Сроки, бездействие правоохранителей и что осталось скрыто? – 5 вопросов о деле банды Поташникова – Федоровича Авторская колонка Игната Бакина
Широкая общественность продолжает переваривать приговор участникам одной из самых кровавых в истории Екатеринбурга банд, в которую входили известный в прошлом блогер и юрист Василий Федорович, сын сотрудника администрации губернатора, полицейский и националист. Органы следствия и прокуратуры можно поблагодарить за то, что они довели многотомное дело до суда и обвиняемые получили жесткое наказание. Однако остается достаточно много вопросов о деятельности группировки и работе правоохранительных органов, которые пока остаются без ответа, а потому придают делу нотку таинственности. О том, что волнует терпеливо следивших за процессом журналистов и других наблюдателей, – в авторской колонке корреспондента NDnews Игната Бакина.
Итак, 16 июля 2015 года Свердловский областной суд вынес обвинительный приговор 9 членам группировки, на счету которой серия убийств, пытки, похищения людей и другие преступления. Согласно решению судебной инстанции, максимально возможное наказание – пожизненное заключение в колонии особого режима – назначено «штатному» киллеру банды Роману Кириякову. Остальные участники криминального сообщества, получили разные сроки заключения в колонии – от 6 до 24.
Озвученные сроки сформировали, пожалуй, самый большой вопрос №1. Почему идейный лидер банды Василий Федорович получил лишь 22 года колонии строгого режима (с последующим ограничением свободы сроком на 1,5 года), а не пожизненное заключение, как того требовало гособвинение? В суде отвечают, что Василий был именно активным участником банды, а не организатором или руководителем. Роль последнего отдается Даниилу Поташникову, который был убит своими же соратниками. «Ни одного преступления под непосредственным руководством Федоровича (без участия Даниила Поташникова) банда не совершила», – говорят в судебной инстанции.
Но, позвольте, какая разница – убиваешь ты человека под присмотром одного лидера или двух? В любом случае за тобой присматривают главари, именно с их разрешения ты преступаешь букву закона. Например, есть эпизод по убийству Владимира Кустова (этот человек, будучи снайпером на «стрелке», ранил Федоровича). Группировка Поташникова – Федоровича после перестрелки разыскала его и вывезла в садовый кооператив «Кадниковское», где у Василия имелся земельный участок. Там мужчину долго пытали, задушили и сожгли тело в бочке. Кто, если не Федорович, предложил и разрешил издеваться над человеком на его же наделе?
Другой вопрос, что Федорович заключил сделку со следствием, признал свою вину и сдал всех. Это помогло ему избежать пожизненного заключения
Между тем, больше Василия получил Антон Поташников (младший брат Даниила Поташникова, сидел за воровство) – 24 года строгого режима, из них первые 6 лет он проведет в тюрьме (более строгий режим). Вмененные Антону статьи идентичны тем, что «повесили» на Федоровича. При этом с него снято обвинение по эпизоду, пожалуй, самого изуверского убийства Кара Якубяна за непричастностью. А именно Федорович организовал всю эту историю с гражданином США Якубяном – ради выгоды.
Наряду с этим, странным кажется чрезмерно жесткое наказание Андрею Зорину – сыну бывшего сотрудника администрации губернатора Евгения Зорина. Ему назначено 14 лет строгого режима с последующим ограничением свободы на срок 8 месяцев. Юноша при этом попал в банду только из-за того, что обратился за помощью в поиске украденного ноутбука. Но следствие вменило ему и участие в банде, и грабеж и похищение человека с подготовкой к убийству.
На фоне вердикта Зорину крайне легко отделалась любовница Федоровича – Елена Сухих, которая получала сексуальное удовольствие от вида крови и мучений людей. Суд приговор ее лишь к 9 годам. А за ней, между прочим, совершение 4 убийств, похищение человека, 3 разбойных нападения. Но она, опять же, заключила сделку со следствием и получила вдвое меньше от максимума по статье. Однако большинству сторонних наблюдателей эти юридические тонкости не важны – по большей части общественность оценивает приговор с моральной точки зрения. И чисто человеческого возмездия истинные, «идейные» участники банды, которую еще называют «студией пыток», как кажется некоторым, не получили.
Вопрос №2 касается качества работы правоохранительных органов. Согласно материалам дела, банда действовала в период с декабря 2006 по июнь 2012 года на Среднем Урале и в Курганской области. Почему так долго не могли выйти на след преступников? К тому же банда действовала с особой жестокостью и убивала даже своих родных. Так, сначала была убита мать Поташникова – ее устранение организовал сын, «наняв» для этого Кириякова, которому женщина приходилась тетей. В 2008-2009 годах они также убили двух братьев и отца жены Поташникова – и все для того, чтобы Поташников вместе со своей женой получили недвижимость.
Убийства продолжались до лета 2012 года, когда еще один участник группировки Егор Дровников ликвидировал самого Даниила Поташникова. Причем в этом ему помогал брат жертвы – Антон Поташников. Неужели правоохранителям не показался такой «родственный конвейер смерти» подозрительным?
На след преступников силовики вышли только после убийства американца Якубяна, которому в ходе пыток ломали плоскогубцами пальцы и вырывали зубы, резали ножом части тела и дробили кости. То есть если бы в дело не вмешались сотрудники ФСБ, группировка продолжала бы казнить людей?
При этом гособвинитель Майя Макарова ранее заявляла, что силовики как-то задерживали Даниила Поташникова с ружьем, принадлежащим Федоровичу. Это произошло после перестрелки (в которой еще участвовал впоследствии убитый Кустов), когда участники банды разыскивали ноутбук Зорина. Но Поташникова в итоге отпустили, и расследование было замято.
Наряду с этим, как вспоминают екатеринбургские журналисты, общавшиеся с матерью убитого студента Егора Полянского, Татьяной Полянской, полицейские лишь делали вид поисков ее сына. Останки молодого человека были найдены только после того, как маховик следствия заработал в полную силу, а произошло это после убийства Якубяна.
Собственно, так произошло и с эпизодом пропажи гражданина Кустова – к моменту установления обстоятельств его гибели прошло почти полгода. При этом криминалисты почему-то долго не могли признать факт насильственного характера смерти мужчины. А если бы останки мужчины были найдены в короткие сроки, было бы возбуждено и расследовано уголовное дело, банда, скорее всего, была бы изобличена намного раньше. В общем, слишком много сослагательного наклонения. А ведь были еще убийства Григория Лежнина, Андрея Шаркунова и других лиц…
Вопрос №3 возникает из-за отсутствия в числе предъявленных обвинений участникам банды статьи о разжигании межнациональной розни. Как минимум трое членов группировки – Федорович, Вафин и Поташников в сети Интернет интересовались роликами экстремистской направленности и выкладывали подобное видео сами. Василий вдобавок публиковал в своем «Живом журнале» (под ником «viper_ns») книгу «Белые шнурки» – собственный труд о жизни националиста-убийцы, который преподносится как своего рода «герой нашего времени». Судя по тексту, некоторые моменты книги перекликаются с реальной деятельностью банды.
Многие преступления группировки действительно были направлены против гастарбайтеров. В частности, в деле имеются эпизоды нападений на граждан Асланяна, Амирбека, Абдайымова, Шайдоева. Сложно поверить, что в ходе расправ над мигрантами злоумышленники не выкрикивали слова националистического характера. Тем не менее, члены группировки не пошли под суд по статье 280 УК РФ («Призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Только Федоровичу вменена статья 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
Наконец, никому из обвиняемых не была вменена статья 316 УК РФ («Укрывательство преступлений»). Никто из участников группировки не пошел в правоохранительные органы с повинной, чтобы остановить кровавую деятельность соратников. Они делали вид, что живут обычной жизнью и стали давать показания только после того, как их приперли к стенке.
Еще один животрепещущий вопрос №4 – отсутствие в деле какой-либо информации от бизнес-партнеров того же Федоровича. Не случайно всю эту историю практически сразу начали называть «делом Федоровича» – его имя было на слуху, он был популярным блогером. Как известно, Василий Федорович и его бизнес-партнер, пиарщик Платон Маматов тесно сотрудничали с администрацией губернатора Свердловской области. Связь они держали с Евгением Зориным (умер в феврале этого года), который и попросил Федоровича посодействовать в поиске ноутбука его сына. Но никаких пояснений от всех указанных лиц в деле не оказалось.
И последний, не менее актуальный вопрос №5. Главарем банды официально назван убитый Даниил Поташников, на которого возложена вина за организацию львиной доли преступлений. И такой вывод следствия – на руку осужденным, ведь указав на него как на основного лидера, они отвели от себя лишние обвинения. Но все ли похождения банды выявлены?
Об этом может рассказать последний участник кровавой группировки – Сергей Ермолинский, судьба которого по-прежнему остается неизвестной. Он объявлен в международный розыск, за него назначена награда в размере 1 миллиона рублей. Расскажет ли после поимки молодой человек новые криминальные факты из жизни Федоровича и его соратников, которые пока еще не известны общественности?
© 2015, РИА «Новый День»