Центральная тема большинства ведущих зарубежных печатных СМИ, вышедших во вторник, стала кончина первого президента России Бориса Ельцина.
За 10 лет в Кремле, Ельцина называли героем и злодеем, иногда в нем видели паяца, а иногда – стихийное бедствие, пишет британская The Guardian. Плотно сбитый сибиряк с копной белых волос забирался на танки на улицах Москвы, чтобы дать отпор заговору КГБ, направлял те же самые танки против российского парламента, начал разрушительную войну в Чечне… Он подтвердил свою способность удивлять, когда в последний день тысячелетия в 1999 году внезапно заявил об отставке и передал бразды правления Путину, отмечает издание.
Газета The Washington Post отмечает, что он сделал больше, чем кто-либо другой в построении нового демократического и капиталистического государства Россия. Как пишет издание, «как и Петр I, которого Ельцин называл в качестве своей модели, Ельцин не являлся неистовым демократом». «Начав войну в южном регионе Чечня в 1994 году, он ответственен за смерти российских граждан больше, чем какой-либо другой глава Кремля после Иосифа Сталина», – пишет газета.
«Однако, как и автократический Петр, Ельцин взял управление деградирующей, герметически закрытой страной и распахнул ее двери новым идеям, методам и воздействиям», – отмечает The Washington Post.
Его вклад в историю неоднозначен, но его шаги в защиту свободы не изгладятся из людской памяти, подчеркивает издание.
Самым важным наследием Бориса Ельцина стало то, в какой будничной манере было объявлено о его смерти, пишет The Times.
Во времена Советского Союза известие о смерти лидера сопровождалось отменой телевизионных программ и круглосуточными трансляциями траурной музыки. Ельцин покончил со всем этим, когда он разрушил советский коммунизм и открыл новую эру демократии.
Ельцин еще в одном стал первым. Он стал первым лидером в истории России и Советского Союза, спокойно скончавшимся на пенсии, после мирной передачи власти.
Он помог превратить Россию в нормальную страну, освободив ее от геронтократии, которая правила ей во времена Советского Союза и которая сейчас грызлась бы за власть, не подождав, пока остынет тело скончавшегося лидера.
Отдавая дань памяти Борису Ельцину, газета Independent задает классический вопрос историков: кто движет историей – личности или же силы, неподвластные личностям? Каждый, кто видел Бориса Ельцина, спускающегося со ступень российского парламента, и залезающего на танк, чтобы обратиться к москвичам, не усомнится ни на минуту: личности движут историей – храбрые, упрямые и удивительно бесхитростные – такие, как Борис Николаевич Ельцин.
В напряженные дни и недели постсоветской России именно сильные, а не слабые стороны характера Ельцина взяли верх, продолжает Independent.
И то, что тщательные приготовления Запада к последствиям событий в России – будь то беженцы, гражданская война или голод – оказались совершенно ненужными, в этом в большой степени заслуга именно Ельцина, которого население приняло как отца нации и лидера новой возрожденной России.
Годы власти Бориса Ельцина уже много раз получали свою оценку. Но сейчас, в свете того, что при Путине Россия отступила назад в сфере личных свобод, существует риск того, что Ельцина будут оценивать неверно и помнить будут не за то, за что нужно его помнить.
Вопреки мифу, который о нем культивировался некоторыми людьми, Ельцин, пишет Independent, не был демократом в том смысле, как это понимает большинство людей. Не был он и принципиальным поборником свободы слова и свободного рынка.
Он был человеком сердца, не рассудка. Когда он пришел к власти, он сделал то, что считал правильным для России. И в важных вопросах, например, личной свободы, он чаще был прав, чем неправ.
Убив дракона советского коммунизма, он оставил ослабленную Россию своими силами выбираться из кризиса. Насколько велика у него была свобода выбора в те экстраординарные и нестабильные годы – об этом пусть судят будущие поколения, заключает Independent.
Борис Ельцин был великим политиком, но плохим государственным деятелем, пишет Daily Тelegraph.
Существовало два Ельцина – первый был пламенным бунтарем, часто храбрым, иногда героическим, лидером угнетенных масс.
Другой был пьяницей, таким же пламенным, руководившим развалом экономики, окружившим себя олигархами-бандитами и предавшим надежды тех же угнетенных масс.
Был Ельцин, стоявший на танке у парламента в августе 1991-го, и был Ельцин, который не смог выйти из самолета в аэропорту Шеннон, где его напрасно ждали представители ирландского руководства.
Трудно сказать, память о каком Ельцине в итоге останется, пишет Daily Telegraph. Для многих он ассоциируется с эрой слабости на международной арене, внутренними экономическими трудностями и разгулом организованной преступности. Это имидж, который рад поощрять нынешний режим Владимира Путина.
Однако либеральные комментаторы считают, что в итоге он запомнится как первый лидер, который на деле попытался превратить крупнейшую страну мира в действующую демократию.
Daily Telegraph цитирует известную правозащитницу Людмилу Алексееву: «Он был великой личностью и типичным русским человеком, со всеми его достоинствами и слабостями. Но мы должны быть благодарны Ельцину за тот демократический прорыв, который он совершил. Сейчас мы неуклонно откатываемся назад. Но, все равно, он сделал так много за исторически столь короткий период, что полное возвращение назад уже невозможно».
Стоит отметить, что накануне вечером лидеры стран мира отдали Борису Ельцину дань уважения. Джордж Буш назвал его «историческим персонажем, который служил своей стране в период судьбоносных перемен».
ЕС и НАТО объявили Ельцина человеком, способствовавшим преодолению раскола холодной войны, который открыл Россию для остальной Европы. «В качестве президента он столкнулся с огромными проблемами и непростыми обязанностями, но он безусловно сблизил восток и запад», – сказал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Бывший премьер-министр Великобритании Джон Мейджор сказал телеканалу BBC: «Он мог быть мрачным и угрюмым, но если с ним подружиться, он становился другом на всю жизнь. Я думаю, огромная работа, проделанная им во имя становления демократии, останется в памяти после того, как люди забудут об экономических трудностях и о мелочах, вроде того, не слишком ли много он пил».
Маргарет Тэтчер в своем заявлении назвала Ельцина «патриотом и освободителем». Без него, сказала она, «Россия оставалась бы в тисках коммунизма».
Канцлер Германии Ангела Меркель сказала: «Борис Ельцин был значительной фигурой в России и международной политике, отважным борцом за демократию».
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 24.04.07
Южный Кавказ становится полигоном для американских геополитических проектов. / Американский конгрессмен инициирует процедуру импичмента вице-президента Ричарда Чейни. / Английский и голландский банк слились за 67 млрд. евро. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».