Западная пресса: Брэдли Мэннинг – крупнейший изобличитель нашего времени «Негодного к службе рядового допустили к гостайне!» – возмущается разведчик
Брэдли Мэннинг, организовавший мегаутечку секретов США, признан виновным в шпионаже и других военных преступлениях, но не в оказании помощи врагу. Об этом говорится в обзоре западных СМИ от Инопрессы.
«Суд подтвердил, что Мэннинг – обличитель, а не предатель, – сочли некоторые наблюдатели. – Мы должны восхищаться его мужеством». «Армия алчно жаждет «пушечного мяса», даже если куски тухлые!» – возмущается ветеран разведки.
Военный судья Дениз Линд, признавшая рядового американской армии Брэдли Мэннинга виновным в нарушении закона «О борьбе со шпионской деятельностью», но невиновным по более тяжким статьям, проявила юридическую дальновидность – это может стать прецедентом при рассмотрении не менее взрывоопасного дела об утечках из АНБ, пишет Business Week.
«Судья, по сути, пошла на компромисс, избежав потенциального конфликта между полномочиями правительства по защите тайны и закрепленным в Первой поправке правом СМИ распространять информацию о влиятельных институциях и лицах», – считает автор.
Если бы Мэннинга признали виновным в «помощи врагу», в будущем любого человека, раскрывающего секретную информацию или тайны, связанные с национальной безопасностью, а также любое СМИ, которое их обнародовало, можно было бы считать вовлеченными в заговор, говорится в статье.
Однако судья Линд обозначила в вердикте «различие между человеком, раскрывающим секретную информацию, и непосредственным инструментом врагов государства». В итоге Мэннинг понесет наказание, при этом «не укрепляя образ мученика в глазах своих сторонников», полагает Барретт.
С Мэннинга сняли обвинение в пособничестве врагу, но пожизненное заключение ему грозит по-прежнему, сообщает The Independent. Такую цену военный аналитик должен заплатить за предание огласке секретных действий правительства США.
«Если властям не давать отпор, не высмеивать и не контролировать их на каждом шагу, они быстро отберут все завоеванные нами права. Власть предержащие знают: если посягающие на их авторитет не будут унижены или осуждены, они станут примером для остальных. Именно это и произошло в случае с Брэдли Мэннингом», – говорится в статье.
«Американские элиты всегда были заинтересованы в том, чтобы последствия их решений оставались вне публичного поля», – утверждает автор статьи, напоминая о «гибельных войнах Америки в Афганистане и Ираке». Американские «ястребы» по-прежнему вздрагивают при воспоминании о фотографиях голых вьетнамских детей с искаженными от ужаса лицами и ожогами от напалма, которые помогли разжечь антивоенное движение в 1960-1970 годах.
«Став источником крупнейшей утечки секретной информации в истории США, Мэннинг вытащил на свет грязные реалии войны, которые кабинетные вояки хотели «подчистить», – пишет Джонс.
Вердикт военного судьи – это моральная победа, считает автор, ведь суд подтвердил, что Мэннинг – обличитель, а не предатель. Мы не должны жалеть Мэннинга – мы должны восхищаться его мужеством и внимательно изучить, что именно наши правительства делают вблизи наших границ и в далеких землях, даже не потрудившись проконсультироваться с нами. Всем нам надо внести свою лепту в борьбу за более справедливый мировой порядок – это будет и знак признательности Брэдли Мэннингу, заключает автор публикации.
На суде над Мэннингом отсутствовали два «сообщника, которым не предъявлены обвинения», с сарказмом пишет в статье для The New York Post Ральф Питерс, в прошлом офицер военной разведки США. «Это не Джулиан Ассандж и его «Вики-гномы», а армия США и наш обычай во всем винить Америку», – разъясняет автор.
Мэннинга признали негодным к военной службе через 6 недель «учебки», но он был направлен в школу разведки и получил допуск к сверхсекретной информации. «Армия алчно жаждет «пушечного мяса», даже если куски тухлые», – возмущается автор. Раньше допуск аннулировали даже за мелкий проступок, а такие люди, как Мэннинг и Сноуден, изначально не получили бы допуска, говорится в статье. Но после терактов 11 сентября серьезные проверки прекратились – армии США отчаянно нужны люди.
Вторым «пособником» автор считает американскую культуру «отупления» и «поношения патриотизма». Школьная программа истории несерьезная: детям рассказывают о «коллективной виновности» американцев в рабстве, о бомбежках Хиросимы и Нагасаки, но не о павших героях, недоволен ветеран.
По сообщению The Washington Post, вынесение обвинительного приговора Мэннингу по статье о шпионаже увеличивает вероятность того, что США станут преследовать основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа как его сообщника, утверждают адвокат Ассанжа и правозащитные организации.
Защита Мэннинга отрицала «утверждения, что Брэдли Мэннинг действовал под руководством WikiLeaks и Джулиана Ассанжа, но правительство старается подвести к тому, что фактически Джулиан был его сообщником», – сказал Майкл Ратнер, американский адвокат Ассанжа и президент Центра защиты конституционных прав в Нью-Йорке.
«В случаях с организаторами гигантских утечек информации Брэдли Мэннингом и Эдвардом Сноуденом США дали понять грубо, но четко: если вздумаешь нарушить обязательство хранить секреты, пеняй на себя – мы тебя выследим и зададим по полной программе», – пишет The New York Times.
В деле Мэннинга обвинение в оказании помощи врагу – к счастью, отклоненное судьей, – было особенно пугающим. Если следовать этой логике, то любая публикация, которая показывает страну в неприглядном свете, укрепляет боевой дух в штаб-квартире «Аль-Каиды», продолжает автор.
Обращаясь к судьбе Сноудена, автор отмечает, что ставится все яснее: если он когда-либо попадет в руки США, ему не следует ждать милосердия. «Я не предлагаю дать ему медаль. Но как насчет сделки с правосудием?» – пишет колумнист.
«Я позвонил Марку Рэшу, бывшему прокурору министерства юстиции, который заключал подобные сделки и со шпионами, и с хакерами, в том числе в ходе знаменитого дела Роберта Морриса – хакера, осужденного в 1990 году за разработку компьютерного червя, а теперь – профессора Массачусетского технологического института», – рассказывает автор.
Рэш выразил сомнения по поводу моей идеи, сказав: «Нам нужны лучшие механизмы оповещения о проблемах, связанных с секретными программами. Не нужно, чтобы нам об этом сообщали Мэннинг или Сноуден». «Может, и так. Но мы никогда ничего не узнаем, если первой и единственной реакцией будет раздавить организатора утечки», – подытоживает автор.
Британская The Guardian уделяет большое место Брэдли Мэннингу, сообщая, что он был признан виновным по 19 из 21 пункта обвинительного заключения. Газета публикует статью о его биографии, а также заявление его родных в связи с приговором.
Журналист описывает школьные годы Мэннинга в Уэльсе (сын американца и валлийки, Брэдли оказался в Уэльсе после развода родителей). Статья называется «Брэдли Мэннинг: сердитый молодой человек, который сделался разоблачителем».
«Мэннинг, пожалуй, самый известный разоблачитель в своем поколении, человек, который разгласил самый большой массив данных в истории армии США, герой для одних, изменник для других. Но в 2001-2005 годах он был для валлийских одноклассников просто Брэдли, чудиком, который великолепно разбирался в компьютерах, но не очень вписывался в их компании», – замечает издание.
Как мальчик из компьютерного клуба сделался героем экстраординарного эпизода истории США? Школьные друзья вспоминают, что у Мэннинга был сложный характер: он не понимал валлийского юмора, был порывистым и непредсказуемым, а иногда подвергался травле.
«В школе в Уэльсе американец всегда будет выделяться, так ведь? А Брэдли – уникальная личность, абсолютно уникальная. Он очень своеобразный, очень категорично мыслит, очень политизированный, очень умный», – говорит его друг Джеймс Кёркпатрик.
Тим Прайс 10 месяцев собирал материал для пьесы «Радикализация Брэдли Мэннинга». Он замечает: родные, друзья и учителя называли Мэннинга «невероятно умным» и «невероятно внимательным», «необычным подростком – сильно политически-ангажированным». Еще школьником он создал сайт Angeldyne – нечто типа «ранних социальных медиа».
Окончив школу, Мэннинг вернулся в США, где поселился с отцом и мачехой. Ему обещали работу в ИТ-индустрии. «Но ни с работой, ни с отношениями в новой семье не сложилось, и через год он ночевал у друзей или в своем пикапе, перебиваясь случайными заработками», – пишет газета. По словам Прайса, Брэдли производил впечатление человека, который вечно во всем разочаровывается.
Мэннинг завербовался в армию США, надеясь таким путем получить стипендию для обучения в университете. Военная карьера не задалась – Мэннинга жестоко травили сослуживцы. Единственный проблеск – знакомство с «первым серьезным бойфрендом», как выражается газета, студентом из Бостона, а также с бостонскими хакерами.
Но в 2009 году Мэннинг оказался в Ираке, на отдаленной военной базе посреди пустыни: атмосфера там была унылая, боевой дух солдат на нуле, к безопасности относились халатно. Он разочаровался в миссии США, держался вспыльчиво и, наконец, дал пощечину некой женщине-офицеру. Когда ему объявили, что он будет уволен, Мэннинг связался со скандально известным хакером Адрианом Леймо. Дальнейшее общеизвестно.
Предваряя заявление родных Брэдли Мэннинга, The Guardian пишет, что заявление написано тетей Мэннинга, живущей в США (она просила не называть ее имени), которая высказалась от имени всей семьи.
«Хотя мы, очевидно, разочарованы вердиктом, мы рады, что судья Линд согласилась с нами в том, что Брэд никогда не имел намерений как-либо помогать врагам Америки. Брэд любит свою страну и был горд носить ее военную форму», – сказано в заявлении.
Родственники Мэннинга признательны адвокатам, а также тысячам людей, которые оказали осужденному финансовую и эмоциональную поддержку: «благодаря этому молодой рядовой смог защищаться от всей мощи не только армии США, но и правительства США».
Вашингтон, Федор Коротков
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».