Инспекция МАГАТЭ будет считать иранские центрифуги
Не прошло и суток после громких заявлений президента Ирана о начале промышленного обогащения урана, как в Тегеран прибыли инспекторы МАГАТЭ.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», за неделю они должны своими глазами увидеть, сколько все-таки центрифуг установлено в ядерном центре в Натанзе, и правда ли их там уже три тысячи.
Представление о том, что там происходит, у инспекторов есть: внутри Центра кое-где установлены видеокамеры МАГАТЭ, но они вряд ли передают абсолютно полную картину. Иранские власти поспешили заявить, что не станут размещать новое видеооборудование сверх того, что прописано в соглашении с агентством. А значит, мертвые зоны у международного обзора сохранятся.
Какой путь предстоит пройти Ирану, прежде чем создать собственную ядерную бомбу? Если верить президенту Ахмадинежаду, исламская республика уже на финишной прямой. Около 3 тысяч обогащающих уран центрифуг якобы смонтировано в Натанзе, всего же Тегеран намерен довести их количество до 50 тысяч.
В принципе этого достаточно для получения оружейного плутония. Амбициозный лидер Ирана уже заявляет о производстве обогащенного урана в промышленных масштабах. То, что Ахмадинежад называет победой, в мире считают поражением.
Самая жесткая реакция поступила из Вашингтона. «Иран в очередной раз упустил возможность компромиссного решения ядерной проблемы. И новые заявления – это еще один сигнал того, что Тегеран отвергает призывы мирового сообщества. Единственный выход из создавшегося положения – это переговоры, однако иранские лидеры, судя по всему, делают другой выбор», – заявил официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак.
Генсек ООН Пан Ги Мун призвал Тегеран немедленно остановить все разработки и подчиниться требованиям резолюции Совета Безопасности. Дополнительным нарушением этой резолюции назвало активность Ирана в ядерной сфере британское дипломатическое ведомство.
Здесь убеждены: мир должен иметь гарантии того, что Тегеран не создает ядерное оружие. Эксперты и чиновники МАГАТЭ пока хранят молчание и работают с документами. Готовят для Совбеза ООН новый, видимо, негативный доклад об иранской ядерной программе. Он будет представлен через 20 дней, сообщают Вести.ру.
Реакция Москвы сдержанная. Ее лейтмотив – не стоит поддаваться эмоциям. «Мы относимся ко всей ситуации вокруг иранской ядерной программы серьезно и хотим основываться не на эмоциональных политических жестах – а таких с разных сторон было немало, – а на фактах. Пока у нас нет подтверждения, что практическое обогащение на новых каскадах началось», – говорит министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Что бы ни делали в реальности иранские ядерщики, ясно одно: своими последними заявлениями Махмуд Ахмадинежад бросил очередной вызов ООН и МАГАТЭ. Вопрос: зачем?
«Президент Ирана прекрасно понимает, что пока международное право на его стороне, и использует эту ситуацию, чтобы спровоцировать международное сообщество на жесткие действия и насадить внутри страны психологию осажденной крепости, чтобы все сплотились вокруг правящего в Иране режима», – считает председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев.
Будет ли бомба? По этому поводу мнения расходятся. Эксперты Евросоюза считают, что на ее создание Тегерану понадобится от года до трех. Их российские коллеги настроены более скептически.
Иранцы действительно могли сделать «плохонькие» центрифуги и обогатить некоторое количество урана до уровня 4,5%, считают в Москве, но о промышленных масштабах говорить не приходится. Чтобы произвести на маломощных центрифугах топливо всего для одного реактора нужно минимум пять лет.
Тегеран, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».