В медицине самое главное – действовать в интересах больного, а лечение за границей часто оказывается эффективней, чем в России. Вопрос в том, должен ли врач сообщать о возможностях лечения за рубежом пациенту, если, например, у больного нет денег на такое лечение.
«Я не знаю ни одного врача, который, если пациент скажет «Я хочу ехать в Германию и лечиться там», стал бы отговаривать «Да что вы, у нас лучше!»... Простой вопрос – должны ли врачи сообщать пациентам, что там, возможно, лучше. Я не знаю», – сказала в интервью Ленте.Ру педиатр Анна Сонькина-Дорман, автор тренинга по навыкам общения в Первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова.
«Взять ту же детскую онкологию, которую прекрасно лечат в российском центре Рогачева. Все равно – врачи, которые там работают, понимают: если есть возможность – лучше за границу ехать», – отметила эксперт. Она пояснила: медицина – это не только дорогие лекарства, аппараты и технологии. «Многое зависит от скоординированной командной работы. В онкологии, например, есть базовая терапия – сама химия. А есть сопроводительная: обезболивание, питание, переливание компонентов крови, профилактика инфекций. То есть создание условий, при которых больной пережил бы эту химию. Тут нужны согласованные командные действия… Сложная технология, но не в плане материальных ресурсов, а в плане человеческих. А у нас все это с большим трудом приживается», – посетовала врач.
При этом, по ее словам, в России «отлично перенимаются методики, где за процесс отвечает не команда, а конкретный доктор». «Поэтому такая сложная вещь, как протезирование клапанов в сердце, раз – и работает. А вот обеспечить, например, безболезненные детские прививки в поликлиниках – не получается. Хотя обезболивающие препараты и техника для этого – дешевые и простые. Но нужна координация – медсестер, педиатра, администрации», – подчеркнула она.
«Наши врачи воспринимают медицинскую этику как круговую поруку. То есть этика в том, чтобы своего коллегу не обидеть или не подвести начальство. Это кардинально отличается от того, что происходит во всем мире, где этический кодекс – прежде всего договор между врачом и пациентом», – отметила доктор.
Сонькина-Дорман указала, что, по данным «Лиги защитников пациентов», 90% всех конфликтов с врачами вырастают из общения, «то есть квоты и очереди здесь ни при чем. «Просто доктор не захотел или не сумел нормально поговорить», – пояснила она. При этом, по ее словам, большинство недовольных – это люди, которые действительно пострадали. «Так что черный список жалобщиков – провальная идея. Если бы в Европе врачи даже заикнулись об этом, случился бы скандал. Там пациент всегда прав. А у нас традиция относиться к больным свысока и ставить их на место», – сказала доктор.
Она с сожалением отметила, что коррупция сегодня присутствует на всех уровнях здравоохранения. «Пока ты берешь эти благодарности, бедный наш затюканный пациент думает: «Ага, значит, это надо, значит, обязательно. Иначе как бы чего не вышло». И начинает шушукать по палатам, сколько и чего. И дальше все это разносится. Возникают какие-то тарифы, ритуалы», – пояснила она и добавила: «Идеально было бы сказать больным: «Если хотите чем-то помочь, есть благотворительные фонды. У нас ящичек в коридоре висит». Но это утопия». По словам доктора, в Москве «есть специальности и есть целые учреждения, которые только этим («благодарностями» пациентов – прим. ред.) и живы».
Москва, Зоя Березина
Москва. Другие новости 11.09.15
В Москве побит рекорд атмосферного давления 1949 года. / Убитый свихнувшимся пациентом петербургский хирург спас жизнь другому врачу. Он отказался выполнить требование убийцы и вызвать коллегу под пули. / Мусор и неумеренное энергопотребление тянут вниз: Челябинск оказался на 70 месте в экологическом рейтинге российских городов. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»