«Крым. Путь на Родину». О чем фильм? Кто все эти люди? Авторская колонка журналиста Максима Бородина
Накануне вечером, на канале «Россия-1» с помпой прошел фильм «Крым. Путь на Родину», посвященный борьбе народа полуострова за независимость в составе России. Журналистское «расследование» Андрея Кондрашова сейчас активно обсуждает патриотическая общественность – исключением не стала и «колыбель уральских государственников» – Уральский Горный Университет. Впечатлениями от просмотра и дискуссии в авторской колонке делится корреспондент «Нового Региона» Максим Бородин.
Совместный просмотр и обсуждение фильма заранее анонсировали в вузе и в середине дня царский зал УГГУ наполнили согнанные студенты со скучающими лицами.
«Пароль от Wi-Fi не знаете?» – то и дело спрашивают друг у друга. Ответ находится не сразу. Глядя на портрет в полный рост Николая Второго, один местный юморист не теряется с ответом: «Боже царя храни».
В это время за стол под картиной присел ректор Николай Косарев вместе с двумя приглашенными гостями. Зал наполнился духовностью. На стене патриотическими красками заиграл проектор, на котором нам начали демонстрировать кондрашовский фильм, скачанный организаторами не то с ютуба, не то с сайта ВГТРК. Показывали его частями, перебивая паузами для обсуждения эпизодов.
Вертолет на фоне багрового заката. Вова Путин. Вещает. Во время Майдана участники решили взять да и шлепнуть легитимного президента. Который Янукович. А Янукович не очень хотел, чтобы его шлепнули – потому и решил махнуть на недельку до второго в Харьков. Там ему что-то не очень были рады, соответственно, Виктор Федорович ретировался в Донецк. Где он внезапно все понял.
В это время Путин заявляет, что службы радиоперехвата вычислили весь маршрут Януковича (и прошлый и будущий). Кроме того им же удалось выяснить, что на пути его ожидают крупнокалиберные пулеметы, которые разъяренные путчисты выставили дабы лишить Украину законной власти.
«Я дал указание четырем спецслужбам спасти легитимного президента», – коротко произнес Владимир Владимирович. Лицо почтительно кивающего журналиста ВГТРК отразило сложную гамму эмоций. В нем смешивалась холодная ярость к участникам государственного переворота, душевная теплота к простым крымчанам и беспощадность к пятой колонне национал-предателей.
Экран померк. Косарев оглядел присутствующих студентов. Высказаться никто не захотел. Тогда ректор решил передать слово присутствующему на встрече ветерану Афганистана, а перед этим блеснуть знанием истории. Вспоминая войну в Афганистане, Косарев вспомнил легитимного президента Хафизуллу Амина, которого тоже «определенные силы» пытались свергнуть, дабы раскачать лодку. Глава горного университета историю, вероятно, знает скверно, и не в курсе, что Амина пытались шлепнуть и таки шлепнули спецназовцы Страны Советов. А не тех стран, где как заметил господин ректор, демократия неправильной системы, потому что там разрешают жениться геям.
Ветеран Афганистана рассказывал о том, что ввод войск в Афганистан был абсолютно правильным, потому что необходимо было беречь южные рубежи страны. Именно поэтому за Крым Путину нужно поставить памятник. Судя по синхронно кивающим головам студентов, логика рассуждений не ставилась под сомнение.
Следующим эпизодом в фильме стали попытки украинских националистов осуществить в Крым поставки оружия. Действия заключались в том, что однажды на въезде через границу задержали «Газель» с арматурой и кусками асфальта. В следующий раз был еще один грузовик – на этот раз кроме дефицитной в Крыму арматуры появилось и огнестрельное оружие неизвестной конфигурации.
Путин сообщил, что готов был применить даже ядерное оружие, дабы не допустить вмешательства посторонних сил. Если бы он знал, о чем пойдет речь в закадровом тексте около его прямой речи, Кондрашова бы уволили. В видео и тексте говорилось о том, как жители Симферополя защищали свой аэропорт от вооруженных украинских частей при помощи черенков от лопат (в это время Вова устанавливал на берегу противокорабельные ракетные комплексы). Таким образом, ядерное оружие могли использовать там, где люди справлялись деревяшками…
На этом моменте весь месседж фильма стал для меня простым и ясным. Пафос, подчеркнутый съемками с воздуха, использование плавающих камер – явный высокий бюджет произведения, компенсируется маловразумительной пропагандой, где гипертрофированная угроза со стороны сторонников майдана соседствует с демонстрацией российской военной мощи. И подается это таким образом, что только очень вдумчивый зритель задаст вопрос – а чему должна была противостоять наша военная машина? Арматурам? Осколкам асфальта? Палкам?
Молодые люди скучали. Потихоньку начинали расходиться. Косарев махнул рукой. В зал вышла пара, исполнив что-то, что ректор назвал «севастопольским вальсом».
Косарев все надеялся, что кто-то из студентов выскажет свое мнение. Молчок. Напоследок ректор попробовал зажечь неофитов Горного митингом в поддержку Крыма, который пройдет в среду. Студенты неожиданно отреагировали – зашелестели и заворчали, глядя в экраны смартфонов и планшетов. Оказалось, в царском зале упал вай-фай.
Екатеринбург, Максим Бородин
© 2015, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».