российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Среда, 25 декабря 2024, 17:36 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
Украинская труба рискует остаться без газа и превратиться в металлолом Эксперты предупреждают о тревожных перспективах

Евросоюз не спешит помогать Киеву и выделять деньги на модернизацию украинской газотранспортной системы. Более того, похоже, что Запад вполне лояльно относится к строительству Россией обходного газопровода «Южный поток».

Активизация Москвы в газовых переговорах с Европой всерьез заставила Украину задуматься о перспективах ее газотранспортной системы и подземных хранилищ газа. Неопределенность и медлительность периода президентства Леонида Кучмы сменилась жесткой конфронтацией и началом строительства Россией обходных маршрутов транспортировки энергоресурсов.

В итоге Виктор Янукович сегодня оказался перед дилеммой. Ведь в перспективе украинская труба может остаться без газа и превратиться в металлолом.

Единственный выход для Киева – срочные переговоры о создании консорциума, что гарантировало бы со стороны России загрузку украинской ГТС и финансирование ее модернизации. Об этом заявили эксперты и политики, опрошенные корреспондентами РИА «Новый Регион».

Валентин Землянский, эксперт энергетического рынка, экс-руководитель пресс-службы компании «Нафтогаз Украины»:

«Дальнейшее затягивание с решением вопроса финансирования модернизации украинской ГТС может лишить Украину статуса крупнейшей страны-транзитера российского газа. Практически 2/3 магистральных газопроводов, газоперекачивающего оборудования и механизмов, обеспечивающих функционирование подземных хранилищ газа (ПХГ), отработали более половины своего срока службы и нуждаются в моральном и техническом переоснащении.

С учетом того, что Европа практически отказалась участвовать в финансировании модернизации и реконструкции Украинской ГТС и усиленно ищет альтернативу российскому газу, а Россия наращивает темпы строительства обходных газопроводов («Северный» и «Южный потоки»), Украина может потерять свои транзитные позиции.

В таком случае, нам придется искать деньги не на реконструкцию, а на консервацию устаревших мощностей, которые через 5 лет не будут интересовать ни Москву, ни Брюссель. При таком развитии событий, недополученная прибыль и прямые убытки Украины в ближайшей пятилетке могут составить более 10 млрд долларов».

Евгений Царьков, депутат Верховной Рады от Компартии Украины, член комитета по финансам:

«Я уверен, что консорциум нужен, но не в том виде, как в Белоруссии. Нам нужно объединение, а не по примеру удава и кролика, как в Белоруссии.

Если у нас железно пропишут, что 51% будет в государственной собственности, то такой консорциум с Россией нужно давно создавать. Ведь Европа не выделяет средства на модернизацию украинской ГТС.

Нужно честно и открыто заявить о создании консорциума, и не будет никакого цирка. Заметьте – тот же Шредер и Саркози не ездят в Москву перед Новым годом, не унижаются в задних комнатах. Если будет консорциум, возможно, что и Германия присоединится к нему, и будет выделять деньги.

Однозначно, с ГТС нужно что-то решать сейчас и быстро. Иначе Украина останется с ней как старая дева. Достоинство есть, а оно уже не нужно. Труба превратится в металлолом, а обходные пути проложат по дну Черного моря. Лучше сейчас договариваться, подписывать соглашения».

Михаил Ковалко, член Экспертного совета по вопросам природного газа (экс-председатель «Госнефтегазпрома», экс-президент Украинской нефтегазовой академии, депутат Верховной Рады 2 и 3-го созыва, экс-глава комитета по ТЭК):

«Украинская ГТС требует интенсивной модернизации.

Необходимо сохранить украинскую ГТС и придать ее работе новый современный технологический уровень.

То, что Европа не вкладывает деньги в модернизацию нашей ГТС, связано с тем, что европейские страны сейчас активно работают над развитием альтернативных видов энергетики, стараются снизить процент потребления газа.

Вторая причина в том, что ЕС на распутье, ведь полным ходом развиваются проекты по «Северному» и «Южному потокам». Эти проекты связаны с «Газпромом». Если бы Европа определилась, ответила сама себе предельно четко: готова ли она поддержать украинский маршрут, то, думаю, были бы инвестиции в модернизацию ГТС.

И, если будут запущены эти потоки, а Европа не увеличит потребление – Украина останется «не у дел». Поэтому необходимо сохранить существующие на сегодня объемы прокачки российского газа, сохранить саму украинскую ГТС и придать ее работе новый современный технологический уровень».

Михаил Чечетов, заместитель главы парламентской фракции Партии регионов:

«Однозначно, нам нужно создавать консорциум с Россией и, очевидно, такое решение будет принято.

Понятное дело, что двери для европейской стороны будут открыты, и мы всегда рады европейской стороне. Только в таком случае мы сможем совместно модернизировать нашу газотранспортную систему.

Конечно же, нам нужно дальше вести переговоры, чтобы убедить наших российских коллег, но, подчеркиваю, на партнерской дружеской основе, а не ультиматумами, как при Ющенко, что нет смысла в обходных путях. Что лучше эти средства вкладывать в модернизацию нашей трубы.

Тогда, с одной стороны, Украина получит скидку на газ, Европа получит газ, а Россия как поставщик – гарантии, что и Европа, и мы, все вместе, будем выполнять эти обязательства. Это однозначно позитивное стратегическое решение».

Богдан Клюк, экс-глава правления «Укргазпром», президент Украинской нефтегазовой академии:

«Украинскую трубу спасут гарантии прокачки газа. Нам давно надо было договориться с Россией.

Модернизировать ради самой модернизации не надо. Модернизировать надо для того, чтобы иметь возможность загрузки системы.

Наша ГТС находится в нормальном рабочем состоянии, но есть проблемы. Cегодня есть новое поколение турбоагрегатов, систем автоматики и механики, но это не значит, что наша система плохая, просто она нуждается в существенной модернизации.

Все эксперты, и компании «Шелл», и российские эксперты, все говорят, что у нас есть дополнительные мощности, можно улучшить систему. Понимаете, вопрос модернизации очень риторический. Нужно иметь задачи и цель – ради чего? Модернизировать ради самой модернизации не надо. Модернизировать надо для того, чтобы иметь возможность загрузки системы. И если мы будем иметь гарантии разгрузки системы, то ее нужно модернизировать.

Надо найти заказчика. Есть ли другие источники поставки газа в Европу, кроме России? Нет. Раз нет, значит нам надо искать пути решения вопроса именно с РФ. Нам надо договориться с ними, чтобы они нам поставили то количество газа, который обеспечит рентабельную прибыль работы ГТС. А это не меньше 95-100 млрд. А если будет 120 млрд, то еще лучше. То есть, чтобы, вкладывая деньги в модернизацию, надо, чтобы они окупились.

Есть пока много вопросов относительно «Южного потока», «Северного», все политизировано, завит реально от того, сколько газа будет брать Европа. Это нельзя вот так точно сказать. И задача Украины обеспечить баланс, четкое видение объемов и направлений транзита. И без России это невозможно. Поэтому нам надо договариваться с Россией и с Европой. Это решение правильное, его давно надо было принимать».

Киев, Анна Сергеева

Киев. Другие новости 08.12.11

Украинский спортсмен стал чемпионом мира по армреслингу. / Тягнибок пообещал сделать из Ирины Фарион народного депутата. / В Киевской области свирепствует чупакабра. Читать дальше

© 2011, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках