Москва и Пекин не спешат действовать по примеру США и вставать на сторону Южной Кореи в конфликте вокруг гибели южнокорейского корвета «Чхонхан».
Об этом пишет китайское агентство «Синьхуа» (перевод с китайского и корейского новостных материалов для РИА «Новый Регион» предоставлен бюро переводов RusTran).
Издание напоминает, что гибель южнокорейского корвета «Чхонан» в марте этого года вызвала бурный общественный резонанс, а также повлекла за собой самое серьезное ухудшение отношений между Южной Кореей и КНДР за последнее десятилетие.
«Чхонан» затонул 26 марта в северо-восточной части Желтого моря в районе острова Пэннендо, который находится в непосредственной близости от морской границы КНДР. В момент происшествия на его борту находились 104 члена экипажа, 58 из них, включая командира корабля, удалось спасти. Еще 46 моряков погибли. Официальный Сеул обвинил в гибели корвета Пхеньян.
Для расследования обстоятельств гибели корвета южнокорейской стороной была создана экспертная комиссия, в которую вошли 24 зарубежных специалиста (в т.ч. из США, Великобритании, Австралии и Швеции). Как известно, в результате проведенных исследований комиссия пришла к выводу, что «Чхонан» был потоплен северокорейской торпедой.
Между тем, многие международные эксперты скептически отнеслись к выводам комиссии. Да и в рядах ее членов согласия не было – двое представителей Австралии отказались поставить свои подписи под итоговым документом. Для военно-морских специалистов остается непонятным, почему взрыв стал для экипажа полной неожиданностью притом, что корвет был оснащен вооружением «на все случаи жизни» (в том числе РЛС и гидроакустической станцией). Южнокорейская сторона предоставила комиссии данные сейсмических станций, но, как выяснилось, в районе гибели корвета не было установлено ни одной гидроакустической станции.
Обломки северокорейской торпеды, поднятые со дна, выглядят совсем старыми, как будто они пролежали на дне не один год. Хотя эксперты и объясняют обильную ржавчину на корпусе торпеды электрохимической коррозией от морской воды.
На заседании 9 июля СБ ООН принял резолюцию, в которой осудил потопление южнокорейского корвета «Чхонан», но не упомянул в документе о возможной причастности к инциденту КНДР. Таким образом, новых санкций со стороны ООН в отношении Пхеньяна пока не будет. Значит и в ООН не до конца уверены в вине КНДР.
Непосредственную роль в принятии резолюции, не предусматривающей новых санкций против КНДР, сыграли Россия и Китай – постоянные члены Совета безопасности. В конце мая – начале июня этого года российские военные эксперты находились в Южной Корее, где ознакомились с материалами международного расследования обстоятельств гибели корвета «Чхонан». Многие российские СМИ тогда писали, что неопровержимых доказательств причастности КНДР к инциденту российские специалисты так и не обнаружили.
Экспертов из Китая также приглашали в Южную Корею, однако китайская сторона своих специалистов так и не прислала. Видимо, в Пекине также с недоверием отнеслись к объективности выводов комиссии, добрую половину которой составляли представители Южной Кореи.
Стоит отметить ту сдержанность, которую проявили Россия и Китай на протяжении всего конфликта. Ни Москва, ни Пекин, в отличие от США, не были до конца уверены, что именно КНДР виновна в гибели «Чхонана», тогда как Вашингтон неоднократно предлагал ужесточить существующие в отношении Пхеньяна санкции.
В Северной Корее считают, что США нагнетают напряженность, «бездоказательно возлагая ответственность» на КНДР за гибель корвета «Чхонан» и сорвав шестисторонние переговоры о денуклериализации Корейского полуострова. Однако мировая общественность давно привыкла, что США и КНДР постоянно обмениваются взаимными обвинениями.
Исторически, КНДР и Россию (СССР) связывают долгие годы плодотворного совместного сотрудничества. Именно Россия страна приняла непосредственное участие в становлении северокорейской государственности и международном признании КНДР. Так, еще в 1949 году было заключено межправительственное Соглашение между СССР и КНДР об экономическом и культурном сотрудничестве. Документ положил начало длительному этапу оказания помощи корейскому народу в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, создании в КНДР современной экономической базы, развития культурных связей, подготовки ее научных и технических кадров.
Китай и КНДР – также давние партнеры. В Северной Корее и вовсе считают КНР «старшим братом». Однако «братские» отношения между двумя странами никак не повлияли на решения, которые принимались в Пекине. Китайское руководство придерживалось нейтральной позиции и выступало за недопустимость возникновения вооруженного конфликта на полуострове, считая это приоритетной задачей.
Так, новый посол КНР в Великобритании Лю Сяомин, комментируя ситуацию с корветом «Чхонан», заявил, что главная задача Пекина на Корейском полуострове – не допустить столкновения между КНДР и Южной Кореей. Господин Лю также сообщил, что Китай приложит все усилия, чтобы не допустить военного конфликта на Корейском полуострове.
С похожими заявлениями выступала и российская сторона.
Во время своего визита в Поднебесную в начале июня с.г. министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия и Китай намерены делать все, чтобы не допустить возникновения вооруженного конфликта на Корейском полуострове.
«И Россия, и Китай глубоко обеспокоены тем, что происходит сейчас. Корейский полуостров практически находится на грани военно-политического кризиса. Мы убеждены в том, что нельзя допустить, чтобы дело перешло в плоскость неконтролируемой напряженности, чреватой полномасштабным конфликтом между Северной и Южной Кореей. Россия и Китай будут делать все, чтобы такого не произошло», – подчеркнул Лавров.
Так называемые «шестисторонние» переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова, в которых участвуют Китай, Россия, США, Япония, Республика Корея и КНДР, велись с августа 2003 года в Пекине, но не возобновлялись с декабря 2008 года.
Ситуация осложнилась, когда весной этого года была запущена северокорейская ракета со спутником связи. КНДР заподозрили в испытаниях ракет большой дальности, способных нести ядерное оружие, и Совет безопасности ООН выступил с осуждением Северной Кореи. После этого ООН усилила санкции в отношении Пхеньяна.
Между тем, Россия и Китай выступают своеобразными «гарантами» стабильности и безопасности в регионе. Только в Москве и Пекине уже давно считают необходимым вести переговоры с КНДР как с полноценным оппонентом со своим устоявшимся политическим режимом.
Совершенно очевидно, что в Европе и США весьма обеспокоены ядерной программой КНДР. Однако путем ввода новых санкций (за которые так активно выступают в Вашингтоне) вопрос денуклеаризации Корейского полуострова не решить. И это понимают и в Китае, и в России. Видимых результатов можно добиться лишь путем ведения нормального конструктивного диалога на высоком уровне. Единственные силы, на поддержку которых может реально рассчитывать КНДР – это Россия и Китай.
Примечательно, что 9 июля после принятия резолюции Совбеза ООН КНДР заявила о готовности вернуться к шестисторонним переговорам по ядерной проблеме.
«Мы последовательно продолжаем наши усилия, направленные на заключение мирного договора и продолжение процесса денуклеаризации Корейского полуострова путем шестисторонних переговоров», – сообщил посланник КНДР в ООН Син Сун Хо в штаб-квартире Организации в Нью-Йорке.
Владивосток, Игорь Щербаков
Владивосток. Другие новости 26.07.10
Сеул и Вашингтон начали репетицию новой корейской войны. Пхеньян ответил угрозами ядерной «священной войны». / На Дальнем Востоке продолжает выгорать тайга. / Китайский циклон пришел на Дальний Восток России. Читать дальше
© 2010, «Новый Регион – Дальний Восток»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».