Мошенники придумали новую схему по отмыванию и выводу за рубеж огромных денежных сумм. Сложность выявления таких операций состоит в том, что технически все совершенно легально, каждый участник схемы выполняет свои функции на вполне законных основаниях. При этом задействованные в схеме суды, Федеральная служба судебных приставов (ФССП) и банки на своем этапе не обладают полномочиями, чтобы остановить мошенников.
Речь идет о так называемой «молдавской» схеме отмывания денег с помощью судебных решений, пишет «Коммерсант». Начинается все с того, что два юрлица, как правило, это иностранная и российская компании, договариваются о выплате долгов. Зачастую суд с легкостью выносит решение о взыскание суммы задолженности со счета должника и выдает исполнительный лист. На этом этапе к схеме подключаются судебные приставы, которые списывают на счет ФССП долг с ответчика и переводят деньги на счет истца в иностранном банке.
Примечательно, что Банк России знает о существовании такой схемы вывода денег за рубеж. За прошлый год, по данным регулятора, таким образом было легализовано и выведено из страны около 16 млрд рублей. В общей сложности иски, имеющие признаки «молдавской» схемы, были удовлетворены судами на сумму более 37 млрд рублей.
Ранее подобная схема, только без участия ФССП, широко использовалась в 2010-2013 годах в Молдавии. Фиктивный долг российской фирмы и подставного лица – гражданина Молдавии, который выступал как солидарный ответчик, взыскивался в пользу молдавской компании. Известно, что таким образом удалось вывести за границу не менее 20 млрд долларов.
Уникальной новой схемы состоит в том, что она законодательно защищена. Каждый из участников действует в рамках закона и своей компетенции. Суды выносят очевидные решения, приставы взыскивают долг, банки переводят запрашиваемые суммы. Ни одна инстанция не имеет оснований, чтобы оценивать операции как подозрительные. Однако как отмечают в Центробанке РФ, при детальном рассмотрении оказывается, что организация-должник не ведет реальную деятельность в объеме, соотносительном с взыскиваемым долгом. То есть выявить их в принципе вполне реально. Но суды попросту не имеют полномочий проверять суть сделок между кредитором и должником, а также реальность деятельности этих компаний. В свою очередь судебные приставы не могут остановить мошенников, так как не имеют права оспаривать решение судов или каким-то образом влиять на них.
Чтобы противодействовать мошенникам, ЦБ собирается разработать рекомендации для банков. Согласно внутренним правилам контроля кредитных организаций, они вправе признать подобные операции подозрительными и отказать в их проведении. В результате нескольких отказов банк может расторгнуть договор счета. Помимо этого, бороться с таким способом отмывания денег поможет реформа судов. Тем не менее, по мнению экспертов, арбитражные суды должны содержательнее подходить к рассмотрению таких вопросов, а не принимать решение в пользу истца только на том основании, что ответчик готов отдать долг.
Москва, Зоя Осколкова
Москва. Другие новости 03.02.17
Госкомохраны культнаследия Крыма получил третий шанс потратить 1,2 млрд руб на реконструкцию памятников. / Администрация Симферополя утвердила 600-миллионную смету «на всё про всё». Переделка пешеходного центра в пунктах не значится. / России не нужна собственная «алмазная курица»? Медведев одобрил продажу еще одного госпакета «АЛРОСА». Читать дальше
© 2017, РИА «Новый День»