Всякий раз после очередных взрывов на военных складах Новобогдановки, на Украине с облегчением вспоминают, как в начале 1990-х страна отказалась от ядерного оружия. Об этом читайте в материале обозревателя РИА «Новый Регион» Елены Маргвелашвили.
19 августа на складе боеприпасов рядом с селом Новобогдановка Мелитопольского района Запорожской области начался пожар. Огнем были охвачены три гектара. В начале происходило по пять взрывов в минуту, затем по одному в 15 минут. Два снаряда попали в жилые дома. Из-за происшествия было остановлено движение железнодорожных составов. Их стали пускать в обход. Сейчас скопившиеся пассажирские поезда стоят под Херсоном. На 40-градусной жаре пассажиры страдают от отсутствия воды.
Жестокий абсурд ситуации состоит в том, что Новобогдановка взрывается уже в третий раз. Первая трагедия произошла в мае 2004 года. За пределы склада на площади 314 кв. км вылетело около 900 вагонов боеприпасов. Всего на складах хранилось 4800 условных вагонов боеприпасов (90 тысяч тонн). В первые часы взрывы звучали каждые две-три секунды, осколки и невзорвавшиеся боеприпасы разлетались в радиусе от 10 до 40 километров. Пришлось эвакуировать людей из 11 населенных пунктов. От ранения осколком погиб один человек, четверо скончались от сердечно-сосудистых заболеваний. Также различные травмы получили четыре человека. Убытки Минобороны составили около 2 млрд 252 млн гривен, а убытки населения прилегающих к складам сел – 1 млн 496 тыс. гривен.
Тогдашний министр обороны Евгений Марчук пообещал ликвидировать опасность за полгода. Но в стране шли выборы, потом случилась революция. О Новобогдановке вспомнили только следующим летом, когда в июле там снова прогремели взрывы. Погибло две женщины. Тогда же среди селян пошел устойчивый слух о том, что правительство хочет ликвидировать склад самым дешевым способом – взорвать его вместе с деревней. Авторство оригинальной идеи приписывали тогдашнему секретарю Совбеза Петру Порошенко.
Кабинет Тимошенко выделил 2,198 млн гривен – «на завершение работ по разминированию». К ноябрю выяснилось, что работы не завершены и уже правительство Еханурова направило 1,797 млн. гривен на обустройство временных дорог для разминирования территории. Словения, Люксембург, Чехия и Канада выразили готовность финансировать проекты по ликвидации последствий взрывов боеприпасов. Планировалось это сделать в первой половине 2006 года. Украинские власти не склонны интересоваться, куда ушли выделенные суммы. Но через год, как теперь выясняется, снаряды продолжали лежать под открытым небом на траве, отчего и взорвались.
После первого взрыва тогдашнее Минобороны выдвигало версию поджога. Дескать, начальство складов опасалось грядущей инспекции и решило варварским способом скрыть недостачу. Но после того, как взрывы стали неискоренимой новобогдановской традицией, как-то больше верится в другую версию – о часовом, курившем на посту. Тут кстати вспоминаются и результаты расследования взрывов других складов в Артемовске Донецкой области – непосредственно в черте города. Там командиры банально воровали цветные металлы и не нашли ничего лучшего, чем принести прямо на территорию сварочный аппарат.
Впрочем, после взрывов никто оружие на складах не пересчитывал, и сколько его там не знает. Можно смело предположить, что часть уцелевших установок «Град» попросту стырили. В украинской армии это вообще норма. В Виннице, например, военнослужащий, увольняясь, прихватил ракетно-зенитный комплекс «Стрела» чтобы попугать ворон на огороде. Если бы не местный УБОП, военные так бы и не обнаружили пропажи. В Крыму в прошлом году, правда, заметили исчезновение двух зениток, которые потом нашлись в частном доме. На полуострове ситуацию спасает российский Черноморский флот, который бесплатно охраняет 10 тысяч вагонов украинского оружия.
На Украине сегодня складировано оружия и военного имущество намного больше, чем требуется армии страны. Все 184 хранилища боеприпасов переполнены, а всего после распада СССР осталось 2,44 млн. тонн боеприпасов, которые десятилетиями валялись в траве под открытым небом. Минимум 400 тыс. тонн от общего количества боеприпасов были вывезены в Украину из ГДР и Венгрии в конце 1980-х годов после распада Варшавского договора. Только в Прикарпатском воинском округе в начале 90-х было складировано около 5600 вагонов. Склады создавались наскоро вблизи населенных пунктов, которые впоследствии разрастались за счет дачного строительства. Жилой сектор приблизился к некоторым военным складам на 50-70 метров, хотя допустимая минимальная дистанция – 300-500 метров.
Как раз накануне последних взрывов президент Ющенко (как чувствовал) решил реформировать украинскую армию и внес соответствующий проект закона, в котором количество рабочих мест для обслуживания арсеналов, баз и складов (сегодня это 15 290 должностей) до 2011 планируется сократить на 9 670 должностей.
Комментируя самые первые взрывы, депутат Верховной рады Александр Масенко признался, что всегда был против лишения Украины ядерного статуса, а теперь понимает, почему Америка так за это ратовала: «Было бы у нас ядерное оружие – не было бы Америки».
Запорожье, Елена Маргвелашвили
Запорожье. Другие новости 21.08.06
В Запорожье арестован охотник за интеллигентами. / Два свердловских поезда не могут добраться из Крыма в Екатеринбург из-за ЧС в Запорожской области. / Крымские поезда застряли в пути из-за взрывов на военных складах под Запорожьем. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».