Фрагменты авионики, найденной на месте катастрофы SSJ-100
Индонезийские спасатели обнаружили часть кабины и целиком хвост разбившегося 9 мая самолета Sukhoj Superjet-100, в котором находятся бортовые самописцы. Об этом сообщил журналистам глава Национального поисково-спасательного управления страны Мадья Дарьятмо, передает «Интерфакс». Накануне глава Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии Татанг Курниади сообщил, что «черные ящики» найдены, но их сложно достать из-за того, что они находятся в труднодоступной местности. Информацию об обнаружении самописцев подтвердили и в посольстве РФ. Ранее сообщалось, что самописцы будут доставлены в Джакарту в понедельник.
На месте авиакатастрофы также найдены аварийный радиомаяк и система бортовых измерений, сообщила в понедельник пресс-секретарь ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Ольга Каюкова. «Нашли аварийный радиомаяк и систему бортовых измерений», – написала Каюкова в своем микроблоге в Твиттере.
В полицейском госпитале в Джакарте продолжается опознание останков жертв крушения SSJ-100. Над этим работают свыше 60 патологоанатомов и специалистов по ДНК, в том числе и представители России, передает РИА «Новости».
На месте катастрофы работает бригада российских специалистов из Центра судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития РФ. На данный момент российские эксперты совместно с индонезийскими специалистами условно опознали нескольких граждан РФ, погибших при крушении Sukhoi SuperJet-100.
Отметим, что индонезийские спасатели возобновили с рассветом эвакуацию тел погибших в авиакатастрофе. Накануне вечером к ним присоединились специалисты МЧС России. По данным на вечер воскресенья, в аэропорт Джакарты доставлены 22 контейнера с останками жертв и их личными вещами. В поисковых работах задействованы 14 вертолетов и более 2 тысяч человек.
Напомним, что самолет SSJ-100 разбился в Джакарте 9 мая во время демонстрационного полета. Лайнер в условиях низкой облачности врезался в склон горы Салак. На борту находились 45 человек, в том числе восемь граждан России.
Как сообщили индонезийские власти, расшифровка показаний бортовых самописцев будет проходить в Джакарте, поскольку самолет разбился в Индонезии.
Катастрофа SSJ-100 к настоящему времени объединила многих авиаэкспертов во мнении: причиной крушения самолета стала ошибка экипажа. Однако некоторые специалисты уверены в невиновности пилотов.
Моделирование аварийной ситуации ранее показало, что пилоты SSJ-100 допустили ошибку: они якобы могли отключить звуковую сигнализацию системы предупреждения о препятствии, чтобы она не мешала им общаться с гостями. Однако неназванный источник «Московского Комсомольца» уверен, что пилоты SSJ-100 как раз сделали все правильно: самолет уже после того, как обогнул гору и вышел на равнину, запросил снижения высоты – плохая погода, на борту люди, самолет вскоре собирается садиться, а чтобы во время посадки лучше видеть полосу и безопасно приземлиться, экипаж запрашивает снижение. Однако по какой-то причине самолет вдруг разворачивает на 150 градусов, и он врезается в гору. Причина может крыться в компьютерном сбое, полагает эксперт, пишет издание Newsru.com.
Индонезийские эксперты также отмечают, что решение о снижении самолета, принятое российскими пилотами, было логичным. Представитель Национального агентства по безопасности на транспорте Индонезии Томас Джамалуддин полагает, что пилоты пытались снизу обойти мощные кучево-дождевые облака, простиравшиеся до высоты 11 км, передает «Интерфакс». «Для облета облака сверху самолету бы потребовалось забираться на большую высоту – в тот день облака в районе горы Салак простирались от трех тысяч метров до 11,1 тысяч метров. В такой ситуации пилот будет искать возможность облететь облака слева, справа или снизу», – заявил эксперт.
Что касается отключения системы раннего предупреждения приближения земли, то слухи о том, что она была отключена, появились после публикации блоггером Сергеем Доля фотографии приборной панели лайнера. На фото, сделанном незадолго до взлета SSJ-100, было видно, что соответствующая кнопка была выключена. «Я хотел показать кнопку, которой заводят самолет. Superjet устроен таким образом, что в течение 35 секунд после включения эта кнопка горит. В это время идет загрузка всех систем. То же самое происходит, например, при включении обычного компьютера. Он же не сразу включается. Так что то, что индикатор на этой кнопке горит, это абсолютно штатная ситуация для первых 35 секунд», – позже объяснил он в своем блоге, отмечая, что перед взлетом систему вновь включили.
По мнению источника «МК», «в «черных ящиках» не будет полной информации, которая позволит сделать объективное заключение: что-то случилось именно с компьютером».
«Там, конечно, будет записана некая команда. Допустим: самолет начал левый разворот. Но учитывая, что в процессе разворота он ударился о скалу, это не позволит однозначно установить, почему именно это случилось. Легче и удобней все будет списать на «ошибку экипажа», – отметил эксперт.
SSJ-100 – это первый отечественный самолет, который полностью компьютеризирован. У летчика вместо штурвала только джойстик, при помощи которого он управляет тягой двигателей.
Кроме технической проблемы, утверждает источник издания, трагедии предшествовали и серьезные организационно-управленческие нарушения, которые привели к большому числу жертв катастрофы. Дело в том, что самолет этот был опытным, а потому никаких пассажиров не должно было быть. Однако SSJ-100 в тот день принял на борт и потенциальных покупателей, и журналистов.
Выяснилась еще одна интересная деталь: в Индонезию должен был лететь другой Superjet, пишет «МК». Первоначально для демонстрационных полетов предназначался образец машины под номером 95005 – именно он и демонстрировался в Казахстане и Пакистане. Однако в Пакистане с ним что-то случилось, и он был возвращен назад. Вместо него в Индонезию послали самолет под номером 95004, который к испытаниям изначально не готовили. Причем ведущим инженером по испытаниям направили специалиста с борта 95005, так как специалист с 95004 был в отпуске.
«Все случившееся лишь демонстрирует тот бардак, который царит не только на главной, ведущей фирме страны, но и в авиационной отрасли в целом. Система руководства отраслью основана на допотопных методах, где бумаготворчество – главная парадигма управления. Если в ближайшее время мы не сможем переломить эту ситуацию в корне, то считайте, в авиастроении мы от Запада отстали навсегда», – отметил эксперт.
Паспорт второго пилота SSJ-100 Александра Кочеткова?, обнаруженный на месте крушения (фото с Твиттера блогера Сергея Доли)
Аварийный радиомаяк SSJ-100
Гора Салак, в которую врезался российский самолет
Джакарта, Ольга Панфилова
Джакарта. Другие новости 14.05.12
Уральцы сообщили уже о более чем 50 опасных для детей люках и колодцах (ФОТО). / Отставленный мэр Алупки явился в горсовет за ключами и печатью. / Под Каменском-Уральским уже несколько суток не могут поднять упавший 45-тонный цементовоз (ФОТО). Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».