«А скажут – скажут! – что нас было четверо!» Авторская колонка корреспондента NDNews.ru Евгении Вирачевой
Утром в воскресенье аватарки многих пользователей Фейсбука* окрасились в цвета национального флага Республики Франция. Французы скорбят по невинным людям, погибшим в пятницу, 13-го, в результате серии жестоких, безжалостных, страшных террористических актов. Но моя речь – о другом.
О том, что я не буду менять свою аватарку на французский флаг. И не потому, что я не сопереживаю французскому народу – сопереживаю. Я люблю Францию – ту Францию, которую мое поколение узнало по песням Джо Дассена и Патрисии Каас, по «Трем мушкетерам» режиссера Юнгвальд-Хилькевича, который умер за два дня до терактов в Париже. Я люблю Париж и его Нотр-Дам. Но больше всего из достопримечательностей Парижа я люблю базилику Сен-Дени, на надгробиях которой 15 лет назад, когда я единственный раз в жизни посетила ее, не было ни одного живого букета от французов – зато были нацарапаны надписи на непонятном языке… Но дело даже не в этом.
Дело в том, что, будучи журналистом, я слишком хорошо знаю, что такое манипуляция общественным мнением. Потому что завтра либеральные аналитики напишут (упрощая): «Русские не вывесили в ФБ свой национальный флаг, когда упал их самолет в Египте, потому что они его стыдятся, а французский – вывесили, потому что чувствуют свою вину». И, по факту, они будут правы. Кто из вас, разместивших в Фейсбуке* французский флаг, ранее разместил наш? А о том, что кнопка с французским флагом была разработана и активно предлагается разработчиками ФБ, а о российском и речи не было, хозяева, конечно, умолчат. Хотя официально, вроде бы, ФБ себя позиционирует как всемирная сеть, без предпочтений по государственной принадлежности. Но попомните мои слова: «А скажут, скажут! – что нас было четверо». Если бы вы знали, как часто я вспоминаю эту мудрейшую фразу мудрейшего Атоса, описанного французом Александром Дюма и идеально воплощенного русским-советским актером Вениамином Смеховым. Насколько же жалка по сравнению с ней беззубая «Неважно, как проголосуют, важно – как посчитают». Хотя бы потому, что выборы в Госдуму – раз в четыре года. А именно такие ситуации, как сейчас, и являются индикатором…
Но есть и еще одна проблема. Как мне видится – более глубокая. Французский триколор является государственным флагом республики еще с 1794 года. Так что, если отбросить версию о почти бессмертных Горцах, среди живущих во Франции людей нет ни одного, который помнил бы другой государственный флаг своей страны. Можем ли мы сказать то же самое о себе? Нет! Как бы ни старались условные «демократизаторы», для многих миллионов людей флаг их Родины – это красный флаг СССР. Поэтому сегодня горе моих сограждан для меня лично и для многих других жителей нашей страны не может быть покрыто российским триколором. Узнав о трагедии в Египте, никто из нас не потянулся к государственному флагу. А французы-заложники на стадионе перед лицом смерти пели «Марсельезу». И это было прекрасно.
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, РИА «Новый День»