AMP18+

Киев

/

Зачем Путин выходил на связь с Севастополем? (ФОТО)

В ходе вчерашней «прямой линии» президент России Владимир Путин пообщался с единственным регионом, который де-юре является заграницей, – главной базой Черноморского флота Севастополем. «Новый Регион» поинтересовался у украинских политологов, о чем свидетельствует такое внимание Путина к Севастополю.

Как готовились к эфиру и что спрашивали Путина:

Севастополь готовился к эфиру с Путиным заранее и основательно. За пару дней на середину главной бухты города вывели два российских боевых корабля, однако в кадр они почти не попали.

Зато севастопольцы задали президенту России три вопроса о судьбе флота, Крыма и проблеме крымских татар. Все эти темы весьма актуальны для крымчан, однако обычно российское руководство предпочитает отвечать на подобные вопросы уклончиво. Впрочем, казалось, на этот раз Путин уделил севастопольцам максимум внимания.

Историк Аркадий Чикин спросил у Путина: «У нас в Крыму этим летом серьезно обострился национальный вопрос. Проблема крымских татар существует не один год, наши руководители, похоже не готовы ее решать. Может, Россия могла бы помочь в решении этого вопроса?».
Президент России ответил: «Крым это часть украинского государства, мы не можем вмешиваться во внутренние дела другой страны. Нам не безразлично, что там происходит, и мы думаем, что наш вклад может быть внесен только с помощью личного примера решения вопросов подобного рода. Если украинское руководство обратится к нам за помощью, мы готовы будем, не втягивая Россию в решение этих проблем, оказать содействие нашему ближнему соседу».
Второй вопрос задала журналистка Наталья Микиртумова: «Остались ли у России связи с бывшими советскими республиками или они все под американцами? СНГ жив или мертв?».

Путин ответил: «Говорить о том, что у России есть какие-то тенденции о возрождении Советского Союза – беспочвенно. В бывших союзных республиках СНГ воспринимался, как механизм цивилизованного развода и в этих республиках делали все для того, чтобы укрепить свою государственность. Направление сотрудничества со странами СНГ – абсолютный приоритет внешней политики Российской Федерации», – отметил президент.

Третий вопрос задала представитель профсоюза Черноморского флота России Любовь Симонова:

«На Черноморском флоте работает более 26 тыс. граждан Украины. Флот дает городу почти одну треть рабочих мест и социальные гарантии. Мы очень опасаемся, что пришедшие к власти лидеры Украины выведут ЧФ из Севастополя. Нельзя ли продлить Соглашения о пребывании ЧФ?».
Ответ Путина был таков: «Решение подобных вопросов относятся к компетенции украинского государства. Россия не стремится к досрочному выводу своего флота из Крыма, а договор – до 2017 года. Мы готовы будем вести разговор о продлении срока пребывания нашего флота. Я рассчитываю на то, что все вопросы мы сможем решать в ходе конструктивного диалога на правительственном уровне. На министерском уровне такие переговоры ведутся. Украина получает от пребывания Черноморского флота немалые доходы. Сотрудничество носит исключительно позитивный характер и способствует укреплению дружбы и доверия между народами России и Украины», – подчеркнул президент Российской Федерации.
Реакция руководства Украины:

Заявления Путина по Крыму руководство Украины начало комментировать на следующий день. Министр обороны Украины заявил, что переговоры о продлении сроков базирования флота по линии его ведомства не ведутся, а если и ведутся какими-то другими украинскими чиновниками, то – закулисно, то есть, незаконно.

Глава оборонного ведомства также заявил, что межконфессиональные и межнациональные конфликты Украине не угрожают, и военной помощи России для этого не требуется.

Президент Виктор Ющенко также заявил, что украинские вооруженные силы способны самостоятельно обеспечивать стабильность в государстве и суверенитет Украины.

Украинские политологи: Путин общался с Севастополем неспроста:

Между тем, украинские политологи считают, что Путин согласился на прямой эфир с Севастополем неспроста. Более того, некоторые эксперты уверены, что достаточно спорные вопросы севастопольцев к российскому президенту были заранее согласованы.

Вадим Карасев, Директор Института глобальных стратегий:

«Общение Путина с Севастополем свидетельствует о том, что в Крыму достаточно активны пророссийские политические силы. Учитывая, что вопросы фильтруются и иногда готовятся, можно говорить о том, что Кремль увидел в Крыму потенциал для развития русского движения.

Во время прошлой пресс-конференции Путина единственным заграничным регионом, удостоившимся общением с президентом, была Латвия. Тогда там проходили массовые акции за сохранение русского языка в школах. Кремль тогда откликнулся.

Сейчас, с учетом того, что проходило в Крыму летом, осенью, с учетом достаточно сложной этнической композиции, Путин и Кремль выделили такой «крымский эксклюзив» для прямого общения.

Кремль продемонстрировал, что события в Крыму им отслеживаются, будут отслеживаться, и, исходя из динамики этих событий, будет корректироваться российская политика по отношению к Украине с акцентом на этнические, гуманитарные факторы.

Тема пребывания Черноморского флота в Севастополе также была поднята неслучайно. Кремль хочет проверить реакцию украинской власти на предложение о пролонгации ЧФ в Крыму после 2017 года».

Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:

«Я встречался с людьми, которые занимаются организацией таких телеэфиров президента с народом. Они в свое время занимались организацией эфира Путина, а затем Ющенко, уже на Украине. Выбор региона общения, как правило, подбирается по принципу максимально лояльного, симпатизирующего президенту.

Я не думаю, что Путину из Севастополя задавались провокационные или спорные вопросы. Они по форме могут быть провокацией, по сути – способ прогнуться перед первым лицом. Всем известно, что российская сторона хочет пролонгировать договор по флоту в Севастополе. Путин прямо сказать не может, что «мы будем держать флот, сколько нужно». Поэтому ему приятно, что люди из Севастополя просят сохранить флот. Поэтому это – изощренная форма прогиба».

Владимир Фесенко, директор украинского Центра прикладных политических исследований «Пента»:

«Для России Севастополь – это некий исторический военный символ. Поэтому вопрос Севастополя очень болезненно воспринимается в России. Надо поддерживать иногда этот комплекс имперского самолюбия, поэтому тема Севастополя периодически всплывает.

Сейчас для эфира с Севастополем был дополнительный политический мотив – весной 2007 года необходимо решать вопрос о пролонгации Большого Договора между Россией и Украиной. Поэтому тему Севастополя можно использовать как инструмент психологического давления на Украину».

Владимир Корнилов, директор украинского филиала Института стран СНГ:

«Эфир с Севастополем свидетельствует о том, что это – база русского Черноморского флота, и в Севастополе проживает множество граждан России, и в России всегда пытались обращать внимание на чаяния этих граждан. Путин, тем самым продемонстрировал, что он старается не оставлять без внимания людей, которые волею судьбы оказались отделенными от своей исторической Родины.

Вопросы к Путину были стандартные для крымчан и севастопольцев».

Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София»:

«В эфире с Севастополем куда более важна социо-культурная составляющая, нежели военно-политическая.

Путин фактически декларирует: русский мир присутствует, русский мир не сворачивается; те, кто толерантен к России, может рассчитывать на то, что российское государство всегда рядом.

Россия пытается изменить инструментальный набор для геополитической работы с Украиной. До этого использовались цены, торговые войны, прямое политическое вмешательство на президентских выборах, то сейчас Кремль использует более тонкие материи – контакты на уровне гражданского общества, социо-культурные контакты.

Не думаю, что эфир с Севастополем может использоваться для роста рейтинга накануне российских выборов. Как технолог, я скажу: для России, Кремля, сейчас крайне опасно поддерживать очаги внероссийского русского национализма. Ведь носители внероссийского русского национализма будут ориентированы на самые радикальные течения всей России. А сейчас решается вопрос преемственности власти, и Путину играть с этими тенденциями очень опасно: можно поскользнуться в последний момент».

В ходе вчерашней «прямой линии» президент России Владимир Путин пообщался с единственным регионом, который де-юре является заграницей, – главной базой Черноморского флота Севастополем

Украинские политологи считают, что Путин согласился на прямой эфир с Севастополем неспроста. Более того, некоторые эксперты уверены, что достаточно спорные вопросы севастопольцев к российскому президенту были заранее согласованы

Киев, Михаил Рябов, Наталья Леонова

© 2006, «Новый Регион – Киев»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Экспертиза, Крым, Москва, Центр России, Конфликт на Украине, Политика, Россия,