Киевский обозреватель Антон Подлуцкий пишет специально для РИА «Новый Регион» о вечере альтернативной российской поэзии, который состоялся в украинской столице.
(Читайте также интервью, которое на этом вечере дал «НР» Андрей Родионов – один из лучших российских поэтов, работающего на стыке мелодекламации и письменной поэзии.)
Репортаж Антона Подлуцкого «Новый Регион», не разделяя точку зрения автора, приводит полностью, без изменений.
«Если у тебя есть фонтан – заткни его. Дай отдохнуть и фонтану». Бессмертная фраза Козьмы Пруткова как нельзя кстати подходит к вечеру поэзии, который состоялся в киевской книжной кофейне «Бабуин» немного прохладным вечером 16 мая. Зачем, в контексте Бытия, сотрясать воздух пост-пост-постмодернистскими римейками на тему девиантного секса, наркозависимости и московского социального дна? Этот вопрос, пожалуй, рано или поздно, должен быть задан корифеям современной российской поэзии Илье Кормильцеву, Андрею Родионову и Алине Витухновской. Хотя они и получили свои овации и крики «браво».
По форме концерт получился выспренный и несколько нелепый – нечто среднее между читанками шестидесятников и театральными буффонадами футуристов. Увы, без искреннего гражданского пафоса первых и масштабного дарования вторых. Безусловно, Кормильцев – мэтр рок-поэзии. Но что такое рок-поэзия без рока? Правильно – набор слов. Нельзя не отдать Кормильцеву должное – он так вовсе отказался от рифм. И это его немного приподнимает над коллегами, которые на протяжении полутора часов искренне пытались выдать свои творения за подлинное творчество.
О природе поэзии размышляют со времен написания Вед. Тогда поэзия была построением реальности, мантрой трансформирующей мир. Понятно, что с тех пор многое изменилось, и поэзия превратилась, по выражению мудреца в «баядерку ума». Но даже на баядере сохраняются отзвуки изначального. «И скажут Люди – красота ужасна», – писала Анна Андреевна Ахматова. Понимая под ужасом первозданный трепет перед хаосом и силой.
А ректор Берлинского университета Мартин Хайдеггер утверждал, что поэзия отсылает человека к сути вещи.
Но давайте забудем об этих категориях, потому что к писаниям Кормильцева, Родионова и Витухновской они не имеют ровным счетом никакого отношения. Так приходишь к пониманию, что поэзия и рифмоплетство имеют между собой столько же общего, сколько между тигром и ободранной кошкой с помойки.
Как раз помойка, судя по текстам авторов, является неизбывным источником «вдохновения». Желающие сами могут ознакомиться с текстами авторов, потому не будем заниматься ненужным разборов словесов. Лучше сразу перейдем к сути.
Первое, что роднит троих корифеев – внимание, прикованное к окраине. «Прекрасно!», – скажет кто-то и будет прав. Да, просто великолепно. Хорхе Луис Борхес тоже начинал свои странствия по времени и пространству с прогулок по пыльным и временами кровавых окрестностей Буэнос-Айреса. Москва, к которой нездоровой любовью тлеют авторы, тоже дает им поле для прогулок. Но прогулки эти заканчиваются, увы, всегда либо в пьяной подворотне (причем весь мир сжимается до ее размеров), то чем-то весьма напоминающим кабинет гинеколога, в котором также работают проктолог и патологоанатом.
«Тоже ничего – классическая поэма плотского низа», – скажете вы. А то! Теория Бахтина здесь светит как далекая звезда, по окраинной орбите которой вращается мертвая крохотная планетка, на которой нет жизни. А значит – нет и плоти, нет и поэмы.
Изъеденная винтовыми приходами – особо заметно в творчестве Родионова и Витухновской, хроническим бодуном – у всех – и тоской по кайфу словесная ткань господ поэтов источает даже не запах трупного разложения. Это вонь отходов, продукт маргинальной жизнедеятельности.
Чем дама и господа охотно эпатируют публику. «Тоже ничего нового», – скажете вы. В том то и дело, что совершенно НИ-ЧЕ-ГО!
Кружение в переполненном транспорте и мечтательно-бомжеватое бродяжничество по помойкам Родионова. Потоки фрейдистского сознания Витухновской. Скучное и плоское морализаторство Кормильцева.
А также всеобще скудеющий словарный запас, вынуждающий через пень на колоду прибегать к сравнительному «как будто», «словно», «будто бы». Вот, собственно говоря и все творчество именитых изгоев современной российской субкультуры. Можно, поизголявшись назвать её еще контр- или ультракультурой. К последнему определению склоняется и «великолепная троица», назвавшая свое выступление «Ультра. Культура»...
Перечитал – и самому стало нехорошо. Пишут же все-таки люди, что-то вкладывают. Или выкладывают. А может просто перекладывают с места на место одни и те же опостылевшие вещи, выдавая это обезьянье занятие за творчество?
В любом случае, маргинес, помноженный на квазимосковский пафос, неважно выглядит в книжной кофейне в центре расцветающего Киева. Он не вносит в мою маленькую жизнь ничего ясного и великолепно простого. Как тот же охотно поминаемый Витухновский Питер Гринуэй. Тоже «рыдающий» над вопросами плоти и неизбывного низа.
Единственное, что понятно – это социальный заказ на такого рода писанину. В российских мегаполисах она уже стала зеркалом рефлексии для многих, вызывая недовольство властей и гонения на авторов. Поэты из них уже не получились. Может выйдут неплохие мученики? Отчего бы и нет.
Илья Кормильцев на вечере российской поэзии в Киеве
Алина Витухновская
Зрители на вечере поэзии
Ссылки по теме:
Поэт Андрей Родионов: Россия не менялась с времен Ивана Грозного. За это мы ее и любим (ФОТО) >>>
Агрессивные зверушки-националисты – явление интернациональное, – Илья Кормильцев >>>
Киев, Антон Подлуцкий
Киев. Другие новости 18.05.06
Поэт Андрей Родионов: Россия не менялась со времен Ивана Грозного. За это мы ее и любим (ФОТО). / Украинская «Пора» продолжит добиваться ликвидации автономии Крыма. / В Запорожье выступил джаз-виртуоз из Израиля Леонид Пташка. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».