российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Четверг, 21 ноября 2024, 21:34 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Шахтерский рай. История одного города

В этом году главное празднование дня шахтера в Кузбассе пройдет в небольшом городке Анжеро-Судженск на севере Кемеровской области. Анжерка уже давно считается самым проблемным населенным пунктом региона, и именно здесь у местного губернатора Амана Тулеева наиболее низкий рейтинг. Судя по всему, масштабный праздник и нужен Тулееву для того, чтобы поднять собственную популярность в глазах населения главного депрессивного города Кузбасса накануне предстоящих выборов. До этого все попытки губернатора хоть как-то улучшить жизнь анжеросудженцев терпели крах и заканчивались скандалами и уголовными делами.

Еще в середине 90-х годов в городе были ликвидированы большинство угольных предприятий. Более половины населения вообще остались без средств к существованию. Именно с тех пор «народный губернатор» Тулеев и пытается спасти Анжерку.

Одним из первых тулеевских проектов по возрождению Анжеро-Судженска стал запуск на базе местного машиностроительного завода ОАО «Анжеромаш» предприятия по выпуску «сибирского джипа», он же «народный кузбасский автомобиль». Предполагалось, что на сборке автомобилей будут работать сразу 1311 рабочих из числа попавших под сокращение горняков. Под проект из бюджета была выделена внушительная ссуда. Помимо этого, администрацией Кемеровской области была разработана «общенародная» схема вложения денег в производство «сибирского джипа», очень напоминающая финансовую пирамиду. Любое физическое или юридическое лицо, заключив договор, могло стать соинвестором проекта. Его гарантами выступала областная исполнительная власть. Гарантии даже специальной строкой прописали в бюджете на 1999 год. Однако, в итоге, так и не выпустив ни одного полноценного автомобиля, «Анжерский автосборочный завод» обанкротился, так и не вернув деньги в областной бюджет. С областью пришлось рассчитываться бывшему мэру Анжеро-Судженска Виктору Ившину, который вместе с Аманом Тулеевым активно продвигал проект автозавода. В итоге, его и назначили крайним. Ившина настойчиво попросили отдать принадлежащий ему пакет акций ОАО «Анжеромаш» в обмен на остатки обанкротившегося автосборочного завода. Позднее эти акции областная администрация все-таки перепродала и рассчиталась сама с собой. Правда, с момента выделения ссуды до момента ее возвращения в областной бюджет прошло несколько лет. Все это время государственные деньги успешно работали на людей, не имеющих к государству никакого отношения. Интересно, что все оборудования для автосборки, когда-то закупленное на бюджетные деньги оказалось на балансе фирм, принадлежащих близким родственникам Виктора Ившина.

Примерно по этой же схеме областные власти планировали наладить в Анжеро-Судженске сборку велосипедов. Получилось как всегда: ни велосипедов, ни денег, выделенных из бюджета на создание новых рабочих мест.

Кстати, господин Ившин – это вообще отдельный персонаж во всей Анжерской истории. Попав в кресло градоначальника исключительно благодаря Аману Тулееву (последнему пришлось заставить подчиненных сфальсифицировать итоги выборов мэра, так как кандидат Ившин «пролетел» уже в первом туре), Виктор Ившин за несколько лет умудрился стать фигурантом нескольких крупных скандалов, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. Например, анжерский мэр в 2001 году умудрился просто списать 60 железнодорожных вагонов угля, предназначенного для местных котельных. Уголь был продан сторонним организациям. Еще 6 тысяч 800 тонн бюджетного угля Ившин вообще продал на сторону в открытую. За это Аман Тулеев наградил его орденом «За особый вклад в развитие Кузбасса второй степени» и всего лишь отправил в почетную отставку.

После этого Аман Тулеев выделял деньги на возрождение завода «Сибстекло» и местного фармакологического предприятия «Асфарма». Итог печален. Оба были объявлены банкротами. «Асфарме», правда, в дальнейшем удалось выйти из кризиса, но вот о производстве стекла в Сибири пришлось забыть окончательно.

Вслед за возрождением машиностроения Аман Тулеев попытался возродить угольную отрасль Анжеро-Судженска. В январе 2001 года он лично с большой помпой открыл новый разрез «Щербиновский», построенный на горном отводе ликвидированной шахты «Судженская». Спустя полгода, разрез тихо умер, похоронив вместе с собой несколько десятков бюджетных рублей, выделенных на его создание.

Однако, с возрождением угольной отрасли Анжерки губернатору Кузбасса все же повезло гораздо больше, чем со всеми предыдущими проектами. В городе все-таки появилась нормально работающая прибыльная шахта, построенная исключительно на государственные деньги – «Анжерская-Южная». Правда, и тут по доброй кемеровской традиции не обошлось без скандала. Шахту начали строить еще в 1987 году задолго до появления на политической сцене Амана Тулеева. Однако, именно при нем предприятие, построенное на деньги государства, ушло в частные руки по цене в 30 (!) раз дешевле реальной. Как выяснили аудиторы Счетной палаты РФ, в 2005 году проверявшие факты нецелевого использования бюджетных средств, в 2003 году «Анжерская-Южная» была продана четырем частным фирмам – ООО «Макротекс», ОАО «Издательство «Недра», ЗАО «Металл – Альянс» и ООО «Чермет трейд» «за 7,99 млн. рублей, или в 29,4 раза меньше балансовой стоимости с убытком в сумме 226,6 млн. рублей». Помимо этого выяснилось, что компания ОАО «УК «Кузбассуголь», в состав которой входят все анжерские шахты, «по существу является посреднической коммерческой организацией, самостоятельно не добывающей уголь. Добыча угля для этого общества производится шахтами акционерных обществ, которыми оно управляет в силу преобладающего удельного веса своего капитала и посредством договоров. Весь объем вырученных средств, без внутренних оборотов, по продаже основного вида продукции сосредоточен в этом обществе, которое от своего имени заключает договоры на приобретение и реализацию угля с поставщиками и потребителями продукции, в том числе через посредников. В 2004 году практически весь уголь, добытый предприятиями, которыми управляет ОАО «Угольная компания «Кузбассуголь», в объеме 3606,0 тыс. тонн был реализован потребителям через посредника в лице собственного дочернего общества ЗАО «Торговый дом «Северный Кузбасс»». В то же время из 12 покупателей, приобретавших в 2004 году уголь через данное закрытое общество, 7 – в свою очередь, являлись посредниками».

Напомню, что борьба с угольными посредниками была одним из основных лозунгов Амана Тулеева, с которыми он впервые шел на выборы губернатора Кузбасса. Остается добавить, что Анжеро-Судженск до сегодняшнего дня остается так называемым «бандитским» городом, реальная власть в котором принадлежит нескольким криминальным авторитетам. Скорее всего, по доброй Анжерской традиции, именно они и будут распоряжаться деньгами, выделенными из областного бюджета на проведение Дня шахтера.

Киев-Москва-Кемерово, Михаил Дежнев

Киев-Москва-Кемерово. Другие новости 01.08.07

Украинские националисты рассекретили главное оружие против Черноморского флота в Крыму. / Блок Ющенко продолжает оставаться популярнее Блока Тимошенко. / Американский ипотечный кризис обвалил российский рынок акций. Читать дальше

© 2007, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках