российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Среда, 6 ноября 2024, 04:21 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Журналист Косвинцев: деятельностью губернатора Тулеева должен заинтересоваться лично Путин

Сотрудник российского издания «Новая газета» Александр Косвинцев, просящий политическое убежище во Львове, не сбегал на Украину с любовницей и действительно является журналистом. Об этом он сам заявил в интервью РИА «Новый Регион».

Справка «Нового Региона»: Львовское отделение миграционной службы Украины уже приступило к оформлению статуса беженца для российского журналиста Александра Косвинцева. Ему выдано временное удостоверение личности, дающее право на официальную аренду жилья и работы по найму. На Украине Косвинцеву помогают активисты партии «Пора», известной по «оранжевой революции».

«Новый Регион»: Как продвигаются дела с получением политического убежища на Украине?

Александр Косвинцев: Я уже успешно прошел две стадии получения статуса беженца, сейчас оцениваю свои шансы процентов на 90-95. Если не будет политического вмешательства извне, то, думаю, все должно быть нормально. Во всяком случае, представители миграционной службы во Львове сказали мне, что для получения мной статуса беженца по политическим мотивам есть все основания. А вообще, как выразился один комментатор, это будет своеобразный тест на приверженность властей Украины идеалам свободы. Мне комментировать не с руки.

«Новый Регион»: Украинские СМИ позиционировали вас как журналиста «Новой газеты». Но в редакции издания корреспонденту «Нового Региона» сказали, что Косвинцев не был журналистом, а занимался хозяйственной деятельностью.

Александр Косвинцев: У меня в удостоверении от «Новой газеты» написано, что работал я редактором отдела региональных выпусков. Это – журналистская работа? Хозяйственной деятельностью я не занимался, но если бы понадобилось в интересах газеты – не стал бы артачиться. В мои задачи входило создание и развитие, по всем линиям, в том числе и по содержанию, региональных приложений газеты.

До отъезда сюда в «Новой» я проработал три месяца и три недели. Немного. Успел только вникнуть в ситуацию и разработать план развития сети региональных приложений, который благожелательно приняло руководство газеты.

Но я себя не позиционирую сам как журналист именно «Новой газеты», я – просто российский журналист. Еще до «Новой газеты» я много лет работал в региональных изданиях Кемеровской области, был собкором «Труда», занимался журналистскими расследованиями. В них фигурировали практически все самые высокие чины государственного аппарата и силовых структур Кузбасса.

О чем конкретно писал? Вот один эпизод, о котором месяца два с небольшим назад мне невольно напомнил депутат Госдумы Александр Хинштейн – он обращался к министру юстиции РФ с просьбой не назначать бывшего прокурора Нижегородской области Владимира Демидова ни на какую ответственную должность в этом ведомстве: мол, моральные и деловые качества этого человека не надежны. А кто такой господин Демидов? Это один из фигурантов моих журналистских материалов – бывший зампрокурора Кемеровской области. В свое время я писал о том, что он получил незаконно льготный кредит в банке. Писал о делах коммерческих структур, которые действовали при непосредственном участии супруги Демидова. Его жена была адвокатом и якобы коммерческим директором маленькой фирмы. Маленькой фирмы, которая воротила большими делами, угольным бизнесом. На одном составе угля подобные «коммерсанты», пользуясь своими коррупционными связями, могли заработать по 50 тысяч долларов и более.

Были публикации о «дружбе» правоохранителей во главе с ныне действующим начальником областного УБОПа господином Мархининым с криминальными личностями. Было журналистское расследование инцидента, в ходе которого «человек, похожий на начальника областного управления ФСБ» стрелял по пьянке в подростков из табельного пистолета и тяжело ранил одного из них. Была жуткая публикация о засылке силовиками киллеров для бессудной казни «авторитета», а они вместо него убили невинную женщину и двух ее несовершеннолетних сыновей. Были публикации о финансовых махинациях в областном УВД, например, как ремонтировалось здание ГАИ, когда якобы по ошибке было перерасходовано порядка 2 млн. рублей – более 60 тысяч долларов. Такие публикации вызвали весьма бурную реакцию со стороны тех, кого разоблачал. Меня не раз вызывали на допросы, грозили «уголовной ответственностью», брали какие-то подписки о неразглашении.

Было немало публикаций и относительно действующего губернатора Амана Тулеева. И надо понимать, что такое сегодняшний режим в Кузбассе. Это – совершенно авторитарный режим, режим личной власти, который действует нагло и безнаказанно.

Избирательное право в России как таковое аннулировано властным кремлевским кланом, но в Кузбассе все началось еще раньше. Губернатора тут называют «царем». Его так называет даже полномочный представитель президента Путина в Сибирском Федеральном округе.

Элементарный пример. Если в Кемерово человек пошел в депутаты без разрешения Тулеева, его тут же начинают шельмовать, собирать на него информацию с самого рождения, начинаются проверки, беседы с родственниками, на работе… Творят что хотят, ведь основные СМИ у них в руках.

Раньше в области было несколько оппозиционных газет, но сейчас абсолютно все СМИ подконтрольны Тулееву. Их просто скупили, приручили, подмяли.

Одним из самых «шумных» моих материалов стал материал про коррупцию в сфере здравоохранения. Тогда уволили троих заместителей губернатора, ряд мелких чиновников, а затем началась скупка газеты, в которой я публиковался.

«Новый Регион»: В чем выражалось давление лично на вас?

Александр Косвинцев: Визиты милиционеров, вызовы для «дачи объяснений», прослушка телефона, надуманные иски и совершенно беспредельные, подчас заочные судебные решения, опись имущества. Что еще? Были задержания.

Например, в конце осени 2005 года я полетел в Москву на заседание федерального совета Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова. В аэропорту подошел оперативного вида мужчина, схватил за руку, говорит, что «я кручу с его женой». Я отвечаю: «Вы меня, наверное, с кем-то перепутали». Пришлось вызывать милицию, которая взяла мои документы и повезла в райотдел. На машине везли через пустырь в сопровождении четырех омоновцев. Своеобразное напоминание о моем материале – о том, как сотрудники кузбасской милиции избили парня, а затем вывезли его на пустырь, поставили к сосне и расстреляли.

Одно время у моего подъезда стали появляться люди с рацией. Пошел в магазин – и они пошли, и так не один раз.

Известно, что прошлой весной губернатор написал на меня политический донос в прокуратуру области: «мы внимательно следим за деятельностью Косвинцева и как главного редактора оппозиционной газеты, и как руководителя регионального отделения Объединенного гражданского фронта. И принимаем соответствующие ситуации меры». Это было «фас». Губернатор просил прокурора привлечь меня к ответственности, не исключая уголовной, за дискредитацию органов государственной власти. Термин из тех еще времен.

Вскоре я поехал с ребенком на машине. Смотрю: сзади пристроились ГАИшники. Сразу почувствовал неладное. Остановили. Говорят: «мы вас задерживаем за то, что вы на 13 дней задержали уплату штрафа в 50 рублей за неправильный переход улицы как пешеход». Неуплаченных штрафов у других водителей бывают десятки, и ничего, но меня отвезли в городское УВД, мариновали вместе с ребенком в предбаннике, переговариваясь между собой по рации: «Политического еще не увезли?».

Позже выяснилось, что задержка с оплатой штрафа произошла по вине самой дорожной службы, которая не подала вовремя информацию, поэтому можно подумать, что инцидент был попросту спланирован с целью моего задержания. И я тогда получил очень серьезное предупреждение.

Мне в Москве кое-кто говорил: «Ну, вас ведь не угрожали убить, вас же не избивали!». Что сказать? Извините, что не успели избить… Прошлой весной председатель совета ветеранов органов ФСБ Кемеровской области в разговоре со своим знакомым бизнесменом заявил, что, мол, «на самом верху» сказали, что все, надоело, не будет в Кузбассе оппозиционных газет и, стало быть, журналистов, «вплоть до физического устранения». Я поначалу не поверил, но мне посоветовали не играть в героя. Информация была из самых серьезных источников. В общем, приходилось быть крайне осторожным, вплоть до того, что нужно было возвращаться домой не поздно, не ходить домой одному, ставить машину прямо под подъездом. Авторитетные люди советовали мне не ездить в машине одному, особенно между городами, потому что под видом ГАИшников могли остановить – и...

Понимаете, дело не только в том, что я уже опубликовал в газетах. У меня есть еще очень серьезная информация, и я намерен позднее ее обнародовать. Это чрезвычайно серьезная информация.

«Новый Регион»: Уже после сообщений о вашем переезде на Украину в ваш адрес звучали обвинения, что в Кемерово вы, якобы, предлагали чиновникам заплатить деньги, чтобы не публиковать про них негативную информацию.

Александр Косвинцев: А еще были сообщения, что я связан с сайентологами, от которых якобы получаю мощное финансирование. И что будто бы растратил миллионную партийную кассу, сбежал во Львов от супруги… Бред не комментирую.

«Новый Регион»: Про то, что вы сбежали на Украину с любовницей – это тоже бред?

Александр Косвинцев: Мы над этой информацией посмеялись с моими близкими... У меня есть любимая женщина, мать моей шестилетней дочки.

«Новый Регион»: Почему же вы все-таки просите политическое убежище именно во Львове?

Александр Косвинцев: По украинскому законодательству заявление подается по месту пребывания – а я как раз был во Львове, а потом там и прописался.

Ускорить же с подачей заявления просто пришлось. Я уже был здесь, и об этом все знали, когда моим близким позвонили в Кемерово и сказали: «Пусть он явится, иначе будем применять гласные и негласные методы розыска». Я понимаю, что такое гласные методы, а «негласные» – это просто могут послать сотрудников спецслужбы, и хорошо, если не побьют при «задержании».

Конечно, подавая заявление о предоставлении политического убежища в Галичине, я учитывал особенности региона. Во Львове совершенно другой менталитет. Там выше уважение к правам человека, сказывается близость к Европе и отдаленность от России с ее сегодняшним «чекистским» режимом. Тем более, я знал, что было аналогичное заявление белорусского журналиста в Харькове, и там ему отказали. Но это, я надеюсь, не пройдет во Львове, и там мне уже оказана поддержка со стороны областных властей.

«Новый Регион»: Вас еще не пытались отыскать на Украине?

Александр Косвинцев: Нет, к счастью. И я думаю, что здесь меня от «негласных методов доставки» спасает публичность. Я не пиарюсь в СМИ, как выразился один комментатор, просто сами журналисты проявляют ко мне интерес.

«Новый Регион»: От российского гражданства будете отказываться?

Александр Косвинцев: Не буду загадывать так далеко, но скажу, что Украина мне нравится. Нравится не только визуально, она нравится мне по сути своей. Здесь есть дыхание свободы, здесь хорошие ростки гражданского общества, которое хотя бы пытается реагировать на антидемократические проявления. Украина на пути к свободе продвинулась, а Россия идет в другую сторону. На Украине есть политический плюрализм, есть относительно свободные СМИ. Мне бы хотелось в силу своих сил и возможностей помогать жителям этой страны сохранить демократические завоевания.

«Новый Регион»: Вы работу уже нашли на Украине?

Александр Косвинцев: Пока нет. Написал руководителям «Новой газетой», что хотел бы заняться выпуском регионального издания. Такая газета здесь нужна. На Украине почти нет изданий, которые несут правдивую информацию из России. Это – питательная среда для сил, стремящихся к реваншу, играющих на неосведомленности людей.

Если бы большинство жителей Украины знало, что собой представляет нынешний властный режим в России, то они бы, полагаю, еще подумали, в какую сторону больше смотреть. Серьезно.

«Новый Регион»: Но есть ведь, например, «Коммерсант».

Александр Косвинцев: «Коммерсант» – все-таки больше деловая информация. А остальные присутствующие здесь московские общественно-политические газеты – прокремлевские в той части, что касается России.

«Новый Регион»: Что будет дальше в Кемерово, всем несогласным надо по вашему примеру уезжать в Украину?

Александр Косвинцев: Не все имеют возможность уехать. Я, например, уехал в командировку, у меня хотя бы были средства. Но и в Кемерове, знаю, остались люди, которые не смирились. Сегодня они публично не проявляются, но это не значит, что они не предпринимают каких-то шагов.

Впрочем, в ближайшее время ситуация в Кемерово останется безнадежной, если только не донести до высшего руководства России всю информацию о том, что в регионе происходит. Конкретно до Путина. Можете даже заголовок сделать: «Журналист Косвинцев: деятельностью губернатора Тулеева должен заинтересоваться лично Путин».

«Новый Регион»: Неужели Тулеев – это такой уникальный случай для России? Коррупция и беспредел чиновников – это ведь общий диагноз.

Александр Косвинцев: Конечно, диагноз. Но Тулеев – это самый яркий симптом. Кузбасс по многим показателям опережает Россию. По показателям подавления гражданских прав и свобод, по степени наглости, вседозволенности и безнаказанности коррумпированного чиновничества.

Все-таки Путин, при всех его антидемократических замашках и привычках бывшего шпиона, он выстроил КГБ-истскую вертикаль, но где-то ему хотелось бы сохранить имидж образованного и просвещенного правителя. А власти Кузбасса это делать даже не пытаются. В Кузбассе сказал что-нибудь против властей – сразу «расстрел», как выразился недавно, комментируя ситуацию в тулеевской вотчине, депутат Госдумы Митрофанов. Человека начинают давить, марать в СМИ…

«Новый Регион»: То есть, нет надежды на то, что в Кузбассе сменится руководство и что-то изменится?

Александр Косвинцев: Все зависит от того, удастся ли опубликовать информацию о деятельности губернатора и его «слуг». Там ведь, кроме всего прочего, применяются почти бандитские методы передела собственности, например, по фальшивым документам отобрали предприятие, люди судятся, но судьи-то все «свои»…

«Новый Регион»: Тем не менее у Тулеева, насколько здесь известно, рейтинг по-прежнему высокий?

Александр Косвинцев: У Владимира Путина тоже рейтинг высокий в России. Но все мало-мальски думающие люди понимают, как это делается… Вот я недавно совсем одного известного публициста прочитал: «Еду по России и лично убеждаюсь, как простые люди ненавидят эту власть». Но у Путина, тем не менее, высокий рейтинг. Система промывания мозгов отменно действует. И в Кузбассе создана такая же система манипуляции сознанием.

На Украине при Кучме тоже были жуткие перекосы, но все же была несколько иная ситуация. Здесь не было такого засилья силовых структур, всевластия КГБ, средства массовой информации были немного свободнее. Конечно, были обыски и убийства журналистов, но в России все это – более серьезно и куда страшнее.

«Новый Регион»: Не боитесь, что и на Украине столкнетесь с беспределом чиновников?

Александр Косвинцев: Темные силы везде стремятся проявить себя, поэтому общество должно быть бдительным. Но я все же убежден, что здесь такое невозможно. Благодаря политическому плюрализму.

Допустим, одно из политических течений пойдет на какой-то антидемократический шаг, но другое течение будет его действия критиковать. И полностью замолчать в СМИ не удастся.

А в России такого нет. Там – вертикаль. В бизнесе, в политике, в средствах массовой информации. Это очень драматичная страница истории российского народа, на который опять навалилась и душит, душит «чекистская» братва.

Ссылка по теме:

Сотрудник «Новой газеты» Косвинцев сбежал во Львов с любовницей >>>

Киев, Михаил Рябов

Киев. Другие новости 13.03.07

13 марта в Киеве ожидаются следующие события. / Компартия Украины протестует против задержания своих приднестровских однопартийцев. / Кандидат Ющенко на пост главы СБУ взял тайм-аут. Читать дальше

© 2007, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках