В среду в болгарском городе Бургасе эксперты из России, Болгарии и Греции подписали предварительное соглашение о строительстве трубопровода.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет политический обозреватель Национальной информационной службы Иван Преображенский.
Новый трубопровод призван составить конкуренцию поставкам российской и каспийской нефти через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Их пропускная способность сегодня, по утверждению официальной Анкары, практически исчерпана.
Однако российские инвесторы, которым должен принадлежать 51% акций в новом проекте, отстали от своих американских конкурентов, оказывающих мощное политическое давление на болгарские власти.
Еще 31 января было подписано соглашение о строительстве из того же Бургаса альтернативного Трансбалканского трубопровода через Македонию и Албанию.
Накануне некоторые средства массовой информации сообщили о том, что процесс согласования российского проекта Бургас-Александруполис сдвинулся с мертвой точки после недавней большой пресс-конференции Владимира Путина.
Президент России заявил тогда, отвечая на вопрос греческого журналиста: «Мы поддерживаем этот проект. Мы считаем, что для потребителей наших углеводородов в Европе это важный и один из приоритетных проектов. Мы должны уходить от какого-то монополизма на транзит. Но если наши греческие и болгарские партнеры, если наши партнеры не смогут решить тот комплекс проблем, которые находятся на их стороне, то мы вынуждены просто будем увеличивать транзитные возможности через территории других стран».
Однако в реальности встреча планировалась задолго до этого и задерживалась потому, что одна из трех стран (по мнению большинства экспертов, это Болгария) затягивала обсуждение.
Греко-российско-болгарский «тянитолкай» уже более 10 лет не может подписать итоговое межправительственное соглашение по созданию этого нефтепровода. Меморандум о реализации проекта был подписан в апреле 2005 года в Софии.
Надо отметить, лишь личное участие Владимира Путина и его переговоры с высшими лицами Греции и Болгарии во время визита в Афины в 2006 году привели к тому, что проект все же оказался «на грани» реализации.
Однако строительство трубопровода, даже после подписания окончательного межправительственого соглашения остается под вопросом в связи с тем, что Болгария уже договорилась с американскими инвесторами, которые намерены из того же Бургаса тянуть «трубу» через Македонию и Албанию к Адриатическому морю.
Еще 31 января Албания, Болгария и Македония подписали трехстороннюю конвенцию о строительстве трансбалканского нефтепровода АМБО.
Основная доля в нем принадлежит американской корпорации и, по словам македонского министра экономики Веры Рафайловской, «проект АМБО имеет огромное значение не только для стран, принимающих непосредственное участие в его реализации, но и для Европейского союза».
По ее мнению, он должен создать «условия для бесперебойной транспортировки каспийской нефти в Европу, минуя Босфорский пролив».
Таким образом, очевидно, что АМБО является аналогом и альтернативой российскому Бургас-Алексанруполис и, что принципиально, также претендует на использование болгарского Бургаса, который, скорее всего, окажется просто не в состоянии справиться с созданием и обслуживанием двух столь крупных нефтеналивных терминалов.
При этом, по словам главы американской корпорации, созданной для реализации проекта, Теда Фергюссона, уже в ближайшее время специалисты проведут экологические и инженерные исследования, после чего в 2008 году начнется непосредственное строительство АМБО, а «в 2010-2011 годах по нефтепроводу начнется прокачка нефти».
Планируется, что ежегодно по нефтепроводу будет транспортироваться от 30 до 40 млн. тонн нефти, а инвестиции в его постройку составят около 1,2 млрд. долларов.
Таким образом, конкурент российского проекта уже вышел на финишную прямую, в связи с чем становится понятен скептицизм Владимира Путина в отношении нефтепровода Бургас-Александруполис, а также упрек президента в адрес коллег по реализации проекта, а точнее, очевидно, в адрес властей Болгарии.
Именно они ранее затягивали подписание документов по российскому проекту, ссылаясь на трудности с выделением землеотвода под строительство.
Официальная София, судя по всему, уступает давлению со стороны властей США, и даже тот факт, что болгары обещали продать свою долю в проекте зарубежным компаниям и, в частности, американскому Шеврону, не стимулирует Вашингтон к тому, чтобы отказаться от альтернативного проекта и не мешать постройке «Бургас-Александруполис».
И в итоге, на фоне проблем с трансбалканским нефтепроводом, под сомнение вновь ставится сотрудничество России и Запада в энергетической области, причем проигрывают от этого, в первую очередь, потребители Евросоюза, а уж точно не сами американцы.
Москва – София – Афины, Всеволод Ягужинский
Москва – София – Афины. Другие новости 07.02.07
России выгодно сотрудничество с Францией в реализации космических программ. / Осетинам рекомендовали не ездить в Грузию. / Американцы назвали идеального бизнесмена. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».