Мэр Черкасс Сергей Одарич: Верховная Рада может посадить всех градоначальников «на крючок»
В ближайшее время Верховная Рада Украины может принять законы, которые фактически сделают мэров городов Украины заложниками депутатских фракций. Об этом и о многом другом рассказал в интервью РИА «Новый Регион» городской голова Черкасс Сергей Одарич.
Н.Р.: Черкассы – типичный областной центр, вероятно, и проблемы города типичны для всей страны. С чем пришлось столкнуться, когда Вы сели в кресло городского головы, что это за проблемы и какова тут, так сказать, иерархия?
С.О.: Если говорить абсолютно честно, проблем настолько много, что мы и по сей день еще не видим ясно их иерархии. Но работаем над определением последовательности в их решении. Я считаю, что мэр не должен быть чистым хозяйственником, условно говоря, «водопроводчиком», или политиком, должность городского головы я рассматриваю как должность менеджера. А менеджер – это человек, который формирует команду, расставляет людей и формулирует цель. Далее уже функции членов команды – определять задачи в своей отрасли и находить пути их решения.
Сейчас я большую часть времени и внимания уделяю именно такой менеджерской деятельности. Уже несколько месяцев ведется активная работа над стратегическим планированием. Сначала были определены требования и поставлены задачи перед заместителями городского головы и начальниками управлений. Теперь уже месяц идет защита соответствующих программ. И, понимаете, пока ни один заместитель не смог защитить свою программу.
Это очень сложный процесс, раньше просто никто таким образом не думал. Часто на защите заместитель даже не может сформулировать цель, которую хочет достичь в своей отрасли. Но тогда возникает вопрос, если руководитель подразделения исполкома не может сформулировать цель, то нужно ли такое подразделение? Или же руководитель не на своем месте?
Процесс формирования стратегического планирования помогает «вычислять» лишние звенья. Вообще это процесс мучителен, но необходим – как говорил Суворов, «каждый солдат должен знать свой маневр». Этого раньше не было, управление городом осуществлялось – и во многом еще осуществляется и по сей день – в ручном режиме. Вот есть проблема – вперед, исполняй. Вместо того, чтобы построить систему, в которой каждый знает, что делать в той или иной ситуации. Это, пожалуй, основная проблема. Сейчас мы эту проблему пытаемся решить, создавая такую «саморегулирующуюся» систему управления.
Что до других проблем, с которыми пришлось столкнуться, то их много. Нам оставили очень тяжелое наследство. И часто это даже не вина отдельных руководителей или депутатов, которые руководили городом раньше.
Проблемы остались разные. Приведу лишь несколько примеров. Бесхозные магистрали. Десятки километров теплотрасс неизвестно кому принадлежат! И политика прежней власти была простая – закрывать на это глаза. Но долго так не может продолжаться. В прошлом году мы все эти магистрали взяли на баланс КП «Черкассытеплокоммунэнерго». Потому что разбираться в том, каким предприятиям и какие участки когда-то принадлежали – бессмысленно, многих предприятий уже и нет – обанкротились или сменили пять раз владельцев. Мы ничего в поисках собственников этих труб не добьемся, но, когда там будут порывы, люди приходить будут к нам.
Другой пример: выяснилось, что городской парк 50-летия Октября – уже давно городу не принадлежит, но был еще в 1995 году передан в частную собственность. И город там не может даже карусели детские поставить. Пришлось тратить время и силы на процесс возвращения парка – это уже сделано. Еще пример: выяснилось, что землю под единственным мусорным полигоном передали частной фирме. И этой фирме надо платить, иначе запретят вывоз мусора.
Другими словами, перед нами стоит огромное количество проблем, которые годами не решалось. И моя задача – расчистить эти Авгиевы конюшни, чтобы тот, кто придет после меня, увидел не проблемы, а четкую систему их решения.
Н.Р.: Ваши оппоненты считают, что некоторые избранные Вами методы решения проблем для города неприемлемы. В качестве примера приводят кредит ЕБРР для «Черкассытеплокоммунэнерго» в размере 11,2 млн. евро. Говорят, Черкассы априори не смогут расплатиться, а сам кредит – путь к последующей приватизации коммунального предприятия. Как прокомментируете такую версию?
С.О.: Во-первых, если поставить себе цель приватизировать такое предприятие, то есть гораздо более простые пути. Если бы я этого добивался, то сменил бы руководителя – достаточно росчерка пера. Новый руководитель пошел бы в близкий мэру отечественный коммерческий банк и взял бы кредит под залог имущества. После этого дефолт, банк забирает залог – имущество, но без долгов самого предприятия. Такая бы схема действовала.
Получить кредит в украинском коммерческом банке – это вопрос недель или месяцев. Получить кредит ЕБРР – это два года работы, это выполнение большого количества условий, это смена системы управления компанией, это постоянный технический и финансовый аудит, это привлечение международных экспертов-наблюдателей. То есть, если ставить целью украсть компанию, самый худший вариант сделать это – взяв кредит у ЕБРР. Это понятно.
Во вторых, относительно вопроса, сможем ли вернуть кредит. Сегодня цена на газ 179 долларов за 1000 кубометров. Через три дня или через три недели цена будет, скажем, 315 долларов. При составлении бизнес-плана мы брали цену в 179 долларов и просчитали, что срок окупаемости 7 лет. То есть, три года – до начала выплаты «тела» кредита – мы вкладываем деньги в модернизацию, потом начинаем выплаты по кредиту, на седьмой год выходим «в ноль», а далее получаем чистую прибыль, эти средства будут направлены на погашение кредита. Впоследствии – по нашим расчетам, в 2011 году, появится возможность снизить тарифы. Если же цена газа возрастет, а это обязательно случится, то эффект будет получен еще до того, как начнем выплачивать основное тело кредита.
Все равно что-то делать надо – теплосети нуждаются в замене, в Черкассах 60 км. аварийных теплотрасс. Котельные необходимо модернизировать, счетчики надо ставить на каждый дом – все это требует средств.
Относительно тяжести кредита. В 2007 году оборот «Черкассытеплокоммунэнерго» составил 120 млн. грн. Мы привлекаем на 15 лет 85 млн. грн. Условно говоря, нам надо порядка пяти миллионов гривен в год отдавать ЕБРР. При обороте предприятия в 120 миллионов – и это при старых ценах на газ. Вполне ясно, что отдавать по пять миллионов в год – вполне посильная сумма для «Черкассытеплокоммунэнерго». Конечно, если что-то произойдет с тарифами, с платежами населения – мы понимаем, что такие риски есть. Вот Юлия Тимошенко сказала, что долги «Ощадбанка» будут возвращать через коммунальные услуги, сразу же по Украине платежи упали на 30%. А в Черкассах – только на 8%, потому что мы провели разъяснительную работу. Риски, тем не менее, есть, но ведь, в крайнем случае, город всегда сможет помочь предприятию.
Н.Р.: Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять на законодательном уровне, чтобы привести полномочия органов местного самоуправления в соответствие с масштабами задач, которые приходится решать?
О.С.: Первое – это деньги. У города должен быть стабильный источник дохода, который не меняется каждый год. Потому что у нас каждый год начинаются перемены – по этому налогу такие-то нормы отчислений, по другому – такие-то, в этих областях так, в других этак – и так далее… То есть, тяжело что-то прогнозировать до того момента, пока не примут бюджет. А если учесть украинскую специфику, когда бюджет принимается в новогоднюю ночь, то местные органы самоуправления уже не имеют времени среагировать на эти изменения.
Это первое. Второе: та система, которая у нас есть, она – убивает. Вот, например, моя инициатива, пункт первый моей предвыборной программы – это легализация заработной платы. Мы провели колоссальную работу, проведи мониторинг всех предприятий, какие есть в Черкассах. По каждому предприятию взяли количество работающих, посмотрели фонд оплаты труда и в результате получили величину средней заработной платы по каждому предприятию. Выяснилось, что на крупных фирмах люди легально получают в среднем 550-600 гривен.
Более того, оказалось, что почти в пятидесяти крупных фирмах зарплата ниже официально установленного минимального уровня. Это мы говорим именно о крупных предприятиях, речь не идет о парикмахерских и т.п. И еще выявили около 300 крупных предприятий, где зарплата ниже средней по городу. С каждым из руководителей этих фирм и предприятий мы персонально поработали. Каждому направили письмо с нашей аналитикой, у каждого попросили пояснений. Предложили им на протяжении двух месяцев вывести заработную плату хотя бы до уровня средней по городу.
В результате мы получили, кроме общего роста зарплаты по всей стране, конкретно по этим 350 предприятиям, рост зарплат на 23%. Соответственно, рост поступлений в бюджет, в Пенсионный фонд, и, конечно, легальных доходов работников.
Но что же дальше? Приходит Юлия Тимошенко и говорит: о! так у вас перевыполнение бюджета! Будьте любезны, на 2008 год – минус 9 миллионов, изъятие в госбюджет: раз вы так перевыполнили, значит, у вас есть лишние деньги. И какой же для города смысл после этого перевыполнять бюджет?
Кроме того. В бюджет города не идет ни копейки от налога на прибыль предприятий. Мы знаем, что предприятия очень любят делать себя убыточными, чтобы не платить налогов. Но ведь как раз тут, на местах, хорошо видно, как какое предприятие себя «чувствует». Местным органам самоуправления куда легче работать с ними, чтобы они не прятали прибыль. Но смысла, повторяю, в этом нет никакого, город этого ничего не получит.
Поэтому, считаю, на уровне государство необходимо однажды – и лет на 15 – определиться с источниками средств для местного самоуправления.
Другая проблема – муниципальная милиция. С одной стороны, все смотрят на мэра, на горсовет и на исполком – давайте, мол, наводите порядок, но, с другой стороны, рычагов для этого нет никаких. Абсолютно! Вот пример: идет массовое самовольное гаражное строительство без отвода земли, без каких-либо разрешений и согласований – там, где по генплану должен быть парк и жилой дом. Просто самозахват. Но каким образом этому можно воспрепятствовать? Способа нет. Я обратился в милицию, они прислали участкового… и все. Им, понятно, не до гаражей.
У города должна быть своя милиция, которая выйдет, заставит убрать, при необходимости применив и силу. А пока получается так: самовольно можно поставить биг-борд, самовольно можно построить гараж, а мне, чтобы их демонтировать, надо месяцами и годами ходить по судам. И не факт, что я выиграю. Я ведь не могу делать предложения судьям…
Поэтому я думаю, это два ключевых вопроса. Если местное самоуправление получит экономическую базу и получит силовые подразделения для поддержания общественного порядка, санитарных правил и т.п. – то работать будет значительно легче.
Н.Р.: Но понимают ли это политики «наверху»? Кажется, им сейчас совсем не до проблем местного самоуправления…
О.С.: Те законопроекты, которые и БЮТ, и НСНУ сдали или готовят к рассмотрению Верховной радой, они очень неприятны для местного самоуправления. В этих проектах вместо расширения прав делаются попытки посадить «на крючок» мэров. И держать их в узде. Например, есть намерение изменить порядок прекращения полномочий мэра. Действующая процедура такова: должен быть, прежде всего, какой-то весомый аргумент – в виде решения суда о том, что городской голова нарушил закон. После этого две трети депутатов горсовета могут принять соответствующее решение, после чего полномочия мэра прекращаются, а уже затем Верховная Рада назначает досрочные выборы. Тот законопроект, который сейчас подал секретариат президента, предусматривает другой порядок, в котором перовым шагом будет решение парламента о назначении выборов. Мэр действует, никаких решений по нему нет, претензий к нему нет, а Верховная Рада собралась и назначила новые выборы. И это будет основанием для прекращения полномочий!
Н.Р.: Возможно, законопроект создавался специально «под Черновецкого» или «под Добкина»?
О.С.: Я не знаю, под кого! Закон не может быть «под кого-то». Потому что мы можем сколько угодно критиковать Черновецкого или кого угодно, но если мы с вами признаем, что есть городская громада, то должны признавать ее право самостоятельно избирать себе руководителей в лице мэра, городского совета и т.д. Если мэр нарушает закон, то у государства на этот случай есть соответствующие органы.
Если закона не нарушает, но часть горожан считают, что он не туда ведет город, то их право поставить вопрос о новых выборах – но для этого надо изменить закон о референдумах, чтобы не городской голова регистрировал инициативные группы и чтобы не от него зависело, назначить или не назначить референдум.
Но если сверху пытаются влиять на выбор громады, сегодня, возможно, из самых лучших побуждений – но в результате это приведет к тому, что мэров действительно посадят «на крючок». А потом придут и скажут: дай нам землю. Не даешь? Так мы своей фракцией организуем тебе новые выборы.
Н.Р.: А есть в парламенте силы, которые стремятся к расширению прав местного самоуправления?
О.С.: Пока я таких сил не видно, к сожалению.
Ссылки по теме:
Выборы мэра в Черкассах: побеждает Сергей Одарич >>>
Мэр Черкасс заявляет, что с ним борется лично Юлия Тимошенко >>>
Черкасский мэр обнародовал декларацию о доходах >>>
Черкассы – Киев, Андрей Лубенский
© 2008, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».