AMP18+

Киев

/

Чернобыль-2 может накрыть Украину в любую минуту

Зона отчуждения вокруг закрытой Чернобыльской АЭС стала такой же черной дырой на Украине, как Чечня для России во время второй войны. Под бесконечные разговоры об опасности, которую представляет четвертый энергоблок, туда вкачиваются деньги, исчезающие, видимо, под воздействием радиации. Чего стоят бесконечные тендеры на строительство объекта «Укрытие» с сопутствующими им, как водится, откатами, пишет обозреватель РИА «Новый Регион» Елена Маргвелашвили.

Между тем, как утверждают специалисты-биологи, работающие в Припяти, реальной опасности уже давно нет. Фонят кора деревьев, палая листва и ил в водоемах. Если не сливаться в экстазе с этими природными стихиями, то можно совершить экскурсию по зоне, не получив дозы. Косвенным подтверждением тому являются вполне развитый в Чернобыле туристический бизнес и охота. Среди киевских богатеев последние годы популярно сафари на вертолетах. Стреляют по лошадям Пржевальского, завезенным в зону вместе с зубрами в порядке эксперимента.

Радиоактивная опасность подстерегает Украину и граничащие с ней по Черному морю страны совсем в другом месте – в городе Днепродзержинск Днепропетровской области. Здесь до недавнего времени продолжал функционировать Приднепровский химический завод (ПХЗ), который перерабатывал 65% всех урановых руд Советского Союза. После обретения Украиной независимости завод сначала распался, а потом и вовсе был ликвидирован.

Однако производственными цехами наследство ПХЗ не ограничивается. В девяти хранилищах, расположенных практически в городской черте, накопилось 42 миллиона тонн радиоактивных отходов (РАО). Для сравнения: масса РАО, находящихся внутри саркофага Чернобыльской АЭС, составляет примерно 2,5 млн. тонн. При этом общая активность радионуклидов в Чернобыльской зоне составляет менее двух третей активности зоны «приднепровской».

Самое опасное из хранилищ – Днепровское, с 12 миллионами тонн РАО общей активностью 33 тысячи кюри, расположено в нескольких десятках метров от Днепра. От главной украинской реки его отделяет дамба из отвальных шлаков, техническое состояние которой оставляет желать лучшего. Грунтовые воды потихоньку вымывают радиоактивные нечистоты в Днепр. Для тех, кто подзабыл географию: далее эта гадость транзитом через всю страну направляется в Черное море. Поэтому прорыв дамбы (а он вполне реален) чреват опасностью для всех стран региона.

Кроме того, в центре Днепродзержинска имеются пять официально зарегистрированных «фонящих» площадок, а автомобильная трасса из Днепропетровска в Днепродзержинск проложена прямо по захоронению радиоактивных отходов. Стоит ли удивляться, что уровень онкологии здесь в 10 раз выше, чем по Украине.

Пока население мрет от рака, власти ведут долгие и бесперспективные разговоры о необходимости перерабатывать накопившиеся отходы. Есть подозрение, что в этом году ситуация сдвинется с мертвой точки. Уже объявлено, что некие казахские инвесторы собираются построить на брошенной площадке ПХЗ завод ферросплавов. Имена инвесторов не оглашаются, однако, скорее всего это – казахский олигарх Александр Машкевич, партнер Игоря Коломойского, чьи интересы распространяются и на металлургию, и на экспорт РАО.

Киев, Елена Маргвелашвили

© 2007, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Экспертиза, Крым, Москва, Днепропетровск, Центр России, Здоровье, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Технологии, Туризм, Экономика,