Оказывается, РСДРП имела собственную боевую организацию, в которой разрабатывали… ракетное оружие. И работал над этим философ, дважды приговоренный к смертной казни – в Киеве и в Москве. Подобные сюжеты – совсем не редкость в истории России (и, следовательно, в истории всех ныне независимых государств, входивших в состав Российской империи). История России в биографиях даст фору любому современному триллеру. Каким образом эта история извлекается из «небытия», рассказал в интервью РИА «Новый Регион» вице-президент Российского Фонда Культуры, главный редактор альманаха «Российский Архив» Алексей Налепин.
Н.Р.: Алексей Леонидович, вы с 1991 года редактируете альманах «Российский архив», продолжающий традиции известного дореволюционного издания П.Бартенева. С тех пор альманах обзавелся изданиями-«спутниками», по сути, превратившись в издательство. Что в работе сейчас?
А.Н.: С 1991 года вышло уже 16 томов «Российского Архива» и более 20 книг приложений к «Российскому Архиву». Целесообразность выпуска таких приложений была вызвана, во-первых, большим объемом публикуемых архивных документов и, во-вторых, особенностями архивной истории некоторых документов. Другими словами, хотя некоторые документы и были опубликованы ранее, но не в полном объеме, с изъятиями, искажениям или же просто неверно были прочтены. Причем это происходило всегда – не только во врмена тоталитарного прошлого, но и в просвещенном XIX веке, во времена Петра Ивановича Бартенева.
Сейчас в работе книга воспоминаний Михаила Михайловича Осоргина, помещика Калужской и Симбирской губерний, земского начальника и уездного предводителя дворянства, Гродненского и Тульского губернатора. В 1931 году он эмигрировал во Францию. Его воспоминания, охватывающие период рубежа XIX- XX вв., публикуются впервые, что является принципиальной особенностью всех без исключения изданий «Российского Архива» Воспоминания публикуются с подробным комментарием, что делает издание подлинно научным.
Н.Р.: Да, известен главный принцип «Российского архива» – публиковать новонайденные, никогда не печатавшиеся архивные документы по русской истории ХVIII – начала ХХ веков. Расскажите о самых интересных находках.
А.Н.: Интересных находок много. По сути каждый опубликованный материал является открытием. Это и неизвестные письма Ф.И. Тютчева, и материалы из истории православных храмов за рубежами России, подготовленные нашим русским соотечественником из США С.Н Забелиным, и парижский Синодик отца Бориса Старка, уникальный памятник истории русского послереволюционного Зарубежья, и Галлиполийский альбом, в котором зафиксированы будни эмигрантской жизни врангелевской армии, и неизвестные материалы из архива следователя Николая Соколова, продолжавшего во Франции расследование убийства царской семьи, и Записки сподвижника Петра Великого Александра Даниловича Меншикова, и трагический дневник 1918 года крупного российского журналиста Михаила Осиповича Меньшикова, расстрелянного в том же году, и материалы, относящиеся к жизни и творчеству Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, И.А. Ильина и многих других. Мною перечислена лишь малая часть уникальных архивных открытий.
Н.Р.: В Киеве, во время работы выставки книг российских издательств, Вы рассказывали о «забытом» философе Вановском, начинавшем карьеру с работы над реактивным оружием для боевой организации РСДРП, а закончившем эмиграцией в Японию… Наверное, история России в биографиях часто выглядит неожиданно?
А.Н.: Действительно, биография Александра Алексеевича Вановского достойна не просто архивной публикации, но, в определенной степени, и более широкого художественного воплощения, например, в виде романа. Однако это не наша задача, да мы и не ставили перед собой подобных целей.
В России каждая историческая биография достойна эпического полотна. Наша задача более утилитарна – вытащить на «божий свет» те хранящиеся в самых разных архивах, как отечественных, так и зарубежных, как государственных, так и частных, интеллектуальные сокровища, количество которых беспредельно.
Наша задача – чтобы читатель сделал то самое интеллектуальное усилие, которое всегда отличало русского интеллигента, которое гораздо труднее и мучительнее усилий физических. Мы хотели, чтобы читатель из огромного состава имен и событий, помимо традиционного «джентельменского набора», самостоятельно выбрал свои собственные, а, значит, свою историю страны.
Наша задача заключается в том, чтобы у «Российского Архива» был свой думающий , размышляющий читатель, который бы в полной мере осознал слова А.С. Пушкина, что «гордиться славой предков не только можно, но и должно». Именно поэтому в нашем альманахе нет традиционных, субъективных оценочных статей, навязывающих ту или иную точку зрения того или иного публикатора, а есть конкретный реальный научный комментарий, помогающий раскрыть суть публикуемого документа.
История любой страны – такова, какова она есть, она менее всего может быть определена категоричными оценками «хорошая – плохая». История России многообразна и сложна. Наш альманах по мере своих скромных сил старается показать это «цветущее многообразие», пользуясь словами Константина Николаевича Леонтьева.
В своей деятельности мы не ставим перед собой коммерческие задачи, являясь одной из фундаментальных программ Российског Фонда Культуры. Мы как раз счастливо избежали превращения этой программы в издательство, у которого должны быть другие задачи.
Наш альманах объективно представляет историю России в биографиях. Каждый опубликованный сюжет неизбежно заставляет думающего читателя обращаться к новым для него материалам, дорисовывать свою историческую картину в прямой зависимости от его интеллектуальной любознательности.
Кстати, сюжет о Вановском помимо московского или вологодского контекста его жизни имеет еще и киевский контекст, так как Вановский был активным участником вооруженного выступления саперного батальона в Киеве, за что был приговорен военно-полевым судом к смертной казни через повешение. В Москве за аналогичное преступление он был приговорен к расстрелу.
Н.Р.: Работаете ли в архивах Украины и других бывших республик Союза? Как развивается сотрудничество, какие проблемы мешают работе?
А.Н.: Мы публикуем материалы, присланные из бывших республик Союза. Так, в 15 томе нашими украинскими коллегами были опубликованы архивные материалы, из коллекции Алупкинского дворца-музея. В 14 томе исследовательница из Эстонии опубликовала неизвестные документы, относящиеся к родословной супруги А.С. Пушкина Наталии Николаевны Гончаровой.
Хотелось бы, чтобы таких публикаций было больше, но, во-первых, рабочий коллектив нашей редакции насчитывает всего два человека, что, несомненно, недостаточно, а, во-вторых, необходима инициатива самих архивистов из республик бывшего Союза. Мы с удовольствием опубликуем материалы, относящиеся к нашей общей истории и культуре.
Н.Р.: В каком состоянии находятся сегодня российские архивы? В состоянии ли они обеспечить сохранность культурного наследия? Летом этого года Вы в качестве члена Попечительского совета РГАЛИ подписали тревожное письмо, адресованное президенту России Владимиру Путину, в котором как раз и шла речь об этой проблеме…
А.Н.: Современное состояние российских архивов полностью отражает состояние российской культуры в целом. Я думаю, что случившиеся в Эрмитаже и РГАЛИ случаи пропажи и, возможно, хищения некоторых единиц хранения не есть закономерность, а некоторое стечение негативных обстоятельств, связанных с очевидной коммерциализацией культуры, когда все памятники начинают расцениваться как товар. К сожалению, это понимают не все, и наше тревожное обращение к Президенту России было продиктовано, в первую очередь, тревогой за утраченные приоритеты ценностей.
И то, что случилось, не должно бросить тень сомнения на скромных честных людей этой самой благородной профессии. Библиотекари, музейщики, архивисты, хранящие культурно-историческое достояние страны, достойны уважения большего, чем сейчас.
Сверхзадача письма к Президенту России как раз и заключалась в том, чтобы сохранить престиж этой профессии, уронить который не смогут частные случаи, которые в средствах массовой информации истолковываются как закономерное явление. Это отнюдь не так. Случаи хищения были, есть и будут. Так было во все века , и единственный способ борьбы с этим – повышение престижа профессиии и связанное с ним повышение материального благосостояния людей, в ней работающих.
Н.Р.: Расскажите о творческих планах – своих и – наверное, это и не разделить – «Российского архива»?
А.Н.: Творческие планы состоят в продолжении нашей работы. Успехи «Российского Архива» были отмечены Государственной премией РФ в области литературы и искусства, поэтому надо держать соответствующий уровень. Кстати, нами открыта новая рубрика «Из редакционного портфеля Русского Архива П.И. Бартенева», где мы публикуем материалы, которые в свое время не смог напечатать по разным причинам Бартенев. Планов огромное количество,но исполнение их зависит не от нас. Л.Н. Толстой часто заканчивал свои письма припиской-аббревиатурой ЕБЖ – «Если буду жив».
Москва – Киев, Андрей Лубенский
Москва – Киев. Другие новости 24.12.07
Жириновский может возглавить комитет Госдумы по делам СНГ, – политолог Манекин. / БЮТ требует заменить систему «Рада» и разрешить депутатам думать над каждым голосованием 3 минуты. / Соратник Юлии Тимошенко: не может быть цена за транзит российского газа в десять раз меньше, чем в Европе. Читать дальше
© 2007, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».