AMP18+

Киев

/

Отношения Молдовы и Приднестровья вновь зашли в тупик Авторская колонка Андрея Сафонова

Отношения Республики Молдова и Приднестровья вновь зашли в тупик: Кишинев не согласен на компромиссы, но требует все новых и новых уступок от Тирасполя. Об этом в авторской колонке для РИА «Новый Регион» пишет приднестровский политолог Андрей Сафонов.

Днестровский тупик

Вот уже несколько недель руководство Приднестровья констатирует: официальный Кишинёв не идёт ни на какие компромиссные шаги навстречу Тирасполю. И это, восклицают представители команды президента ПМР Евгения Шевчука, несмотря на беспрецедентные уступки, ранее сделанные молдовской стороне. Уязвлённое такой «неотзывчивостью» партнёров по переговорам, приднестровское руководство даже решило отключить один из двух молдовских телеканалов, транслировавшихся в Приднестровье, опять же, в односторонним порядке. В то же время о признании принципиальной порочности политики «малых шагов», ведущейся «молодыми реформаторами» под водительством Шевчука с начала 2012 года, речь пока не идёт.

Так что же это: возвращение руководства ПМР на позиции здравого смысла или же манёвр, призванный заслужить благосклонность России в условиях отсутствия реальной финансовой помощи Москвы?

Кишинёв сбрасывает маску

2 ноября, в 22-ю годовщину расстрела полицейскими Молдовы мирной демонстрации жителей города Дубоссары, протестовавших против националистической и (тогда уже) прорумынской политики кишинёвских властей, в столице Молдовы встретились политические представители сторон – вице-премьер правительства Молдовы по реинтеграции Евгений Карпов и Министр иностранных дел ПМР Нина Штански. Эти переговоры оказались самыми провальными за 2012 год.

Накануне «в знак доброй воли» Кишинёв нанёс уступчивым приднестровским коллегам очередной удар: был дан отказ предложениям Тирасполя транслировать с 1 ноября в Молдове государственное ТВ ПМР, именующееся с недавних пор «Первым Приднестровским» телеканалом. Ранее он назывался «Первым Республиканским». По мнению некоторых приднестровцев, переименование произошло с целью задобрить молдовскую сторону и облегчить, тем самым, задачу трансляции приднестровского ТВ в РМ. Но, как написал один из завсегдатаев приднестровских Интернет-форумов, «прогиб не был засчитан».

Ещё до встречи Штански-Карпов, по другому, частному приднестровскому телеканалу – ТСВ – выступил посетивший ПМР депутат Государственной Думы России, координатор российской депутатской группы по взаимодействию с Верховным Советом ПМР Сергей Гаврилов. Он прямо заявил, что Кишинёв против открытия российского консульства в Приднестровье. По словам Гаврилова, «на сегодняшний день руководство Молдовы, в частности, господин Филат всячески затягивает решение этих вопросов. По международному праву мы вынуждены учитывать некоторые моменты, но если проблема не будет решаться дальше, то мы найдем возможность решить это более жесткими инструментами».

Думец подчеркнул: российские консульства «должны существовать не только в Тирасполе, но и в Бендерах и Дубоссарах».

Тирасполь реагирует

Таким образом, российский гость показал истинную политику премьер-министра РМ Влада Филата, который вполне комфортно воспринимает наличие консульств Румынии в Бельцах и Кагуле, но не приемлет такие же дипломатические учреждения России в ПМР. Это был второй сигнал после провального визита Филата в Россию 10-12 сентября, когда молдовский премьер дал отказ Москве на её предложение рассмотреть вопрос о вступлении Молдовы в Таможенный Союз, а в ответ не получил снижения цены на российский газ. Вывод выглядел просто: российское руководство уже не считает Филата политиком, с которым можно «иметь дело» и «решать вопросы».

В тот же день Нина Штански и сделала заявление о прекращении трансляции телеканала из РМ – «Publika TV».

Местечковые хитрости кишинёвских политиков

Я воспринял эту новость с сожалением потому, что «Publika TV» – добротный канал, на котором сталкиваются различные мнения, ведутся интересные дискуссии, приглашаются эксперты с подчас диаметрально противоположными подходами. Но в случившемся, если рассуждать абсолютно беспристрастно, виноват исключительно официальный Кишинёв, который валял дурака и выдвигал абсолютно неприемлемые условия для трансляции «Первого Приднестровского» в РМ.

Суть условий такова: ТВ ПМР должно было пройти процедуру регистрации в РМ и допуска к вещанию, выполняя все условия, которые выполняют молдовские телеканалы. Это значит, что началась бы тягомотина с требованиями вещания на «румынском» языке в определённом объёме, мотание нервов в никому не нужном Координационном Совете по телевидению и радиовещанию (КСТР), где засели сторонники правящего режима и т.п. глупости.

Вскрылась лишний раз и без того известная и скучная местечковая политика Кишинёва: получать всё, отказывая в малейших компромиссах под самыми примитивными предлогами. Например, руководство РМ категорически не желает и взаимоприемлемого урегулирования в банковской сфере. Цель Кишинёва: лишить банки ПМР выхода на международную арену, обрушить банки и экономику Приднестровья в целом, а потом ликвидировать и всю Приднестровскую государственность в любой её форме. И вот какой ответ даётся на компромиссные предложения Тирасполя. По мнению вице-президента национального Банка Молдовы, в одной стране не может быть два национальных банка. А ещё ранее депутат Парламента Молдовы от правящего Альянса за европейскую интеграцию Адриан Канду предложил ПМР отказаться от своего рубля и перейти на молдовский лей.

В такой откровенно издевательской атмосфере то, что произошло 2 ноября, было неизбежным. Удивительно лишь то, что реакция приднестровских властей последовала столь поздно, после того, как основные односторонние уступки уже были сделаны.

Нажим с Запада, помощь с Востока

Итак, правомерен вопрос: руководство ПМР начало «работу над ошибками» или всё это – лишь тактический маневр, а в будущем, когда страсти чуть улягутся, возможны новые «малые шаги»?

В любом случае, приднестровская реакция – правильная, исходящая из государственных интересов. Если Кишинёв не одумается, не начнёт трансляцию приднестровского ТВ без всяких хитро-провинциальных условий, тогда с 1 декабря, как это и обещают приднестровские власти, надо отключать и второй транслируемый молдовский телеканал – официоз М-1.

Радует и то, что власти ПМР (видимо, с учётом реакции общественности республики) не спешат решать вопрос о проведении конкурса на работу в ПМР мобильной компании стандарта GSM, поскольку один из двух претендентов – фирма «Плэй» – явно связан с Молдовой. Выдачу соответствующей лицензии в сложившихся условиях просто никто бы не понял.

Абсолютно верным следует считать и осуждение официальным Тирасполем явно политизированного, антироссийского и антиприднестровского решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), потребовавшего от России выплатить штраф за якобы дискриминацию в отношении школ, работающих на территории ПМР под юрисдикцией Кишинёва. В беспристрастность ЕСПЧ, который ранее присудил России штраф по делу группы убийц и террористов во главе с Илие Илашку, в Приднестровье не верят.

В то же время для понимания происходящего необходимо учитывать, что односторонние уступки, сделанные властями ПМР в ходе 2012 года, не принесли новым приднестровским лидерам финансовой помощи Запада. О такой помощи со стороны Молдовы, живущей практически на западные вливания и переводы гастарбайтеров, даже говорить не приходится. Деньги может дать только Россия, но у неё к политике Тираспольских «молодых реформаторов», похоже, накопилось, немало вопросов. Чтобы получить российские деньги, реформаторам надо добиться благосклонности Кремля.

С «малыми шагами» пора кончать!

Между тем, это сделать непросто. В 2012 году делегация ПМР на переговорах в Вене согласилась включить в повестку дня т.н. «Третий Пакет», дающий Кишинёву юридические основания требовать вывода российских войск с берегов Днестра, замену миротворцев РФ на миссию наблюдателей под эгидой ОБСЕ, а также статус Приднестровья в составе унитарной Молдовы. Не обрадовали Москву и таможенники Молдовы, разместившиеся в Бендерах и Рыбнице. Ещё меньше бизнесменов России и Украины, работающих с Приднестровьем, порадовало то, что после весенних соглашений по железной дороге Приднестровская железка фактически оказалась включённой в систему «Железной дороги Молдовы». А это означает, что теперь Кишинёв получает возможность просвечивать импорт, ввозимый в ПМР без санкции РМ.

Явная сдача позиций Кишинёву привела к следующему: денег Тирасполю Москва пока не даёт. Ссылки официальных лиц ПМР на якобы достигнутые соглашения о предоставлении республике финансовой помощи в размере 3 миллиардов рублей, официальные российские источники пока не подтверждают. Попытки обосновать утверждения о помощи ссылками на депутата Госдумы, тем более от КПРФ, Сергея Гаврилова, не выглядят эффективными.

Во-первых, Гаврилов о деньгах как о конкретном решённом Кремлём вопросе, во время пребывания в ПМР не говорил.

Во-вторых, деньгами в России распоряжается не Дума, а другие структуры.

В-третьих, оппозиционная КПРФ вряд ли сможет эти финансы выделить своим решением, хотя чисто политическую помощь Приднестровью оказать может, и немалую.

Вот и выходит: руководству ПМР пора заканчивать с «малыми шагами» в западном и молдовском направлении, и форсированным маршем двигаться на Киев и Москву.

Но вот вопрос: выпустят ли так легко из своих рук Кишинёв и Запад свою приднестровскую добычу?

Что делать вместо «малых шагов»

Разумеется, нет. Не выпустят. Они постараются сохранить в качестве необратимых решений все односторонние уступки Тирасполя. И это, конечно же, продолжит омрачать российско-приднестровские отношения.

Руководству ПМР, в свою очередь, предстоит набраться мужества и отказаться от наиболее катастрофических для Тирасполя «малых шагов». Это вызовет, разумеется, яростное сопротивление Кишинёва и его союзников в лице ЕС и США, но будет поддержано практически всеми приднестровцами и уж, конечно, Москвой.

Во-первых, ПМР необходимо выйти из железнодорожных и таможенных соглашений с Молдовой.

Во-вторых, ПМР следует отозвать свою санкцию на присутствие в повестке дня переговоров в формате «5+2» «Третьего Пакета».

В-третьих, разумно было бы, как уже говорилось, в случае дальнейшего неконструктивного подхода Кишинёва к сотрудничеству в сфере СМИ, прекратить с 1 декабря трансляцию в ПМР трансляцию молдовского телеканала М-1.

В-четвёртых, правильным было бы официально объявить об исключении из любого конкурса по получению лицензии для работы в сфере связи на территории ПМР любой компании, связанной с Молдовой. В данном случае, прежде всего, речь идёт о фирме «Плэй».

Только в случае принципиальной смены курса и открытого отказа от политики «малых шагов» в форме любых односторонних уступок приднестровско-российские отношения могут быть улучшены.

Тирасполь – Киев, Андрей Сафонов

© 2012, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Кишинев, Москва, Одесса, Центр России, В мире, Конфликт на Украине, Политика, Россия,