Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка направила судье Шире Шендлин ходатайство, в котором потребовала приговорить Виктора Бута к пожизненному заключению.
Шендлин вынесет приговор 45-летнему россиянину 5 апреля.
Его адвокат Альберт Даян на этой неделе призвал судью аннулировать вердикт, который в начале ноября вынесли Буту присяжные, единогласно признавшие его виновным по всем пунктам, передает Би-би-си.
Вынесение приговора, первоначально назначенное на февраль, неоднократно откладывалось по просьбе защиты, ссылавшейся на сложность уголовного дела россиянина. Результатом ее трудов явилось последнее ходатайство Даяна, по большей части состоявшее из доводов, которые уже выдвигались защитой в прошлом и были отвергнуты судьей.
Как пишут судье прокуроры Гуруанджан Сахни и Брендан Макгвайр, «до ареста Бут был в числе самых преуспевающих и ловких торговцев оружием в мире, чья способность доставлять всевозможные виды оружия в африканские зоны конфликта была настолько разрушительной и дестабилизирующей, что США и ООН наложили на него санкции».
Обосновывая уместность пожизненного приговора, прокуроры подчеркивают, что Бут подрядился поставить колумбийским партизанам из марксистской группировки ФАРК ракеты земля-воздух – оружие настолько опасное, что конгресс США постановил наказывать попытку продажи даже одного его экземпляра минимальным 25-летним сроком. Тогда как Бут договорился продать ФАРК 700-800 зенитных ракет, понимая при этом, что их получателем будет «террористическая организация, намеревающаяся убивать американцев».
«Хотя Бут часто характеризовал себя как всего лишь бизнесмена, – продолжают прокуроры, – он был бизнесменом самого опасного сорта».
Тайная операция против Бута началась в конце 2007 года, когда DEA (федеральное Управление по борьбе с наркотиками) поручило трем своим осведомителям предложить коллеге россиянина Эндрю Смуляну незаконную сделку с оружием. Смулян сообщил об этом Буту по электронной почте. Тот «быстро согласился и уполномочил Смуляна встретиться с осведомителями и обсудить сделку».
В январе 2008 года Смулян встретился с тайными агентами Майком Сноу, Карлосом и Рикардо на Кюрасао и услышал, что ФАРК хочет получить «гигантскую партию оружия», включавшую зенитные ракеты, выстрелы для РПГ, осколочные гранаты, автоматы Калашникова, снайперские винтовки Драгунова, патроны и запчасти.
Смуляну сказали, что оружие нужно для борьбы с колумбийским правительством и поддерживающими его «гринго», и что оно будет оплачено за счет выручки от торговли кокаином. Перед вылетом с Кюрасао Смулян написал Буту: «Встреча прошла очень хорошо, подробности при встрече», – и Бут немедленно начал заказывать ему многократную российскую визу.
Беседуя потом со Смуляном в Москве, Бут позвонил при нем болгарину по имени Петр Мирчев, чья компания KAS Engineering занимается производством оружия. В 1997 году Бут познакомил их со Смуляном на ярмарке оружия в Дубае. В середине разговора с Мирчевым Бут повернулся к Смуляну и сказал: «Сто штук можно получить немедленно». Смулян понял, что имелись в виду ПЗРК «Игла».
Как пишут прокуроры, Бут мало того, что согласился поставить ФАРК огромное количество оружия: он также вызвался прислать партизанам команду военных инструкторов, достать фальшивые сертификаты конечного пользователя, необходимые для того, чтобы придать оружейной сделке законный вид, предоставить ФАРК два грузовых самолета с экипажами и 200 грузовых парашютов и помочь отмывать барыши от продажи кокаина.
В ходе подготовки к сделке Бут искал в интернете информацию о ФАРК и заявил потом его мнимым эмиссарам, что, по его выкладкам, численность этой организации составляет от 9 до 12 тысяч бойцов, и что им будет необходимо в общей сложности примерно 100 тонн оружия.
Агенты DEA пытались заманить Бута в Румынию, но в последний момент тот счел за благо не рисковать, заметив, что «там есть оперативные центры гринго. Много и очень большие». Скрепя сердце Бут, наконец, согласился на встречу в Таиланде и 5 марта 2008 года прибыл в Бангкок в сопровождении москвича Михаила Белозерского.
На следующий день они встретились в гостинице «Софитель» с мнимыми посланцами ФАРК и в течение двух часов обсуждали оружейную сделку. Звукозапись этих переговоров явилась самым весомым доказательством обвинения на трехнедельном процессе Бута, закончившемся единогласным обвинительным вердиктом.
По словам прокуроров, запись переговоров в «Софителе» показывает, что Бут был готов на все услуги и предлагал поставить ФАРК гораздо больше оружия, чем повстанцы запрашивали. Именно Бут предложил партизанам такое огромное количество зенитных ракет. Агент Карлос просил у него пять тысяч автоматов Калашникова, а Бут рекомендовал ему 20-30 тысяч. Его собеседники изъявили желание получить одну тонну взрывчатки С-4, тогда как Бут хотел сбыть им пять тонн.
Россиянин предложил партизанам вещи, которых они не просили, например, зенитные установки ЗУ-23, снайперские винтовки с прицелами ночного видения, противопехотные мины, сверхлегкие самолеты с гранатометами и беспилотники.
Для начала Бут запросил 15-20 млн долларов. Он также поручил Белозерскому слетать в Испанию и забрать там первый взнос ФАРК в размере 5 млн евро. Поездка не состоялась, поскольку в конце встречи оба россиянина и Смулян были взяты под стражу. Белозерского быстро отпустили, Смулян добровольно согласился лететь в США, а Бут долго боролся против экстрадиции и, как пишут прокуроры, давал ложные показания в тайском суде.
Он, например, утверждал, что встречался в «Софителе» с «иностранными бизнесменами», притом встреча длилась всего 15 минут, что он понятия не имел, из какой страны приехали его собеседники, что никто из них не представился членом ФАРК, и что оружие для ФАРК на переговорах не обсуждалось.
Бут также выставил свидетеля – представителя военно-морского флота Таиланда Анурака Пхромнгама, который показал, что россиянин приезжал в Бангкок вести переговоры о покупке подлодки. Однако генеральный директор тайского ВМФ послал суду и американскому послу в Таиланде письмо, в котором заявил, что его ведомство никогда не имело с Бутом никаких дел и в начале марта 2008 года не назначало ему никаких деловых встреч.
Прокуроры резюмируют, что Бут пытался препятствовать отправлению правосудия, и квалифицируют это как отягчающее обстоятельство. Они пишут, что масштабы обсуждавшейся им сделки с ФАРК «были ошеломляющими»: Бут согласился продать более 20 тысяч автоматов АК-47, 20 тысяч осколочных гранат, 740 минометов, 350 снайперских винтовок, 10 млн. патронов и пять тонн пластита «террористической партизанской организации, которая, как он думал, собиралась использовать это оружие и взрывчатку для убийства американцев».
Защита россиянина доказывала присяжным, что Бут давно не занимается оружейным бизнесом, однако прокуроры напоминают, что одновременно с обсуждением сделки с ФАРК он обдумывал крупную оружейную сделку с правительством Танзании, которая бы включала штурмовые вертолеты и танки.
По словам прокуроров Сахни и Макгвайра, информация, извлеченная из памяти бутовского компьютера, свидельствует о его участии в совсем недавних сделках. В частности, речь шла о возможной продаже противотанковых ракет «Корнет» правительству ливийца Муамара Каддафи. Судья запретила говорить об этом присяжным, но эту информацию будет уместно учесть при вынесении приговора, пишут прокуроры.
Призывая Шендлин вынести Буту максимальный приговор, они также подчеркивают колоссальный размер барышей, на которые расчитывал россиянин.
Например, он планировал сбыть партизанам зенитные ракеты по цене 120-180 тысяч долларов штука. Если бы он продал 700 «Игл» по 120 тысяч штука, то речь бы шла о сумме 84 млн долларов.
Нью-Йорк, Ольга Радько
Нью-Йорк. Другие новости 02.04.12
Штурм штаб-квартиры НАТО: задержано 500 демонстрантов. / Украина прекратила поставки электроэнергии в Молдову. / Киевское «Динамо» на своем поле обыграло «Черноморец» (ВИДЕО). Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».