На Дальнем Востоке начал работу саммит АТЭС ключевой организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), на который было потрачено около $22,5 млрд. Присутствие в этом регионе жизненно необходимо для России, но пока она безнадежно отстает, констатируют СМИ. При этом и в кулуарах, и официально чиновники заявляют о том, что Россия не может позволить себе играть унизительную роль сырьевого придатка Азии. Но это – выгодная и не унизительная роль, убеждает отечественная пресса. Однако вместо умного и рационального подхода Россия пока готова предложить партнерам только «национальную идею» своего правящего класса – роскошь, пишет Newsru.com.
После кризиса 2008-2009 годов российские чиновники всерьез задумались о новой роли Азиатско-Тихоокеанского региона, а сырьевые олигархи обратили взоры на новые динамичные рынки. Стало ясно, что интеграция в Азию для России – жизненная необходимость. Однако вопрос о том, в каком качестве наша страна должна интегрироваться в динамичный АТР, до сих пор не решен, пишет обозреватель журнала «Коммерсант-Власть» Александр Габуев.
В утвержденной в конце 2010 года в России секретной концепции укрепления позиций в этом регионе говорится, что страна не может себе позволить играть унизительную роль сырьевого придатка Азии и должна претендовать на большее – строить там инфраструктуру и нести азиатам свет передовых российских технологий, пишет автор статьи. Ту же позицию чиновники отстаивают публично. Первые лица государства говорят, что пускать азиатских инвесторов в инфраструктурные проекты за Уралом Россия будет лишь в том случае, если они станут отдавать аналогичные проекты у себя российским подрядчикам.
Позиция «европейской державы в Азии», смотрящей на страны вроде Китая и Индии с позиций «старшего брата», уходит корнями во времена СССР и в настоящее время является не более чем самообманом, считает обозреватель. Для примера он приводит ряд фактов. В 1990-е Китай был главным покупателем российского оружия, но в нулевые годы закупки начали неуклонно снижаться; китайцы скопировали образцы, научились многое делать сами и теперь ведут свои разработки.
Еще факт. Россия строит в Китае Тяньваньскую АЭС. Но в третьем и четвертом блоках доля собственного китайского производства составляет уже беспрецедентные 70% – «Росатом» создаст лишь сердце станции, остальное китайцы уже умеют делать сами. Скоро они станут конкурентами России, не исключает обозреватель.
Неадекватная оценка своей роли в Азии имеет для России серьезные последствия, отмечает автор. $20 млрд, которые решили бы проблемы развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и надежно привязали бы минеральные ресурсы региона к азиатским потребителям, потрачены на объекты саммита АТЭС. Тратя деньги на амбициозные проекты с не очень ясными перспективами, Россия теряет драгоценное время и сдает конкурентам долю на динамичных рынках, полагает журналист.
Место России как сырьевой базы Азии занимают не только страны Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки, но и такие вполне развитые государства, как Австралия. Она не тяготится ролью сырьевого придатка: высокие доходы от экспорта вкладываются в другие отрасли, позволяют создавать рабочие места.
В итоге самая реальная и выгодная перспектива России на данный момент – именно стать сырьевой базой Азии, считает журналист.
Россия же почему-то считает такую роль для себя унизительной в Азии, тогда как в Европе ничуть не стесняется своего положения сырьевого придатка, и даже гордится им. В Азии, правда, чтобы занять аналогичную нишу, стране «придется вкалывать», пишет журналист: строить инфраструктуру, привлекать иностранных подрядчиков, поддерживая баланс инвесторов из разных стран, менять доступ к ресурсам на доступ к технологиям, грамотно администрировать полученную ренту и вкладывать ее в другие отрасли.
По такому пути шли «азиатские тигры», используя единственное конкурентное преимущество – дисциплинированную и дешевую рабочую силу, отмечает обозреватель.
«Превратиться в сырьевой придаток азиатов – слабоватая мечта для великого народа с великой историей, скажет кто-то. Может, и так. Только если мы не научимся зарабатывать в Азии на продаже сырья, российское присутствие там скоро может стать частью этой великой истории», – заключает автор.
Вместе с тем обозреватель журнала «Огонек» Владислав Иноземцев считает, что Россия и здесь опоздала и вряд ли обладает волей наверстать упущенное. В России традиционно считают, что сила страны – в природных богатствах, и ее политика ориентирована на рост экспорта сырья. Но Тихоокеанский регион отнюдь не обделен ресурсами, в отличие от той же Европы, замечает журналист.
Россия в Азии – не главный и тем более далеко не единственный поставщик сырья. Более того, для серьезной игры нужны транспортные пути, выход на «большую воду», а у России их нет. Через 10-15 лет Китай вполне освоит как новые энергетические технологии, так и богатства соседних Центральной Азии и Мьянмы, и игра для нашей страны и вовсе закончится, рассуждает автор статьи.
России сейчас реально нечего предложить ее тихоокеанским партнерам, констатирует он, перечисляя главные «доказательства» отсталости. Так, страна почти не участвует в заметном в регионе соревновании «технологических» и «индустриальных» экономик. Сегодня за Россией зарегистрировано меньше международных патентов, чем за компанией Samsung, а инвестиции в инновационное производство в Китае превосходят российский показатель в 40 раз.
Промышленная продукция из России тоже не встречается на местных рынках: даже в поставках из нашей страны в КНР ее доля упала с 16,5% экспорта в 1995 году до 3,4% в 2011 году. Так что здесь наша страна выступает наблюдателем, а не участником «процесса», заключает обозреватель «Огонька».
В не менее значимой сфере финансовых отношений положение России не менее плачевно. Каждый из четырех крупнейших банков КНР имеет активы, превышающие ВВП Российской Федерации. Через 10-15 лет в регион сместятся и центры биржевой торговли, но стране нечего предложить партнерам, которые были бы готовы рассматривать ее как главного союзника, в том числе и из-за опасений перед растущей мощью Китая.
Несостоятельными выглядят и претензии России на значимую роль в логистической сфере. Мощность российских транзитных путей составляет не более 85 миллионов тонн в год: 80 миллионов тонн приходятся на БАМ и Транссиб, остальные 5 миллионов – на Северный морской путь. При этом и та, и другая артерии сейчас более чем на 80% заняты перевозкой российских грузов.
Для оценки перспектив в сфере логистики обозреватель предлагает сделать простой расчет: ниша для транзита – 15-20 миллионов тонн в год, что составляет не более 2% оборота, при этом для модернизации обеих сибирских дорог РЖД просит около 35 миллиардов долларов.
За неимением лучшего Россия может предложить своим партнерам только «национальную идею» своего правящего класса – роскошь, рассуждает обозреватель. За последние 10 лет ни один саммит АТЭС не проходил в специально отстроенных для этого помещениях, а максимальные затраты на их подготовку и проведение не превышали 100 миллионов долларов. Так, в прошлом году саммит АТЭС в Гонолулу обошелся штату Гавайи всего в $28 млн. В России все по-другому: 24-й саммит стоит дороже всех предшествующих.
Москва – Владивосток, Наталья Аникина
Москва – Владивосток. Другие новости 03.09.12
В Дагестане ликвидировали русского боевика-исламиста из Владивостока. / Радио обяжут предупреждать об излишне «натуралистичных» песнях. Песни будут маркировать по возрасту. / Во Владивостоке официально дан старт проведению саммита АТЭС. Читать дальше
© 2012, «Новый Регион – Дальний Восток»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».