AMP18+

В мире

/

Процесс над Виктором Бутом приближается к концу

Нью-йоркский процесс россиянина Виктора Бута, обвиняемого в преступном сговоре с целью продажи оружия колумбийской группировке ФАРК, неотвратимо приближается к концу.

За минувшие три недели федеральная прокуратура вызвала 6 свидетелей, передает Би-би-си.

Защита не выставила ни одного. Не выступал также и сам Виктор Бут. Судья Шира Шендлин давно предупредила присяжных, что им не следует делать из этого выводов, неблагоприятных для подсудимого. Обвиняемые выступают на американских процессах крайне редко.

Понедельник начнется заключительной речью обвинителя, рассчитанной на два часа. За ним выступит адвокат 44-летнего россиянина, который попросил полтора часа. Прокурор ответит ему получасовой речью, после чего судья проинструктирует присяжных о юридических аспектах дела, и они удалятся в совещательную комнату, у дверей которой усядется судебный пристав с приказом никого туда не впускать.

Часто бывает, что присяжные шлют судье записки с просьбами, например, о том, чтобы им предоставили какие-то документы или дали снова прослушать прозвучавшие на суде аудиозаписи.

Последняя записка обычно гласит: «Your Honor, we have reached a verdict», – «Ваша честь, мы вынесли вердикт».

Как долго будут совещаться присяжные, можно только гадать. Иногда вердикт выносится почти молниеносно; Вячеслава Иванькова по кличке Япончик, например, признали в 1996 году виновным за какие-то 40 минут. Иногда присяжные заседают несколько дней. Бывает, они извещают судью записками, что не в состоянии достичь единогласного мнения, необходимого для вынесения вердикта. Тот просит их продолжить попытки договориться.

Когда судья видит, что они безнадежно зашли в тупик, он объявляет процесс несостоявшимся и с благодарностями распускает присяжных по домам.

Прокуратура решает, имеет ли смысл устраивать повторный суд. Чаще всего она делает вторую, а иногда третью и даже четвертую попытку, притом с каждым разом ее шансы на успех обычно увеличиваются, поскольку она уже знает все доводы и уловки защиты и может их лучше парировать.

На процессе Бута перед присяжными прошла галерея персонажей, которых обыватель обычно видит лишь в кино. Замыкал ее негласный осведомитель управления по борьбе с наркотиками (DEA) Рикардо Хардинеро, 52-летний жгучий брюнет, дававший показания по-испански. Если его напарник Карлос Сагастуме, бывший главным свидетелем обвинения, служил в гватемальской военной разведке, то Хардинеро служил делопроизводителем в колумбийском военном суде, расследовавшем деятельность вооруженных группировок, в том числе ФАРК. Как и Сагастуме, Хардинеро со временем связался с наркоторговцами и помогал им провозить кокаин в Европу и страны Центральной Америки, а потом – и в США, Канаду, Мексику, Австралию и Бразилию. По словам свидетеля, наркотики везли на самолетах, кораблях и глиссерах, в автобусах, фурах и в багаже курьеров. В течение 17 лет Хардинеро участвовал в доставке кокаина общей стоимостью 10-15 млн долларов.

Кроме перевозки наркотиков, Хардинеро менял кокаин на оружие, подделывал документы и подкупал военных, полицейских и таможенников в Никарагуа, Годурасе, Перу, Бразилии и Мексике. Например, когда его арестовали в 1994 году в Панаме и обвинили в контрабанде наркотиков, он отсидел всего 5 месяцев, поскольку подкупил нескольких местных судей, заплатив каждому по 100 тысяч долларов.

В 2005 году Хардинеро был снова арестован в Панаме за контрабанду наркотиков и оружия. В числе прочего, однажды он помог ФАРК провезти кокаин, «чтобы спасти жизнь моего друга, которого угрожали убить у меня на глазах». Из Панамы его выдали в США, где он подписал с прокуратурой соглашение о сотрудничестве и, в частности, обязался дать показания против ФАРК в федеральном суде в Вашингтоне.

Примерно с 2007 года Хардинеро работает тайным агентом DEA, участвовал с тех пор в 7-8 тайных операциях и получил за это в общей сложности около полумиллиона долларов. Самой прибыльной оказалась операция против Бута, которая пока принесла осведомителю 320 тысяч.

«Вы расчитываете получить за это дело дополнительное вознаграждение?" – спросил прокурор.

«Si Señor!", – ответил осведомитель, который выдал себя Буту за командира ФАРК и представился ему как Эль Команданте. Именно Хардинеро было поручено стучать во время переговоров с Бутом в Бангкоке по столу, изливаться в ненависти к гринго и просить оружие для убийства американских вертолетчиков. Судя по аудиозаписи переговоров, Бут поддакивал ему и обещал помочь.

Показания этого агента оказались куда короче, чем планировало обвинение, поскольку судья неоднократно замечала, что Хардинеро не сообщает присяжным почти ничего нового. Основные улики против подсудимого были предъявлены присяжным ранее и комментировались другими свидетелями обвинения, поэтому Хардинеро мало что мог к ним добавить. Прокурор послушно сократил его допрос до минимума.

Довольно бегло был допрошен и привезенный из Африки Джеймс Роббинс, который в 1997-1998 гг. работал на принадлежавшие Буту авиатранспортные компании Air Pass и Air Cess. Крепкий, коротко остриженный Роббинс ничего не знал по рассматриваемому судом делу, но показал, что видел, как в «одной стране Восточной Африки» в самолеты этих компаний грузилось оружие, например, ящики с патронами и гранатометами РПГ-7 или пикапы Toyota и Nissan с установленными на них пулеметами. По словам свидетеля, оружие доставлялось в Кисангани в Конго (Киншаса).

Называть страну отправки судья запретила, но консенсус судебных репортеров гласил, что речь шла о Руанде.

Покуратуре нужны были эти показания в доказательство того, что Бут в прошлом возил оружие в зоны конфликтов и обладает навыками по этой части. Той же цели служили показания африканца Чарльза Мукото, занимающегося авиаперевозками.

По его словам, он видел в 1997-1998 годы «в одной стране Восточной Африки», как в АН-8 и АН-12 компаний Бута перегружают солдат, военное снаряжение, оружие и боеприпасы, доставленные на его ИЛ-76. Дальнейший путь груза лежал в Конго, заявил Мукото и добавил, что лично видел, как Бут руководит разгрузкой в этой стране.

«Вы конкурировали с Виктором?» – задал вопрос адвокат россиянина Альберт Даян, называющий Бута только по имени.

Свидетель сказал, что да. Теоретически защита может использовать это обстоятельство при попытке дезавуировать показания Мукото.

Нью-Йорк, Евгения Штефан

© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,