Связной банк получил убытки в 4 млрд рублей
Банковский стартап группы компаний «Связной» по итогам 2011 года получил 4 млрд рублей убытков. В Связном банке называют убыток плановым для первого года работы проекта. Без смены модели бизнеса банка, одновременно наращивающего кредитный портфель, расходы на персонал и привлечение клиентов бесплатными сервисами, банку самостоятельно не выйти в прибыль, указывают эксперты, пишет газета «Коммерсантъ».
Связной банк опубликовал отчетность по МСФО по итогам 2011 года – первого полного года работы с момента запуска проекта новым контролирующим акционером – группой компаний «Связной». Согласно отчетности, банк получил 4 млрд рублей чистых убытков против 86,4 млн рублей чистой прибыли в 2010 году. «Убыток банка сопоставим с его капиталом (4,9 млрд рублей на 1 апреля, согласно данным ЦБ)», – указывает аналитик Moody`s Лев Дорф.
Подконтрольная бизнесмену Максиму Ноготкову группа компаний «Связной», основным активом которой является одноименный сотовый ритейлер, запустила банковский проект в конце 2010 года на базе Промторгбанка, переименованного в Связной банк. Основным бенефициаром банка (94,3% акций) является господин Ноготков. Банк предлагает свои услуги в отделениях родственной сети (2,7 тыс салонов связи; собственная сеть – более 20 отделений) и специализируется на кредитных картах и кредитах наличными.
Убытки банка складываются из трех составляющих – операционных и комиссионных расходов, а также расходов на создание резервов на возможные потери по ссудам.
Операционные расходы принесли банку половину чистого убытка. «В частности, расходы на содержание персонала у банка выросли за год в 2,3 раза – до 1,341 млрд рублей, расходы на рекламные и маркетинговые услуги выросли в 14 раз – до 380 млн рублей, рост также показали траты на программное обеспечение», – указывает старший менеджер департамента банковского аудита ФБК Михаил Корнеев. «2011 год и планировался нами как убыточный по МСФО, высокие расходы на персонал также были запланированы, в 2012 году мы продолжим инвестировать в этот сегмент», – заявили в пресс-службе банка. «Фактически это инвестиции в развитие проекта, на этапе его запуска рост таких расходов естествен», – соглашается господин Корнеев.
Следующая статья расходов Связного банка менее типична и отражает специфику его модели развития. На 35% убытки банка связаны с комиссионными расходами (1,7 млрд рублей, из них 1,4 млрд рублей – расходы на агентские услуги, 665 млн рублей – комиссии по расчетным операциям). «Очевидно, значимый вклад в рост комиссионных расходов банка внес сервис по бесплатному снятию наличных в банкоматах любых банков, расходы по которому Связной банк берет на себя», – указывает Лев Дорф. Обычно комиссия за снятие наличных в чужих банкоматах, по оценке участников рынка, составляет 0,5-5% от снятой суммы. В Связном банке подтвердили, что большой вклад в комиссионные расходы внес сервис по снятию наличных. «Это одно из ключевых преимуществ для наших клиентов, и отказываться от него в ближайшее время мы не планируем», – уточнили в пресс-службе банка. Впрочем, с марта 2011 года банк установил порог для бесплатного снятия наличных в чужих банкоматах – 1 тыс рублей.
Сотрудничество с родственной сетью также обходится банку недешево. «Мы платим ритейлеру комиссию за каждый выданный кредит, и чем больше размер кредита, тем выше комиссия», – поясняет директор департамента розничного риск-менеджмента Связного банка Андрей Козляр. Эксперты называют такую модель нетипичной для рынка. «Стратегически бизнес-модель, при которой взаимодействие компаний внутри группы построено на коммерческой основе, менее рискованная», – указывает аналитик «ВТБ Капитала» Роман Лучковский. Впрочем, по крайней мере на данном этапе развития, независимость банковского проекта «Связного» весьма условна: в 2011 году банк получил 3,4 млрд рублей прямой помощи от контролирующего акционера, напоминает Лев Дорф.
Основной бизнес – кредитование – пока также приносит банку убытки. Доначисление резервов на возможные потери по ссудам принесло банку 1,3 млрд рублей убытков. За год розничный кредитный портфель банка резко вырос – с 433 млн рублей до 14,75 млрд рублей, в основном за счет высокорискового портфеля кредитных карт (с нуля до 13,8 млрд рублей). У ТКС-банка, специализирующегося на кредитных картах четыре года, объем портфеля 21,2 млрд рублей. При этом карточные кредиты на 1,58 млрд рублей на 31 декабря 2011 года были просрочены на месяц и более (доля просрочки – 11,4%). Общий объем просроченных кредитов физлицам у Связного банка вырос за тот же год с 241,8 млн рублей, до 2,7 млрд рублей, кредитов с просрочкой более месяца – 1,8 млрд рублей (9,7% от портфеля). «Мы абсолютно удовлетворены качеством кредитного портфеля, и по уровню риска и просрочки мы пока идем даже лучше плана», – заявили в пресс-службе банка. Впрочем, если сравнивать ТКС-банк и Связной банк как два наиболее заметных банковских стартапа последнего времени, придется отметить, что ТКС-банк, начавший работу в мае 2007 года, показывал прибыль уже по итогам 2008-го и по итогам кризисного 2009 года.
В Связном банке не раскрывают прогнозы по прибыльности на 2012 год. «Модель бизнеса банка, нацеленная на агрессивное привлечение новых клиентов, сработала в части роста, но оказалась слишком затратной для банка, и, для того чтобы выйти в прибыль, Связному банку, вероятно, придется ее скорректировать», – считает господин Дорф.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».