и надеждой на то, чтобы когда-нибудь – хотя бы раз – сюда еще вернуться.
Заманивать и зачаровывать остров начинает еще до того, как шасси касаются прибрежной взлетно-посадочной полосы ираклионского аэропорта. Наверно, не найдется ни одного человека, который бы не был знаком с мифами и легендами Древней Греции – полная страстей жизнь богов-олимпийцев и их земных жен и детей увлекают не хуже дорожного чтива в мягкой обложке. Как только из-за крыла самолета показывается берег Крита, сразу вспоминается, что именно здесь родился Зевс-громовержец.
Сюда же он пришел умирать и теперь, навечно застыв в крутом холме, глядит в бесконечное небо. Вспоминается жуткий лабиринт для Минотавра, построенный на Крите умельцем Дедалом по заказу проклятого Посейдоном царя Миноса. Вспоминается история неодобренной родителями любви между афинским героем Тесеем и критской царевной Ариадной. И, конечно, вспоминается короткий полет Икара на крыльях, спроектированных его отцом Дедалом. Все эти мифы и красивые легенды не кажутся такими уж нереальными здесь, на Крите, и ожидание чего-то волшебного не покидает путешественника на протяжении всего пребывания на острове.
Затем в дело вступает море. В деревне Кутулуфари, где мы остановились, нет длинных пляжей-муравейников. Вместо них береговая линия разделена небольшими скалами на крохотные «пляжики». Соленые брызги разбиваются в белую пену. Размеренно облизывающие берег волны задают такт дыханию: здесь оно становится спокойным и легким. Теплое Критское море и раскаленный песок выжимают до капли всю суету, и больше не хочется никуда торопиться, только чинно пить крепкий кофе и ракомело (ракия с медом и специями), вдыхать теплый хвойный запах кипарисов и чувствовать безграничную свободу.
Подножия гор, как и везде на Балканах, усеяны яркими, но ядовитыми цветами олеандра: так здесь спасаются от горных козлов, которые даже на крутых подъемах чувствуют себя великолепно и вызывают камнепады на серпантинах. Поездки по последним, кстати, скорее умиротворяют, чем по-настоящему пугают. Виражи на критских горах не столь круты, к тому же все компенсируют морские пейзажи и виды на ряды кажущихся крошечными домов с крышами красной черепицы в низинах. В одной из таких деревушек, Фоделе, в окружении оливковых и апельсиновых плантаций вырос иконописец Доменикос Теотокопулос, которого весь мир потом узнал под именем Эль Греко. Местные жители с гордостью говорят, что в таланте художника к цветовой гармонии нет ничего удивительного, раз он вырос в этом местечке.
Вообще горных деревень, где население все еще занимается народными промыслами, на Крите много. В одной производят оливковое масло, в другое – масло авокадо, в третьей – обжигают горшки так, что богам и не снилось, в четвертой – готовят баранину по рецептам, хранящимся в строгом секрете. Впрочем, кухня Крита в любой из областей острова хороша. Остаться голодным здесь просто нереально – знаменитая мусака, гирос в пите, сувлаки, простой салат из огурцов и помидоров с соусом дзадзики и, конечно, местные сладости – катаифи и баклава. Иссушенное в тонкие листы тесто с орехами и медом, конечно, напомнит турецкую пахлаву. Правда, упоминать турок здесь не стоит. Слишком сильна еще обида греков на бесчинства, учиненные столетия назад Османской империей. Нельзя, конечно, не попробовать и местный алкоголь – анисовую водку узо, разнообразные ракии и метаксу. Скажу лишь, что пробовать все стоит не в тех тавернах, где вы увидите европейских туристов, а там где местные жители, отдыхают в сиесту за рюмкой ракии. Кстати, на первый взгляд может показаться, что греки несколько ленивы, подобно черногорцам. Склонные к резким выражениям наблюдатели могут даже сказать, что от того здесь и возник финансовый кризис. Однако это не совсем так. Вообще о кризисе в Греции не говорит ничего, кроме прессы. Как рассказывают местные жители, коснулся он лишь чиновников, перекладывающих бумажки, которых здесь не любят так же, как и в России. И небольшое злорадство критян по поводу урезания зарплат чиновников (примерно с 2-3 тысяч евро – вполовину), вполне по-человечески понятно и вызывает, пожалуй, лишь одобрительную улыбку. Все остальное население, не занятое на госслужбе, как минимум в разгар сезона, трудится по 12-14 часов в сутки: работники отелей, кафе и ресторанов, магазинов, автопрокатов и туроператоров. Без перерывов и без выходных – при этом умудряясь искренне вам улыбаться, как своим.
В итоге, побывав на Крите, его действительно невозможно забыть. Можно только рассказывать о нем бесконечно долго, раз за разом воскрешая в памяти образы острова, вкус местной кухни и солено-пряный запах побережья. Но выразить в словах чувства, которые вызывает Крит и которые, наверно, больше всего похожи на сильную влюбленность, нельзя: нужно попробовать самому, чтобы это понять.
Без эмоций:
Перелет из Екатеринбурга в Ираклион составляет около 4,5-5 часов, в зависимости от перевозчика. В отличие от некоторых других островов Греции, для поездки на Крит нужна шенгенская виза. Сезон на острове длится с середины мая примерно до середины сентября-начала октября. В это время практически не бывает дождей, море теплое – около 25 градусов, а температура воздуха днем составляет примерно 26-28 градусов. Множество отелей Крита – это мини-деревеньки с большими территориями и виллами на 8-10 номеров. Если обедать и ужинать не в отеле, то поход в кафе или ресторан на двоих, в среднем, обойдется в 10-12 евро (без алкоголя). Чашка эспрессо – 1-2 евро, капучино – 2-3 евро. Кстати, обменники в более-менее крупных населенных пунктах (как, например, курортная зона города Херсониссоса) есть повсюду. Обменный курс – 43,2 рубля за евро. Еще 2% возьмут сотрудники «эксчейнджа» в качестве комиссии. Сам остров Крит делится на две части – восточную и западную. Первая больше походит для спокойного семейного отдыха, вторая – более «тусовочная». Впрочем, каждый сможет найти развлечение себе по душе и там, и там, ведь на Крите, как и везде в Греции, есть все.
Екатеринбург. Другие новости 11.06.13
ХК «Автомобилист» усилил новый состав чемпионом мира 2011 года. / Урал: обещав помочь, вице-губернатор Силин не стал спасать Артинский ЦДТ (ВИДЕО). Но педагоги и дети все равно едут на Всероссийские соревнования по ракетному спорту. / Стали известны подробности проезда ралли «Пекин-Париж» через Екатеринбург. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».