Причиной крушения грузового Ан-12, разбившегося 1 августа в Московской области в окрестностях аэропорта Домодедово, стало попадание в двигатели самолета сразу двух птиц. К таким выводам пришли члены госкомиссии по расследованию авиакатастрофы, опираясь на результаты экспертизы двигателей погибшего лайнера, которую проводили представители их производителя – Запорожского моторостроительного завода, пишет во вторник газета «Время новостей». Расположение же двигателей и сложные условия полета в такой ситуации, по мнению специалистов, не оставили экипажу шансов на спасение.
Грузовой самолет Ан-12, принадлежавший авиакомпании «Атран», в ночь на 1 августа вылетел с грузом авиазапчастей из Домодедово в Комсомольск-на-Амуре с промежуточными посадками в Братске и Омске. Через четыре минуты после взлета самолет пропал с экранов радаров. Еще через несколько минут командиры экипажей нескольких заходивших на посадку лайнеров доложили руководителю полетов о взрыве недалеко от аэропорта. Горящие обломки Ан-12 были обнаружены в 4 километрах от взлетно-посадочной полосы, в лесном массиве, примыкающем к Домодедовскому кладбищу, недалеко от деревни Семивраги. Все семь членов экипажа самолета погибли.
Версия о попадании в двигатели самолета птиц рассматривалась среди прочих следователями почти сразу. На основании данных «черных ящиков» эксперты быстро выяснили, что за минуту до падения у Ан-12 отказали два из четырех двигателей. Однако точных данных, почему это могло произойти, у специалистов не было – один из бортовых самописцев, фиксировавших работу всех агрегатов лайнера, после начавшегося при падении сильного пожара был полностью уничтожен. Соответственно единственной надеждой при выяснении причин трагедии стала экспертиза обломков самолета.
Разобрав силовые установки, инженеры, по данным издания, констатировали – причиной остановки двух двигателей Ан-12 стало «попадание органического объекта». Никаких других причин отказов техники эксперты не нашли.
Теперь картина происшедшего, с точки зрения техников, восстановлена практически полностью. На высоте около 100 метров в газовый трек сначала 4-й, а за тем и 3-й силовой установки (обе расположены на правом по ходу движения крыле самолета) попали птицы. В обоих случаях произошел помпаж – нарушение работы, когда двигатель начинает «захлебываться» топливом – и, как следствие, автоматическое флюгирование винтов (лопасти остановившихся винтов повернулись ребром к встречному потоку). Такая ситуация для четырехмоторного Ан-12, винты которого вращаются в одну сторону, является, по словам специалистов, просто катастрофической. Из-за однонаправленного вращения винтов на этой машине возникает вращающий момент, который как бы опрокидывает самолет на правое крыло. Компенсация этого усилия осуществляется как раз за счет работы четвертого (крайнего справа) двигателя. Его отказ, хоть и считается критическим, но спасти машину в таком случае еще можно. Отказ сразу же двух двигателей справа для Ан-12, как полагают эксперты, ситуация почти нереальная. Самолет в этом плане построен настолько надежно, что данная ситуация даже не рассматривается в полетной документации.
Теоретически, как полагают эксперты, в такой ситуации экипаж мог попытаться спасти самолет только одним способом – повернуть штурвал до предела влево, компенсируя крутящий момент работой элеронов и закрылков, и пытаться сесть по курсу движения. Машина при этом может двигаться только со снижением и до тех пор, пока скорость не упадет ниже отметки «эффективного действия рулей». Об этом, правда, говорят лишь испытатели и теория. Что можно было сделать в данной конкретной ситуации – на взлете, в ночном небе и над лесом, можно лишь гадать.
Тем не менее экипаж, по данным специалистов, сделал все возможное, чтобы спасти лайнер. Один из инженеров, занимавшихся изучением двигателей, с нескрываемым уважением сказал, что «экипаж работал на удивление четко, соблюдая все правила». Сама же трагедия, по их мнению, стала возможна из-за редчайшего сочетания факторов. Во-первых, до Ан-12 в этом направлении из аэропорта не было взлетов около 1,5 часа, и соответственно другие самолеты не пугали птиц. Во-вторых, случаи ночного попадания птиц в двигатель сами по себе крайне редки – обычно в это время большая их часть просто спит. В-третьих, практически одновременное попадание птиц сразу в два двигателя, причем расположенных на одном крыле, также факт почти невероятный. Вряд ли кому могло прийти в голову, что такое возможно, но тем не менее, по основной версии следствия, это случилось.
В Межгосударственном авиационном комитете (МАК), который руководит расследованием авиакатастрофы, официально ход расследования не комментируют. Но в частной беседе специалисты признались, что основная работа по установлению причин трагедии практически закончена – остались небольшие уточнения и «бумажная волокита».
Определять виновника трагедии будут скорее всего прокуратура и орнитологи. Именно последним по остаткам серых перьев придется устанавливать, кому именно из пернатых не спалось в ту ночь и кто угодил в воздухозаборник двигателей разбившегося «Ана». Данных, как признаются специалисты, немного – примерные размеры птицы и несколько серых перьев. Что касается прокуратуры, то и тут задача непростая. Аэропорт Домодедово имеет свою орнитологическую службу, созданную специально для обеспечения безопасности полетов. Лайнер, как уже говорилось, упал в 4 километрах от ВПП, за забором аэропорта, но было ли столкновение в зоне ответственности службы, пока неясно.
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 21.08.07
На острове Хортица ликвидировали пожар. / Через российско-казахстанскую границу пытались провести дорогие иномарки. / В Чечне взорван автомобиль с пермскими омоновцами. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».