На встрече с президентом Сербии Борисом Тадичем канцлер ФРГ Ангела Меркель подчеркнула, что «у Сербии есть ясная европейская перспектива», но, чтобы эта перспектива открылась, следует выполнить ряд «пожеланий», прежде всего, относительно Косова, пишет обозреватель Фонда стратегической культуры Анна Филимонова.
В ответ на беспомощные возражения Тадича в виде «трех предусловий» о том, чтобы Европейская гражданская миссия (ЕУЛЕКС) вводилась по решению СБ ООН, об отказе от реализации плана Ахтисаари и нейтральной позиции ЕУЛЕКС, Ангела Меркель выразила волю Германии следующим образом: во-первых, миссия ЕУЛЕКС должна «работать» на всей территории Косова, во-вторых, Сербия должна выдать Ратко Младича и Горана Хаджича.
Германии вторят США: в тот же день Камерон Мантер, американский посол в Сербии, погрозил Тадичу, чтобы тот не особенно выступал с собственными инициативами. В ответ на недавнее заявление сербского президента о возможном разделе Косова Мантер подчеркнул: Вашингтон считает, что Сербия и Косово должны развиваться независимо друг от друга в рамках Евросоюза.
Вслед за США поспешили высказаться представители УНМИК, заявив о своей позиции, «единой с позицией Контактной группы» по поводу того, что не может быть никакого раздела Косова. Таким образом, США и Евросоюз решительно отстаивают территориальную целостность «НАТО-джихад государства», пресекая малейшие, очень робкие выступления Белграда против оккупационной власти.
2 октября на севере Косова, в Косовской Митровице и Грачанице, прошли митинги сербов в знак протеста против введения миссии ЕУЛЕКС в Косово. Собравшиеся сербы назвали эту миссию «оккупационной», целью которой является «воровство территории», призвав сербские власти ни при каких условиях не соглашаться на ее установление.
Марко Якшич, заместитель председателя Скупщины Косова и Метохии (КиМ), обвинил государственного секретаря по КиМ Оливера Ивановича в том, что тот ведет переговоры с албанскими властями о проведении конкурса на занятие должностей 60 судьями-албанцами.
Ивица Дачич, сербский министр полиции (Социалистическая партия Сербии), был обвинен в том, что государственные институты в крае не укрепляются, а, напротив, разрушаются, доказательством служит факт многомесячной невыплаты зарплат сербским полицейским.
Депутаты от Сербской радикальной партии и Демократической партии Сербии призвали сербские власти не вбрасывать в народ туманные призывы к разделу Косова, а бороться за собственную территорию и соблюдение международного права.
В Грачанице представители сербской общины Приштины призвали сербов центральной части Косова к гражданскому неповиновению в знак протеста против введения ЕУЛЕКС и нелегального провозглашения независимости Косово.
Несмотря на это, США и Евросоюз переходят к следующей фазе «проекта Косова» – меняют миссию ООН (покорно сдающей свои позиции без санкции Совбеза) на миссию ЕС – ЕУЛЕКС. Но без последствий их односторонние действия все же не проходят. В ООН в последнее время резко падает доверие к США и ЕС.
Комитет по иностранным делам Европейского парламента на основе изучения результатов голосования в основных организациях ООН сделал вывод о том, что стремление США и Евросоюза использовать ООН в качестве инструмента реализации своих интересов и их провальная политика в кризисных регионах приводит к обвальной потере влияния этими странами в главной всемирной организации, баланс сил в которой смещается в пользу России, Китая, Индии и исламских стран.
В докладе Комитета отмечается, что «Запад в хаосе, разногласия ЕС с США по многочисленным вопросам по поводу прав человека в ООН в период правления Буша ослабили и ту, и другую сторону… Ни один другой кризис в мире с такой очевидностью не доказал ограничение европейского влияния, как Косово…».
Примечательно, что председателем Комитета по иностранным делам Европарламента является печально известный бывший финский президент и специальный представитель ООН в Косове Марти Ахтисаари.
Однако независимость Косова, несмотря на его все его усилия, хорошо оплаченные албанцами, и давление США и Евросоюза (в рамках последнего до единой позиции далеко), признали лишь 46 из 192 стран-членов ООН.
Авторы доклада отмечают, что «многие акции ЕС, включая Косово, оставили впечатление двойных стандартов». «Европейские страны по вопросам Косова и Ирака действовали без мандата ООН», и в настоящее время «требование Белграда к Международному суду правды вынести вердикт относительно законности провозглашения независимости Косова Евросоюзу не следует опускать до уровня хулиганского продавливания своих предложений и идей, как это делают отдельные страны».
В докладе указывается, что европейскую политику относительно прав человека десять лет назад поддерживали 72% членов ООН, в прошлом году – лишь 48%, а поддержка американской политики по правам человека снизилась с 77% десять лет назад до 30% в 2007 году.
В то время как политика России и Китая, отстаивающих государственный суверенитет и политику невмешательства в дела независимых государств, выросла с 50 до 74%. Авторы доклада отмечают особенно сильное падение влияния ЕС на исламские страны и констатируют фактический распад союза Запада с мусульманскими державами, сложившегося в период защиты западными силами боснийских мусульман и косовских албанцев.
Теперь в Организации исламская конференция (ОИК) ЕС и США «могут рассчитывать лишь на трех своих союзников – Турцию, БиГ и Афганистан», указывается в докладе. Значит, Босния и Герцеговина уже трактуется, согласно духу «Исламской декларации» Алии Изетбеговича 1970 года, унитарным мусульманским государством, несмотря на то, что из состава ее населения лишь 42% – мусульмане, а остальные – христиане (православные сербы и католики-хорваты). Признания Комитета по иностранным делам Европейского парламента весьма показательны.
Тем временем правительство Сербии, несмотря на очередной отказ Евросоюза от ратификации Переходного торгового соглашения, начинает в одностороннем порядке «возводить мост европейской интеграции», то есть в одностороннем порядке проводить в жизнь ряд положений этого соглашения.
Это грозит окончательным разрушением дышащей на ладан экономики Сербии. А евродемократическая власть не перестает распространять лживые утверждения относительно «фондов ЕС», которые якобы поднимут сельское хозяйство и инфраструктуру страны.
Во-первых, программы развития ЕС сами по себе не бесплатны: за каждую из 24 программ развития, разработанных ЕС для стран Западных Балкан – образования, здравоохранения, регионального развития, развития малого и среднего бизнеса, защиты прав человека, транспортной сети и экологии, в случае ее введения придется платить от 20 тысяч до 1 млн. евро.
Сербия в период с 2000 по 2007 годы получила в виде дотаций от ЕС и США примерно около 4 млрд. долларов, ежегодно страна получает около 180 млн. евро в рамках различных программ Евросоюза.
Во-вторых, опыт Болгарии, например, показывает, что программы ЕС ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве, по крайней мере, не улучшают. Так, из 44 беднейших районов Болгарии, определенных таковыми в 1989 году, в 2003 году на прежнем уровне остались 43 региона, развитие отмечалось лишь в секторах, требующих наименее квалифицированной рабочей силы.
Зато вступление Болгарии в Евросоюз принесло стране значительный рост бюрократии и коррупции. ЕС, как показывает болгарский пример, не тратит деньги на развитие, он лишь обеспечивает функционирование искусственно завышенного числа чиновников и «элитарного слоя» местного населения.
Болгарии за последние два месяца было выделено 800 млн. евро для борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Результатов никаких, и Евросоюз перестал принимать решения болгарских судов, запретил свободный въезд болгарским гражданам в шенгенскую зону и приостановил процесс введения евро в этой стране.
В Сербии коррупция и организованная преступность – системная часть государства, созданного в результате «цветной революции» октября 2000 года. Соответственно, было бы наивным думать, что средства, выделенные Евросоюзом для развития страны (по словам заместителя премьера Б.Джелича – около 2 млрд. евро ежегодно), не осядут в «евродемократических» карманах представителей власти.
В-третьих, никакого ускорения на пути приближения к ЕС Сербией по-прежнему не наблюдается, ее снова то «кормят» обещаниями, то ставят условия.
Из обещаний отметим заявление Ноэл Леноар, французского эксперта по европейской интеграции, бывшего министра по европейской интеграции в период «великого расширения ЕС» весной 2004 года.
Она охарактеризовала Сербию как страну ключевого значения в регионе, соответственно, «Соглашение о стабилизации и присоединении с Сербией будет ратифицирован очень быстро» и Сербия «вполне может стать членом ЕС в 2014-2015 годах».
Что касается условий, выдвигаемых Сербии, то 6 октября уже прозвучало предупреждение, сделанное Высоким представителем ЕС в Косово Питером Фейтом о том, что «Сербии необходимо уяснить, что она не сможет прогрессировать на пути к европейской интеграции, пока будет создавать проблемы для установления миссии ЕУЛЕКС».
На фоне непрекращающегося давления на Сербию со стороны Запада отдельными представителями сербского народа предпринимаются попытки отстоять свое национальное достоинство.
Прошедший 4 октября Международный симпозиум в Баня-Луке, организатором которого выступила неправительственная организация «Исторический проект Сребреница» (глава – американский адвокат Стефан Карганович, центр организации находится в Голландии), попытался обратить внимание на далеко не решенную проблему Сребреницы.
Хотя участники симпозиума не отрицали «совершение вооруженными силами Республики Сербской в июле 1995 года тяжкого военного преступления», тем не менее, по их убеждению, «оно не являлось геноцидом».
На основе имеющихся в наличии доказательств участники симпозиума пришли к выводу, что число жертв со стороны мусульман значительно завышено, доказательств, что это преступление было совершено по приказу гражданской администрации или военного командования РС, не существует – так же как и доказательств того, что на этой территории погибло около 8 тысяч бошняков.
С.Карганович отметил, что год от года насколько увеличивается число жертв-бошняков, настолько же уменьшается число жертв со стороны сербов. Из исследованных 2 211 тел, как отмечает патологоанатом из Белграда Л.Симич, лишь 584 человека были убиты (застрелены, но, как считает эксперт, скорее они были убиты в ходе боев), примерно в 1000 случаев причину смерти установить невозможно и 421 человек погиб в результате артобстрела.
Сербский эксперт объяснил метод увеличения количества жертв-мусульман: «При нахождении отдельных частей тел, даже отдельных костей, каждая из них считалась за одного погибшего человека». Что касается основного момента – определения числа жертв, – то его определяют, как убежден один из экспертов, Анри Леви, «в мировых центрах силы, прежде всего, в Вашингтоне».
Материалы, собранные Гаагским трибуналом за более чем десяток лет с целью доказательства «геноцида, совершенного сербами в Сребренице», показывают лишь одно: таких доказательств попросту не существует.
За таковые выдаются видеозапись казни шести мусульман, совершенной в горах Трескавицы, более чем в ста километрах от Сребреницы (доказательств подлинности этой записи также не существует); групповые могилы мусульманских боевиков, участвующих в боях в Восточной Боснии (они шли здесь три года); никак не объясняется факт отсутствия нескольких тысяч тел жертв «бойни» (за пять лет интенсивных поисков было эксгумировано около 2 000 тел).
Приговор бывшему командиру Дринского корпуса армии Республики Сербской в Боснии генерал-лейтенанту Армии Республики Сербской Р. Крстичу (его приговорили к 46 годам лишения свободы, затем сократили срок до 35 лет), несмотря на установление того факта, что он не отдавал никаких преступных приказов, основывается на т.н. участии в «преступном мероприятии» – в занятии Сребреницы.
Относительно другого обвиняемого «в самом великом преступлении со времен Второй мировой войны», заместителя командира Первой пехотной бригады Армии Республики Сербской по вопросам безопасности М.Николича, прокуратура, в обмен на его согласие давать показания против других фигурантов дела, весной 2003 года отозвала главные обвинения в его адрес.
Сделка М.Николича с трибуналом создала важнейший прецедент, и через две недели после признания Николича его примеру последовал другой обвиняемый – полковник армии боснийских сербов Д.Обренович, который в ходе следствия также оказал трибуналу «неоценимые услуги» – предоставил подробную информацию о деятельности сербских офицеров во время боснийской войны.
За это прокуратура также сняла с него обвинение в «геноциде». То есть Гаагский трибунал за отсутствием доказательств использует практику обвинения одних подозреваемых с помощью других – тех, кто согласился на сотрудничество с прокуратурой и дал нужные трибуналу показания.
Однако эти и им подобные факты полностью перекрываются шумом в СМИ, и Международный симпозиум в Баня-Луке стал одной из попыток установить истину и отстоять сербскою позицию по этой столь значимой проблеме, имеющей не только нравственное и историческое, но и геополитическое измерение, заключает Фонд стратегической культуры.
Белград, Анфиса Шахова
Белград. Другие новости 07.10.08
Иранцы вынудили сесть венгерский самолет. / Шесть стран СНГ создали аэронавигационную службу. / США «защитят» Восточную Европу от России. Читать дальше
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».