AMP18+

Екатеринбург

/

Как нам реорганизовать Рабкрин / Рабкрин

/

Ностальгия по свободе и философские шутки про политику – зачем идти на фильм «День выборов – 2» Коллективная рецензия NDNews.ru

Сегодня в прокат выходит долгожданный сиквел комедии «Квартета И» «День выборов», посвященный российской политической действительности. Корреспонденты NDNews.ru за день до премьеры посмотрели новый фильм и делятся своими впечатлениями.

Демократические выборы в России – бессмысленные и беспощадные

Автор: Валентина Ярославцева

Про то, как проходят выборы в российской глубинке, можно снимать фильмы хоть каждый год. Но первыми до этого додумались актеры «Квартет И», сняв замечательную во всех отношениях комедию «День выборов». Картина стала культовой, так что ее продолжение было лишь вопросом времени. И вот спустя 8 лет на большие экраны выходит вторая часть. История разворачивается вокруг того же самого Игоря Цаплина, в прошлом судимого массажиста, а теперь уже солидного политика, отмотавшего два губернаторских срока. Всенародная любовь толкает его пойти на третий срок, но вот незадача – в разгар предвыборной кампании обвалился только что построенный мост через Волгу – подарок избирателям. А тут еще и равносильный конкурент появился – депутат облдумы, туповатый вояка Виктор Балашов. В общем, положению Цаплина не позавидуешь, и выручать его приезжает старая команда «Как бы радио». А дальше…

Дальше начинается вереница событий и персонажей, которые только на первый взгляд кажутся абсурдными и гомерически смешными. Но потом, после просмотра, с ужасом осознаешь, что многие сцены в «Дне выборов – 2» не то что пародируют, а повторяют один в один наши политические реалии. Например, сцена записи предвыборного ролика Балашова буквально скопирована с реально существующего ролика бывшего мэра Харькова Михаила Добкина, наделавшего в свое время много шума в YouTube. Намек в фильме легко угадывается по украинскому акценту (хотя с чего бы ему взяться на просторах Поволжья) и возмущенным репликам персонажа Балашова, которому политтехнологи подсунули «дэбильный текст».

Или разудалые казаки на мотоциклах, которые на одних «наезжают», других «крышуют», потому что такой у них «бызнес». Кто скажет, что ни разу не видел этих персонажей в новостях Первого канала?

Впрочем, в фильме, как ни странно, разворачиваются действительно демократические выборы. Это когда кто больше голосов набрал, тот и выиграл. Без всяких фальсификаций (почти) и административного ресурса. Смело? Даже дерзко – говорят кремлевские чиновники и принимают судьбоносное решение не вмешиваться в процесс.

Правда, потом оказывается, что участники сумасшедшей предвыборной гонки на самом деле не хотели выигрывать. Два кандидата обнаруживают, что их призвание вовсе не в политике, а победитель слезно просит пиарщиков вернуть все как было: «Ребята, я пить брошу. Можно я не буду губернатором?».

Вообще, этих героев понять можно. Тяжело быть порядочным губернатором в стране, где единственным мерилом политика становится фраза: «Он, конечно, ничего хорошего не сделал, но и плохого тоже. А это, между прочим, редко когда бывает».

Зона тотальной толерантности

Автор: Максим Бородин

…Фильм заканчивается рассуждениями двух сотрудников администрации президента. Из ФСБ к ним поступила липовая справка на героя Камиля Ларина. Если помните, в первой части его представляли как полковника ФСБ. В сиквеле Ларин «дорос» до генерала. Сотрудники администрации настойчиво интересуются у чекистов деталями его биографии. В первый раз ФСБ отвечает, что такого сотрудника у них нет. Получив второй запрос, в администрацию президента сообщают то, что чиновники хотят услышать. Героическая биография, включая упоминание, что Ларин три года служил военным консулом в государстве Зелипупия. Пребывая в шоке, герои меняются репликами:

-А Зелипупия – это Азия или Африка?

– Россия, друг. Это Россия…

Как и первый «День выборов» – так и второй, по замыслу авторов – «Квартета И» относится к жанру комедии положений. Пиар-технологов из первой части фильма (Леонид Барац и Ростислав Хайт) зовут поработать на выборах на второй срок губернатора некоего поволжского края. Только как-то незаметно вышло, что из легковесной комедии сиквел превратился в политическую сатиру.

Высмеивается все. Власть. Очковтирательство. Вездесущая показуха. Все современное общество. И в наше время порой это смотрится весьма едко.

Губернатор одутловат и очень толст (его играет Василий Уткин) и, видимо, в качестве физкультуры катается на детских аттракционах. Главным достижением главы области, по мнению его сотрудников, является то, что он не сделал ничего плохого, хотя и не сделал ничего хорошего.

Тут и наступает время московских пиарщиков, которых зовут помочь в избирательной кампании. Они прибывают в город N, где и закручивается катавасия с губернатором и его конкурентом на выборах – бывшим военным.

По сюжету московские пиарщики случайно внедрились в команду конкурента губернатора – бывшего военного Балашова. Ему и дается совет привлечь на свою сторону новых избирателей.

«Если я выиграю выборы, я сделаю нашу область зоной тотальной толерантности» – провозглашает Балашов на теледебатах. В это время город украшают плакаты с призывами терпимо относиться к гомосексуалистам, которые на радостях проводят-гей парад. Балашов выглядит типичным недалеким солдафоном.

Это вызывает смех и ностальгию. По тем временам, когда слово толерантность имело знак плюс, а не минус. Когда гомосексуализм не был запретной темой и положительный герой-гей, равно как и тема гей-парадов не была табуирована как сейчас. Высмеивание же чиновников не считалось чем-то из ряда вон выходящим, а было нормой. В те недалекие времена мрачный «Левиафан» о российской действительности мог бы пройти незаметным, достаточно было рамок ширпотребной комедии, оставляющей после просмотра ощущение свободы.

Следующий комичный эпизод. Губернатор, ни с того ни с сего, объелся снотворными таблетками и лежит мертвым грузом на диване. В это время пресса долбится в двери, требуя предъявить им его тело.

«Он в коме?» – не то спрашивают, не то грозно утверждают карикатурные журналисты.

Сотрудник администрации губернатора беспомощно от них отбивается.

Опять ностальгия. Авторы показывают идиллическую картинку российской провинции в которой репортеры каналов не подконтрольны. Не играют роль властной челяди.

А напротив – в отношениях с чиновниками настойчивы до предела.

И это опять вызывают ностальгию и неприятные мысли. Искренне считаешь, что создатели фильма большие молодцы. «Смело» – говорит один из героев, когда ему сообщают, что выборы в губернаторы будут демократичными.

Когда ловишь себя на мысли, что сейчас это действительно смело, начинаешь задумываться о состоянии современного общества всерьез.

…Фильм начинается с образцово-показательного открытия моста – чиновники произносят речи. В это время рушатся несколько фрагментов моста.

«Ну, у кого из нас мост не падал» – философски заключают наблюдающие за предвыборной кампанией сотрудники администрации президента. Екатеринбуржцы в этом месте наверняка вспомнят историю с рухнувшим мостом на Восточной в 2006 году.

«Этот мост словно настоящее. Будущее и прошлое рухнуло в Волгу», – задумчиво отмечает герой Ростислава Хайта.

«А мы где?» – спрашивает Леонид Барац.

«А мы в ж..пе» – подытоживает сотрудник администрации губернатора.

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Рабкрин, Урал, Авторская колонка, Выборы, Культура, Общество, Политика, Россия,