«Иностранные агенты» встали в очередь за деньгами Путина В эти дни распределят президентские гранты НКО
На этой неделе будут определены победители конкурса на получение президентских грантов на правозащитную деятельность. В очередь за грантами на 2,3 миллиарда рублей первыми встали НКО, отказавшиеся признавать себя «иностранными агентами». Причем, глава «Московской хельсинской группы» Людмила Алексеева пригрозила, что будет искать иностранную помощь, если не получит финансирование в РФ.
Итоги конкурса по распределению президентских грантов на поддержку гражданского общества будут объявлены 23 августа. В этом году размер грантового фонда был увеличен с 1 млрд до 2,3 млрд рублей. На президентское финансирование подали заявки более 5800 НКО. Таким способом Кремль предлагает «решить дело миром» с «профессиональными правозащитниками», которые отказались признавать себя иностранными агентами по нормам принятых в прошлом году поправок в законодательство.
Согласно новому закону, НКО обязана регистрироваться в статусе иностранного агента при двух условиях: если она занимается «политической деятельностью» на территории РФ. А также если получает «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Конкурс на государственную поддержку некоммерческих неправительственных организаций в России под патронажем Общественной палаты впервые прошел в 2006 году, рассказывается в публикации «Коммерсант.Власть».
Тогда было выделено всего 500 млн рублей, которые поровну распределялись Общественной палатой РФ и администрацией президента. В 2007 году выдавать деньги начали на конкурсной основе уже шесть специальных операторов – общественных организаций, утвержденных президентом. К управлению финансовыми потоками были допущены правозащитное движение «Сопротивление», Институт общественного проектирования, «Государственный клуб», Институт проблем гражданского общества, Национальный благотворительный фонд и Лига здоровья нации. В этом году первых троих операторов заменили новыми, ими стали Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), Российский союз молодежи и общество «Знание». Механизм работы не изменился: каждый из операторов получает средства для распределения под конкретные проекты, тематика которых указана в распоряжении главы государства, а грантополучатели предоставляют операторам регулярные отчеты о ходе проектов.
Международные и российские правозащитники считают, что государственные деньги распределялись непрозрачно и коррупционными способами. Например, самый большой грант за всю историю поддержки НКО в 41,4 млн рублей получила Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий. Это ассоциация была создана в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций в России. Среди ее учредителей значится фейковая «академия наук» РАЕН, членами которой, например, являются воскреситель Грабовой и дрессировщик воды Петрик.
В этом году судьбу заявок решают конкурсные, а затем, на основе их заключения, экспертные комиссии при каждом операторе. Представители операторов поясняют, что конкурс проводится не среди организаций, а среди проектов, представленных НКО. Сами организации официально оцениваются только по критерию успешности уже реализованных ими проектов.
Именно с этим пунктом у многих участников конкурса могут возникнуть сложности. Большинство «политически активных» НКО, которые чаще всего упоминаются в СМИ, практически ничем кроме политической активности себя никогда не проявляли. Те организации, которые занимаются непосредственно защитой прав человека: социализацией достигших совершеннолетия сирот и бывших заключенных, помощью инвалидам итп, они не имеют «лоббистского актива» их политизированных и «раскрученных» коллег. Между тем, иностранное финансирование на «политические» цели, российским НКО получить гораздо легче, чем на медицинские, образовательные и другие программы для тяжело больных или маргинальных членов общества. То есть организации, которые занимаются вышеперечисленными видами деятельности, в гораздо большей степени зависят от государства и госпомощи. Это не помешало «политическим» НКО включиться в гонку за президентскими грантами, не отказываясь от зарубежных денег.
Впрочем, одной из целей начатой в конце 2012 года кампании по выявлению среди НКО «иностранных агентов» была как раз попытка не только дискредитировать, но и приручить финансово «заслуженную оппозицию».
В ходе прокурорских проверок многим НКО выносились предупреждения и предостережения за занятия политической деятельностью. На регистрации организаций в реестре иностранных агентов настаивает генеральный прокурор Юрий Чайка, однако это пока сделала только одна из 22 НКО, попадающих, по мнению генпрокурора, под действие закона. В списке потенциальных иностранных агентов оказались, в частности, такие известные НКО, как движение «За права человека», фонд «Голос», центр социальных и образовательных инициатив правозащитная организация «Агора», правозащитная экологическая организация «Беллона», межрегиональная организация «Комитет против пыток», а также Московская Хельсинкская группа. Правда, в этом году «Агора» и «Комитет против пыток» уже получали официальные разъяснения Минюста РФ, что обе эти организации не являются иностранными агентами.
Все перечисленные выше НКО единогласно заявили, что не собираются регистрироваться в статусе иностранных агентов. Однако в отношении источников финансирования эти НКО разделились на три группы. Первая группа состоит из НКО, которые решили отказаться от зарубежной поддержки и перейти на российское финансирование. Вторая группа – НКО, которые решили поучаствовать в конкурсе на президентские гранты, но в случае проигрыша намерены искать средства за рубежом. Третья группа – организации, которые существуют преимущественно за счет иностранных фондов. Ранее они подавали заявки на президентский грант и не получали его. Пытаясь в очередной раз выиграть в кремлевском конкурсе, отказываться от зарубежных вливаний они не собираются.
Не желая иметь проблем и разногласий с государственными структурами, от иностранного финансирования отказались фонд «Голос» и Центр социальных и образовательных инициатив (ЦСОИ).
Для некоторых НКО получение денег от иностранных фондов стало затратной и невыгодной процедурой. До принятия закона иностранные гранты ЦСОИ составляли 30% от всего бюджета. «Проверки прокуратуры и судебные издержки из-за иностранного финансирования отнимают больше времени и средств, чем сами вливания, а во-вторых, за четыре года, что мы сотрудничаем с органами власти, нас никто не просил излагать какую-либо точку зрения» -приводит «Власть» пояснения руководителя ЦСОИ Александра Радевича.
Представителями группы НКО, которые решили совместить иностранное финансирование и президентские гранты, оказались «Московская Хельсинская группы» Алексеевой и «За права человека» Льва Пономарева. Пономарев уже пожаловался, что из-за обязанности получателей иностранной финпомощи именоваться иностранными агентами, ЗПЧ практически перестали финансировать фонды Макартуров и Сороса. Почти все политизированные НКО заявляют, что даже получив президентские гранты, не смогут функционировать в прежнем режиме без иностранных вливаний. и становятся в позу юродивого из «Бориса Годунова» с его «отобрали копеечку». Алексеева пообещала, что устроит распродажу «коллекции гжели и дорогих подарков». Другие организации надеются на краудфайндинг.
Между тем для НКО, которые сейчас не смогут получить президентский грант, у Кремля может появиться новый источник средств. В начале сентября для распределения президентского гранта появится седьмой оператор – общероссийское общественное движение «Гражданское достоинство». Через него 500 млн рублей будет выделяться на деятельность правозащитных организаций, которые испытывают трудности с получением грантов у других операторов. Возглавлять этот оператор Владимир Путин поручил бывшему председателю президентского совета по правам человека Элле Памфиловой, к которой у правозащитников и государственных служащих претензий нет.
Москва, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».