Мировой экономический кризис не ограничил рост военных расходов на постсоветском пространстве. Страны СНГ, в отличие от России, не экономят на своих армиях. В связи с этим постсоветское пространство по-прежнему остается зоной потенциальных конфликтов, пишет «Независимая газета». Как свидетельствует анализ военных бюджетов стран Содружества и Грузии, особенно они вероятны на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Такое впечатление, что идет подготовка к масштабной войне, отмечает издание.
Несмотря на снижение в среднем суммарного валового национального продукта (ВВП) постсоветских стран на 7%, их военные расходы в долларовом эквиваленте увеличились по сравнению с 2009 годом на 5%, а по сравнению с 2008 годом – почти на 15%. Лидерами гонки вооружений оказались Грузия (4,56% от ВВП), Армения (4,07%), Азербайджан (3,95%), Узбекистан и Украина (по 3,5%). Примечательно, что среди лидеров милитаристской гонки только в Азербайджане и Узбекистане в 2009 году наблюдался рост экономики. В других странах налицо падение ВВП. При этом в Армении такое падение было самым значительным в СНГ – почти на 15%.
Как замечает газета, приведенные данные не учитывают военную помощь ряду стран из-за рубежа, а также расходы на поддержку союзников. К примеру, военный потенциал Армении дополняют силы самообороны Нагорного Карабаха. В итоге общие расходы Армении и непризнанной республики составляют, по оценкам экспертов, не менее 600 млн. долларов. И это понятно, поскольку миротворческий процесс по урегулированию карабахского конфликта остается замороженным.
Нефтедоллары и становление военной промышленности Азербайджана (там создано соответствующее министерство, имеющее соответствующий бюджет), а также созданный в последние годы значительный мобилизационный резерв дают возможность руководству этой страны в случае развязывания боевых действий еще выше нарастить свой военный потенциал, оцениваемый в 3-4 млрд. долларов (9-10% от ВВП).
Разбухшим военным бюджетом Азербайджана озаботились в ОБСЕ, призвав Баку сократить финансирование армии.
Что касается Грузии, по сравнению с 2008 годом ВВП страны в 2009 году уменьшился более чем на 1 млрд. долларов. Однако это обстоятельство не мешает режиму Михаила Саакашвили тратить на оборону в относительном выражении самую большую на постсоветском пространстве долю своего бюджета – 519 млн. долларов. (4,56% от ВВП). К этой цифре необходимов прибавить военную помощь США, которая составила почти 50 млн. долларов. Аналогичные по масштабам средства поступают в Грузию и по линии НАТО.
В Центральной Азии по-прежнему по масштабам военных расходов лидирует Узбекистан: его военные расходы в 2010 году превысят аналогичные траты соседнего Казахстана. Хотя ВВП Казахстана превышает узбекский более чем в два раза, Астана в 2010 году потратит на оборону менее 1% от ВВП, тогда как в Узбекистане этот показатель равняется 3,5%.
Как отмечает «НГ», Узбекистан активно продолжает милитаризацию по нескольким причинам. Во-первых, в стране сложная межнациональная обстановка, а перенаселение страны, несмотря на все ее экономические успехи, усиливает социальное недовольство. Во-вторых, Ташкент перманентно находится в конфликтных отношениях со своими соседями, особенно с Киргизией и Таджикистаном. Кроме этого, Ташкент помогает войскам НАТО в северных провинциях Афганистана, населенных преимущественно узбеками. По некоторым данным, узбекский президент Ислам Каримов ставит цель полностью подчинить себе соседние афганские провинции, а для этого необходимо иметь мощные военные ресурсы.
В Центральной Азии малые траты на оборону делают Киргизия и Таджикистан – самые бедные на постсоветском пространстве страны. Их военные бюджеты дополняются военной помощью от России, Китая и некоторых стран НАТО, действующих в регионе.
Почти на том же уровне остались в 2010 году военные расходы Туркмении и Молдавии. Хотя приход в Кишиневе к власти «демократической коалиции» может много поменять в планах молдавского руководства. Министр обороны Молдавии Виталий Маринуца ранее заявил, что демилитаризация страны, которую экс-президент Владимир Воронин предлагал в качестве одной из важнейших мер для укрепления доверия на Днестре, «не является актуальной ни в настоящем, ни в будущем».
Значительно повысить свои военные расходы – до 5,2 млрд. долларов – собирается Украина, отмечает издание. Хотя не факт, что это удастся сделать. Из-за выборов бюджет страны на 2010 год так и не принят. И финансирование вооруженных сил страны по-прежнему значительно отстает от реальных потребностей украинских армии и флота.
В Белоруссии, несмотря на кризис, финансирование армии находится на прежнем уровне – более 900 млн. долларов, что составляет 1,5% от ВВП. Отметим, что руководство страны несколько лет назад обещало довести военные расходы к 2010 году до уровня 2% от ВВП. Немного увеличивает военные расходы Минска бюджет Союзного государства России и Белоруссии. В 2010 году на военные цели, совместную оборону и военно-техническое сотрудничество Союзного государства планируется затратить около 63 млн. долларов, что составит 39% всего союзного бюджета.
Что касается России, ее военные расходы, если считать в рублевом эквиваленте, увеличены на 3,4% в абсолютных цифрах. Однако падение ВВП и повышение курса доллара к рублю привели к тому, что военные расходы РФ в 2010 году по сравнению с 2009 годом упали почти на 1,5 млрд. долларов.
В то же время, как отмечает газета, Россия довольно активно наращивает военную инфраструктуру в отторгнутых у Грузии Абхазии и Южной Осетии. При этом суммарная военно-экономическая помощь этим государствам со стороны Москвы превышает военный бюджет Грузии. В прошлом году премьер Путин пообещал, что в 2010 году Москва потратит 15-16 млрд. руб. на обустройство военных баз в Абхазии и развитие пограничной инфраструктуры. По оценкам премьера, еще около 4 млрд. руб. потребуется на реализацию инфраструктурных проектов, связанных с развитием транспорта и обустройством погранпереходов.
Стоит отметить, что не меньшие суммы будут потрачены и на Южную Осетию, военное соглашение с которой правительство России недавно одобрило.
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 17.03.10
Обама приговорил старую финансовую систему. Защита налогоплательщиков от безответственности банкиров, ведет к обнищанию финансистов, уверены оппоненты. / США предсказали смерть Ким Чен Иру. Лидеру КНДР осталось жить три года?. / Роберт Рантала останется дома до решения суда. Финские власти не решились снова разлучить семью. Читать дальше
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».