В России полмиллиона человек лишились статуса инвалида Таким образом власти экономят бюджет, считают эксперты
Количество инвалидов в России за минувший год уменьшилось почти на полмиллиона человек. Столь внушительная динамика стала результатом введения в практику новых критериев признания инвалидности. Эксперты и представители медицинского сообщества убеждены, что это новый вид бюджетной экономии социальных расходов.
Как пишет «Коммерсантъ», по данным Росстата, в начале 2014 года в РФ насчитывалось 12 млн 946 тыс. инвалидов, к сентябрю 2015 года этот показатель упал до 12 млн 450 тыс. За пятилетний период с 2011 года число инвалидов сократилось на 760 тыс. человек (с 13 млн 209 тыс.). При этом число детей-инвалидов до минувшего года только увеличивалось, хотя и со снижением показателя ежегодного прироста: 2011 год – 541 тыс., 2014-й – 580 тыс., 2015-й – 604 тыс. Эксперты считают, что 2016 год будет периодом резкого сокращения и в этой группе инвалидов.
В 2011 году правительство одобрило Концепцию совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, которая легла в основу госпрограммы «Доступная среда на 2011-2015 годы» и во многом предопределила появление приказа Минтруда N664н. Этот приказ, вступивший в силу в начале 2015 года, впервые устанавливал систему оценки степени инвалидности на основе так называемого медицинского подхода, то есть по степени утраты той или иной функции организма, например, двигательной способности или зрения. Для получения третьей группы инвалидности одна из функций должна быть утрачена минимум на 40%. В итоге, рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко, система оказалась «игольным ушком»: после планового освидетельствования инвалидности стали лишаться даже практически обездвиженные больные. Полностью за пределами системы остались больные с синдромом Дауна, сахарным диабетом, астмой, многими наследственными генетическими заболеваниями и гормональными нарушениями.
Возмущение инвалидов по этому поводу поддержали Минюст и Совет Федерации. Под давлением общественности Минтруд отменил приказ N664н и в экстренном порядке принял «исправленный» приказ N1024 (в него включили сахарный диабет первого типа у детей, бронхиальную астму, другие редкие заболевания). Но принципы определения инвалидности остались без изменений. Инвалиды и их семьи говорят о том, что новые критерии приводят к лишению инвалидности, а это, в свою очередь, «выкидывает» людей из системы бесплатной помощи и реабилитации. В результате инвалиды, в том числе дети, оказываются выброшены из жизни.
Руководитель организации «Равные возможности», эксперт в области реабилитации инвалидов из Санкт-Петербурга Анна Литус рассказала что эксперты медико-социальной экспертизы работают в соответствии с «устными распоряжениями» и трактуют состояние больных исключительно на их основе, уверена она, в противном случае их ждет увольнение.
«Количество дел о снятии с инвалидности за последний год резко увеличилось по всей стране,– подтвердила руководитель единственного в стране новосибирского Центра независимой медико-социальной экспертизы Светлана Данилова.– Но самое значимое явление последнего времени: совершенно изменилось отношение к детям-инвалидам». По словам Даниловой, которая отстаивает права пациентов, «на суды идет жесткая установка, как решать такие споры, когда на кону бюджетные деньги». «Мне недавно одна судья прямо сказала, что если каждый инвалид будет получать стопроцентную компенсацию, у государства ничего не останется», – отметила эксперт. При этом «доказать, что решение по снятию или понижению группы инвалидности принято неверно, сегодня практически невозможно».
«Думаю, негласное распоряжение, затрудняющее признание инвалидности, действительно существует,– говорит директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов.– Это явно ситуационное решение, нашли место, где можно сэкономить, не меняя законодательство. Происходит экономия средств на социалку по всем направлениям. И было бы странно, если бы инвалиды остались вне этого процесса».
В интервью «Известиям» президент «Лиги пациентов» Александр Саверский рассказал, что в организации заметили увеличение количества жалоб от лишенных инвалидности людей. «Я в день получаю 1-2 жалобы, и столько же приходит на нашу «горячую линию». То есть 3-4 жалобы в день, или до сотни в месяц. Обращения идут из всех регионов страны. Ситуации абсолютно разные, но проблема практически одна: либо вообще не дают группу, либо снимают ту, что есть, причем даже у детей. Ходишь? Как-то там себя обслуживаешь? Всё, вперед и с песней! Есть случаи, когда пострадавшими оказывались даже люди с орфанными (редкими – прим. ред.) заболеваниями. А такие пациенты могут жить лишь на препаратах, их нельзя лишать лекарств».
По мнению Саверского, количество инвалидов можно было бы существенно снизить, если бы право на получение бесплатных лекарств не было привязано к инвалидности. Сейчас в России, по данным Минтруда, зарегистрировано 12,42 млн человек с инвалидностью. Но по экспертным оценкам, 2-3 млн человек держатся за свою группу только ради жизненно необходимых препаратов, которые оказались им не по карману.
«Ни в коем случае нельзя было привязывать инвалидность к бесплатным лекарствам. Государство само себя загнало в ловушку», – подчеркнул Саверский. Больным нужны бесплатные лекарства, а не статус инвалида, отметил он. «Инвалидность необходима человеку, который попал в тяжелую ситуацию по здоровью, не способен обслуживать себя. Люди говорят: «Да не нужна нам ваша инвалидность, вы нам лекарства просто дайте». А тут все свалили в одну кучу и получили бред. Надо разделить проблемы, и тогда люди, которые нуждаются в лекарствах, будут получать лекарства. Те, кто нуждается в медицинской помощи, будут получать медицинскую помощь, а инвалиды получат соцподдержку», – добавил он.
Проанализировав ситуацию, «Лига пациентов» и депутаты Госдумы, которые занимаются вопросами здравоохранения, решили обратиться в правительство с просьбой передать все полномочия МСЭк врачебным комиссиям при лечебно-профилактических учреждениях, то есть поликлиникам.
«Это абсолютно органичное решение со всех точек зрения. Потому что МСЭк для граждан – это какой-то инородный жандармский орган. Он ни за что не отвечает, он никак с этими людьми не связан. Это странное, совершенно оторванное от здравоохранения образование. И обжаловать решение МСЭк почти невозможно – это государство в государстве, – утверждает президент «Лиги пациентов». – В то же время врачебная комиссия в лечебном учреждении уже выполняет половину функций МСЭк. Она определяет тяжесть состояния здоровья, направляет на лечение, рекомендации какие-то свои дает. Но самое главное то, что врачебная комиссия несет ответственность за здоровье и жизнь пациента – врачи видят человека, знают, что с ним будет потом, что очень важно».
Саверский отметил, что врачебная комиссия на сегодняшний день – это очень мощный институт, и с функциями МСЭк справится без труда. «К тому же, если передать функции МСЭк врачебным комиссиям, можно сэкономить немалые средства. На содержание МСЭк тратится 10 млрд рублей в год, и эта сумма может снизиться раза в три, потому что не нужно будет содержать отдельный полноценный аппарат», – заявил он. В перспективе, подчеркнул эксперт, передача полномочий МСЭк Минздраву спасет миллионы жизней граждан России.
Москва, Зоя Березина
© 2016, РИА «Новый День»