AMP18+

В мире

/

Система ПРО – инструмент восстановления американского влияния

Планы по размещению Соединенными Штатами элементов ПРО в Польше и Чехии вызывают серьезные споры.

По словам генерал-полковника Бориса Чельцова, начальника главного штаба ВВС, «появление ПРО в Европе представляют Пентагону и их союзникам по НАТО потенциальную возможность поражения российских стратегических ядерных сил на самом уязвимом, начальном – восходящем участке траектории».

Однако есть ряд российских экспертов, которые склонны полагать, что с военно-стратегической точки зрения размещение этих систем не несет непосредственной угрозы России.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы Дмитрий Данилов в статье, опубликованной на сайте РИА Новости.

Вполне вероятно, что американские планы не ослабляют ядерного щита России. Но это не значит, что они не наносят ущерб ее военно-стратегическим интересам и, тем более, интересам национальной безопасности.

Абсолютно не исключено, например, что в дальнейшем США воспользуются прецедентом и вновь созданной военной инфраструктурой для наращивания своего военного присутствия в Европе.

По американским источникам, в дальнейшем эта система может быть расширена за счет создания элементов базирования на море, а также размещения аппаратуры слежения в космосе. В таких странах, как Украина, Молдавия, Грузия, довольно громко звучат предложения последовать примеру Чехии и Польши, пригласив американцев использовать и эти площадки.

Даже если существующие на сегодняшний день планы США не являются сколько-нибудь значительной угрозой России в военно-стратегическом плане, они заключают в себе угрозу международным интересам России, и не только в сфере безопасности.

Военное значение создания ограниченных элементов ПРО в Чехии и Польше отнюдь не очевидно: ракетно-ядерная угроза со стороны государств «оси зла» является, по меньшей мере, преувеличенной. Все это свидетельствует о том, что планы США не сводятся к задаче военного обеспечения «безопасности США и Европы» от возникающих ракетных угроз со стороны Ближнего Востока. За этими планами необходимо видеть и иные мотивы.

В последнее время США столкнулись с проблемой эрозии их роли в Европе. С одной стороны, это стало следствием относительного уменьшения значимости Европы в списке приоритетов американской внешней политики и политики национальной безопасности, смещением интересов в сторону внеевропейских регионов, в том числе Центральной Азии и всего Большого Ближнего Востока.

С другой стороны, американские позиции в Европе ослабли в связи с европейской оппозицией военной кампании США в Ираке. Все это заставляет США искать пути укрепления своей роли в Европе. С этой точки зрения, размещение новых элементов ПРО может стать важным для Соединенных Штатов инструментом решения этой задачи.

Во-первых, за счет дополнительной военно-политической привязки стран Центральной и Восточной Европы, внешняя и оборонная политика которых в значительной мере ориентирована на партнерство с США.

Во-вторых, наличие новых элементов американского военного присутствия в Европе неизбежно потребует их учета в европейской политике безопасности, что даст США возможность усилить свой голос и влияние.

В-третьих, потенциальное усиление политических позиций США в европейской системе безопасности даст им рычаги влияния и за рамками непосредственно политики безопасности – американские возможности воздействия на политику ЕС.

В-четвертых, практические планы США могут в перспективе распространяться и за территорию стран НАТО. Особое беспокойство в связи с этим представляет позиция Украины, которая может быть заинтересована в сотрудничестве с США и опоре на них в контексте курса на вхождение в НАТО.

В начале марта 2007 года украинский президент Виктор Ющенко на совместной пресс-конференции с президентом Польши Лехом Качиньским в Плоцке заявил, что Украина приветствует начало консультаций по поводу размещения в Европе элементов системы противоракетной обороны США и что подобные шаги по укреплению оборонного измерения европейской безопасности отвечает задачам ее укрепления.

Планы США призваны также, очевидно, подтвердить их решимость бороться с угрозами со стороны международного терроризма и «оси зла» теми методами и способами, которые американская администрация признает отвечающими национальным интересам.

Эта демонстрация «решимости» США адресована и их противникам, особенно Ирану: они не должны питать никаких иллюзий в отношении того, что Соединенные Штаты намерены действовать предельно жестко, используя весь арсенал своих возможностей, в том числе военных.

Нельзя исключать, что США, учитывая однозначно негативные оценки их планов Москвой, рассчитывали на жесткую или даже чрезмерно жесткую российскую реакцию. Отчасти этот расчет первоначально оправдался.

В России довольно отчетливо зазвучала тема адекватных военно-политических ответов, не исключая вероятного выхода в одностороннем порядке из Договора по ракетам меньшей и средней дальности 1987 года.

О такой возможности авторитетно заявил в середине февраля начальник российского Генштаба Юрий Балуевский, подчеркнув, что участие России в договоре по РМСД будет зависеть от действий США в области ПРО, а Сергей Иванов назвал этот договор «реликтом холодной войны».

Подобная российская реакция может иметь негативные политические последствия для России. Она дает США возможность парировать российские возражения и удерживать европейских союзников от признания позиции России аргументированной и правомерной.

В этом отношении постановка вопроса о выходе России из договора по РМСД представляется контрпродуктивной.

С одной стороны, российские военные подчеркивают, что «все элементы ПРО являются слабозащищенными объектами», и имеющийся оборонный потенциал (в частности, ракетные и военно-воздушные силы) является достаточным для нейтрализации опасностей, связанных с созданием элементов ПРО в Чехии и Польше.

Но, с другой стороны, говорят о таких дополнительных серьезных шагах, как возможный выход из договора по РМСД. А это заставляет подозревать Россию в стремлении использовать планы США как предлог для обоснования собственной силовой политики и односторонних действий.

Какими бы намерениями ни были продиктованы планы США, они, дестабилизируют военно-политическую обстановку в Европе с далеко идущими негативными последствиями. Россия не может рассматривать планы США в качестве ограниченной превентивной меры, а оценивает их в общем контексте – как стратегическом и военно-политическом, так и отношений с западными партнерами.

Россия заинтересована и в подключении к обсуждению планов Соединенных Штатов НАТО. США, небезосновательно опасаясь блокирования своих планов со стороны союзников по НАТО, как и в случае с ЕС, отвергают такую возможность, ограничиваясь «информированием» союзников.

Если США не удастся заручиться политической поддержкой своих европейских партнеров (а не только Чехии и Польши), особенно таких, как Германия и Франция, Соединенные Штаты будут поставлены перед трудным выбором: идти по намеченному пути, вопреки мнению союзников, либо отказаться от намеченных планов.

Между тем, канцлер Германии Ангела Меркель уже заявила, что необходимо начать открытые переговоры с Россией о намерении США разместить в Восточной Европе элементы американской системы ПРО.

Вашингтон – Москва, Всеволод Ягужинский

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Москва, Приднестровье, Северо-Запад, Центр России, Юг России, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия, Технологии,