AMP18+

Киев

/

День героев Крут: предчувствие гражданской войны

Виктор Ющенко за последние несколько месяцев уже второй раз обращается к народу по поводу исторических дат. В ноябре минувшего года это случилось в день памяти жертв массового голода 30-х годов, сегодня на Украине вспоминают студентов, погибших в бою под Крутами в 1918 году. Об этом читайте в материале обозревателя РИА «Новый Регион» Елены Маргвелашвили.

Оба исторических события объединяет то, что придворные историки намеренно завышают число жертв и интерпретируют их исключительно в антирусском ключе. В случае с Голодомором количество погибших уже достигло семи миллионов, хотя оппоненты официальной версии говорят о миллионе. Точно так же замалчивается, что под Крутами было расстреляно самое большее 30 украинских студентов. Достоверно же известны имена 18 погибших.

Но не в количестве трупов дело, а в том, кто убивал. Игнорируя очевидные факты, официальная украинская историография прививает подрастающему поколению мысль: русские убивали украинцев.

Никто не отрицает факта массового голода на Украине. Но точно также крестьяне умирали и в Поволжье, и в Казахстане. Те, кто осуществлял продразверстку, не сильно интересовались национальностью своих жертв, да и сами принадлежали к самым разным этносам.

Случай с Крутами еще запутанней. На тот момент на территории Украины было провозглашено два государства. Украинская народная республика с Центральной Радой во главе и УССР со столицей в Харькове. Именно из Харькова войска шли на Киев, не встречая никакого заметного сопротивления со стороны местного населения. Украинское крестьянство, во-первых, не видело в них оккупантов, а во-вторых, идейно поддерживало армию победившей в Петрограде революции.

Показательно, что тогдашняя киевская пресса называла армию под командованием Михаила Муравьева российско-большевистскими ордами, при этом оговариваясь, что на самом деле она не имеет ничего общего с большевизмом. То есть, левые настроения были настолько сильны среди националистической общественности, что их могли простить даже русским «оккупантам».

С другой стороны носителей националистической идеологии на Украине было на тот момент критически мало. Это признавали даже деятели Центральной Рады.

«Это была война влияний, – писал в последствии Винниченко, – Наше влияние было меньшим. Оно было настолько мало, что мы с огромными трудностями могли формировать небольшие дисциплинированные части и высылать их против большевиков. Большевики, правда, тоже не имели больших дисциплинированных частей, но их преимущество было в том, что наши широкие массы солдатства переходили на их сторону, что почти все рабочие каждого города вставали за ними, что сельская беднота явно была большевистской. Словом, огромное большинство украинского населения было против нас».

Таким образом, небольшой студенческий отряд, встретивший Красную армию под Крутами, сражался за украинскую независимость, но против украинского народа. Показательно, что в тот же день в самом Киеве вспыхнуло мощное восстание рабочих завода «Арсенал» против Центральной Рады. Оно было жестоко подавлено, расстреляно полторы тысячи человек. Но президент Ющенко видимо не считает их украинцами и потому не вспоминает в своем обращении, посвященном исключительно героям Крут.

Это были действительно необстрелянные юнцы. Большей частью, галичане. (Оставим без комментариев тот факт, что студенты из Центральной Украины не стали записываться в курень Сичовых Стрельцов.) Как бы то ни было им удалось задержать на несколько дней наступление армии Муравьева, который попросту растерялся, встретив первый отпор. Когда он увидел, кто сопротивляется, то был вынужден написать неправдивый рапорт. Некоторые историки полагают, что Муравьев велел расстрелять попавших в плен студентов дабы потом выдать защитников Крут за регулярные войска Центральной Рады. По этой же причине раненые юноши, поначалу гуманно отправленные в госпиталь в Харьков, потом бесследно исчезли.

Спустя несколько месяцев агонизирующая Центральная Рада устроила этим ребятам шикарные похороны в Киеве. Народу было много. Возможно, именно это мероприятие вдохновило Михаила Грушевского на грустные строки о национальном украинском характере:

«Они вкладывают в похоронные церемонии всю душу. Но поддержать в борьбе, которую ведут наиболее энергичные и преданные люди – не их дело, они держатся лозунга «моя хата с краю», держат нейтралитет и выжидают, кто кого победит: свой или чужой. И когда свой поляжет – справляют ему похороны и записывают в национальные святцы».

Защитники Крут – одни из многих жертв Гражданской войны, которая была общей для теперешних Украины и России. И логичней было бы 29 января вспоминать и их, и рабочих «Арсенала», и говорить о примирении. Но нынешние украинские власти предпочитают выворачивать историю, будто подготавливая тем самым почву для новой гражданской войны.

Киев, Елена Маргвелашвили

© 2007, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Экспертиза, Крым, Москва, Приднестровье, Центр России, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия,