Экс-президента Египта Хосни Мубарака приговорили к пожизненному заключению. Бывшего правителя и членов его семьи признали невиновными в коррупции, но причастными к попыткам подавления мятежников. «Народные массы» восприняли такое наказание как излишне мягкое и многотысячно вышли на улицы Каира, требуя пересмотра вердикта и казни Мубарака. По мнению протестующих, такой приговор сводит на нет завоевания революции. Под давлением толпы генеральный прокурор уже опротестовал приговор, потребовав высшей меры для президента и ближних его: Мубарак «не мог не знать» о жестоком подавлении народных волнений, и поэтому «вопрос не только в том, давал ли он приказ убивать демонстрантов». Тем самым, генпрокурор признал, что Мубарака судят не столько за действия, сколько за образ мыслей.
В минувшую субботу уголовный суд Каира вынес приговор экс-президенту Хосни Мубараку, членам его семьи и нескольким министрам свергнутого правительства.
Хосни Мубарак: оправдан по обвинению в коррупции, признан виновным в причастности к гибели участников протестов, приговорен к пожизненному заключению;
Алаа и Гамаль Мубарак: оправданы по обвинению в коррупции, оставлены под стражей до суда по обвинению в манипуляции на фондовых рынках;
Бывший министр внутренних дел Хабиб Адли: признан виновным в заговоре с целью убийства демонстрантов, приговорен к пожизненному заключению;
Четверо высокопоставленных чиновников министерства внутренних дел: признаны невиновными в причастности к убийству демонстрантов;
Предприниматель Хуссейн Салем: признан невиновным в коррупции;
Двое руководителей служб безопасности Каира: признаны невиновными в причинении ущерба государственной собственности и экономике.
84-летний бывший президент Египта стал первым лидером, лично попавшим под суд после начала арабской весны 2011 года. Объявляя приговор, судья подчеркнул, что Мубарак и Адли не помешали силам безопасности расправиться с безоружными демонстрантами. Во вступительной речи судья Ахмед Рифаат заявил, что длившийся 10 месяцев процесс был справедливым.
Как сообщает BBC, после оглашения приговора в здании суда произошли потасовки, а снаружи родственники погибших в ходе протестов демонстрантов сначала возликовали, однако вскоре их радость сменилась гневом, когда они услышали об оправдании других обвиняемых. Решение суда выгнало на улицы Каира, Суэца и Алесандрии десятки тысяч египтян. Демонстранты блокировали движение автотранспорта на площади, стали жечь портреты Мубарака и объявили, что начинают бессрочную акцию протеста. Несмотря на то, что силы безопасности перекрыли все подходы к площади, взять ситуацию под контроль властям так и не удалось. Беспорядки стали вспыхивать и в других районах города. Наиболее радикально настроенные митингующие отправились громить избирательный штаб вышедшего во второй тур выборов экс-премьера и одного из ближайших соратников Мубарака Ахмеда Шафика.
Демонстранты и их лидеры, в том числе из числа «Братьев-мусульман», посчитали наказание избыточно мягким и потребовали смертной казни Мубарака и части его родствеников и чиновников. Таким образом, приговор, который был призван положить конец распрям и стать началом примирения, лишь подлил масла в огонь. Особое негодование вызвал оправдательный приговор четырем высокопоставленным чиновникам министерства внутренних дел, которых обвиняли в причастности к расстрелам демонстрантов. По мнению протестующих, такой приговор сводит на нет завоевания революции.
«Прокурор не полностью выполнил свои обязанности по сбору доказательств», – приводит «Коммерсант» заявление представителя движения «Братья-мусульмане» Мухаммеда Мурси, вышедшего во второй тур президентских выборов
Египетский генпрокурор Абдель Магид Махмуд, под нажимом протестующих, опротестовал приговор, потребовав смертной казни для Мубарака. Также генпрокурор обжаловал приговор бывшему министру внутренних дел Хабибу аль-Адли, получившему аналогичный срок, и сыновьям экс-президента Алю и Гамалю, оправданных судом «за давностью срока». Махмуд объяснил, что убить Мубарака следует... за неправильный образ мыслей. Ведь он, по словам генпрокурора, мог сам не отдавать приказа стрелять в толпу «мирных граждан», но при этом «не мог не знать» о подавлении выступлений мятежников. При этом и генпрокурор, и суд, и протестующие тактично не рассматривали факт, что после победы «революции» и свержения Мубарака и его правительства погибло в разы больше египтян, чем во время «революции». И вина Мубарака, если измерять ее человеческими жертвами, состоит, скорее, в недостатке решительности при подавлении мятежа.
«В условиях президентской кампании ситуация вокруг приговора Мубараку только усугубит египетский политический кризис... Общественного спокойствия ждать точно не приходится. В принципе, само время вынесения приговора было выбрано, осознанно или нет, но таким образом, что каким бы приговор ни был, он все равно способствовал бы дальнейшему расколу уже и без того весьма расколотого общества в ситуации выборной, президентской гонки», – приводит «Ъ» мнение заместителя директора Института Африки РАН Дмитрия Бондаренко.
«Суд и приговор Мубараку не имел бы какого-либо принципиального значения, если бы все автократы из списка стран приговоренных к реструктуризации в 2007, пали приблизительно в одно время, а не выстраивались в длинную цепочку разной степени непокорности.
Режимы в Египте и Тунисе пали практически одновременно, практически без борьбы – власть просто уступили поддерживаемым из-за рубежа политическим силам. Но последующие преследования того же Мубарака убедили прочих автократов, что если поверить посулам «внешних друзей» и отдать себя на милость поборникам «свободы, демократии и либерализма», то можно оказаться и на скамье подсудимых. Поэтому, после Мубарака сдаваться за так или бежать из страны, никто не захотел.
Лидер Йемена, своим упорным нежеланием уходить за так, в конечном итоге пережил попытку убийства и таки выторговал себе определенные базовые гарантии, после чего съехал с должности в пользу «безальтернативного кандидата».
Каддафи на уговоры не поддался (помните, сколько его сватали уехать в Венесуэлу, Россию, Белоруссию, ЮАР) и в конечном итоге понадобилась вооруженная интервенция. Асад вот до сих пор упирается, хотя вопли о том, что Асад должен уйти, слышим каждый день.
Неудивительно – сидящий в клетке Мубарак, лучший демотиватор для ближне-восточных автократов.
Сидящий в клетке Мубарак – сужает для прочих автократов пространство решений, до двух возможных – либо ты управляешь всем в своей стране, либо тебя посадят в клетку. Дашь слабину, тебя сдадут свои собственные приближенные, как это было в Египте, где армия пожертвовала Мубараком, ради сохранения своих позиций. Каддафи и Асад это прекрасно поняли и сдаваться как Мубарак не стали» – отмечает российский политолог colonelcassad.
Каир, Алексей Усов
Каир. Другие новости 04.06.12
Победившие ливийские революционеры ликвидируют «внутренние противоречия» вместе с их носителями. Закон о запрете антиправительственной пропаганды предусматривает 15 лет тюрьмы «нарушителям». / Эстонская школа с русским акцентом. В Прибалтике продолжается борьба за образование на русском языке (ФОТО). / Пхеньян пригрозил ракетным ударом по офисам СМИ Южной Кореи. Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».