День защиты прав человека: нарушаются ли права русских на Украине?
10 декабря – Международный день защиты прав человека. В канун этой даты «Новый Регион» поинтересовался, соблюдаются ли права русских и русскоязычных граждан на Украине?
Анна Герман, Партия Регионов, депутат Верховной Рады:
«Мне кажется, что на сегодняшний день каких-то кричащих нарушений прав русскоговорящих нет. Я бы сказала, что на Украине бывают случаи, которые можно квалифицировать как бытовой антисемитизм.
Например, в центре Киева еще можно купить антисемитскую литературу, и это, я считаю вопрос, над которым правозащитники должны очень серьезно задуматься. В последнее время были случаи избиения людей других рас, это очень небезопасные случаи. Если бы такие случаи переросли, не дай Бог, в тенденцию, то это было бы действительно небезопасно.
Но мне кажется, что сегодня каких-либо кричащих фактов нарушений прав русскоговорящих людей нет. Хотя бывают заявления депутатов с парламентской трибуны от «Нашей Украины», этим, например, грешит депутат Кензер, о том, что русскоговорящие депутаты не могут выступать на русском языке. Это тоже тревожные сигналы, поскольку мы живем в демократической стране, это фактически двуязычное государство.
Хотя Конституция гарантирует государственный статус украинского языка, но реально мы знаем, что граждане пользуются русским, равно как и украинским. Подобные заявления с трибуны парламента настораживают. Если бы я говорила по-русски, я бы восприняла их как дискриминацию.
Но на более высоком уровне от первых лиц государства никаких заявлений, которые бы настораживали, я не слышала. По крайней мере, я не помню такого».
Наталия Витренко, Прогрессивная социалистическая партия, Киев:
«На Украине грубейшим образом нарушается Большой договор о дружбе с Россией. В этом договоре есть специальная статья, в которой говорится, что стороны обязуются не проводить насильственную ассимиляцию – ни в языковой, ни в религиозной сфере и т.п.
Однако мы наблюдаем, что происходит грубейшее нарушение договора. Русскокультурное население не может учить своих детей на русском языке ни в дошкольных заведениях, ни в школах, ни в вузах. Идет их сокращение с каждым годом.
Идет вытеснение русского языка из документооборота. У меня просто море жалоб от людей, которые не понимают, о чем идет речь, когда их вызывают в суд и требуют вести на украинском языке процесс.
Растаптываются русские средства массовой информации.
Украину калечат, из Украины вытравливают родной русский язык, возникший в Киеве, создававшийся в Киевской Руси. Ни в одной другой стране нет примера такого издевательства над правами человека в области языка».
Виталий Корж, Блок Юлии Тимошенко, депутат Верховной Рады:
«Прав человека на Украине больше, чем у наших соседей в северо-восточном направлении. Что касается русскоговорящего населения, то это в целом надуманная проблема. У меня очень много друзей, которые говорят исключительно по-русски, но у нас нет противоречий, нет проблем, а есть глубокое взаимопонимание. Но мне приятно, когда мои русскоговорящие друзья переходят на украинский язык, изучают его.
Иногда это трудно, мне кажется, но через некоторое время они неплохо говорят по-украински. Мне это приятно. Я считаю и вижу по их поведению, что им тоже приятно на Украине говорить по-украински.
Мы ведем дела с русскоговорящими бизнесменами и с российскими компаниями, и этот бизнес очень успешный. Я, как народный депутат, работаю в комитете по международным делам. Я только за то, чтобы хорошие добрые отношения с нашими соседями развивались.
А то, что некоторые политики обостряют эти вопросы, то эти политики не имеют перспективы».
Юрий Сизенко, глава киевского городского комитета Коммунистической партии:
«Русскоязычное население ущемляется. Попытка сделать школы только украинскими не принесет пользу, ни русскому населению, ни тем украинцам, которые проживают на юге и востоке Украины.
Ситуацию можно было бы исправить, беря на вооружение опыт Швеции, где финское население составляет всего 10%, но, тем не менее, финский язык является вторым государственным. О введении второго государственного языка, судя по тому, как развиваются события в конфронтации между Секретариатом президента и Верховной Радой в лице коалиции, пока говорить рано.
Необходимость в принятии закона о втором государственном языке есть, но необходимых голосов пока нет. Надо ждать изменения ситуации, если Антикризисная коалиция добьется определенных экономических успехов, то нам проще будет находить сторонников в так называемой оппозиции».
Святослав Компаниец, правозащитная организация «Вера», Крым:
«Официальный Киев заявляет об отсутствии ксенофобии в Украине по принципу: «чем наглее ложь, тем это больше похоже на правду».
Русские в Крыму сталкиваются с украинизацией, уже не только школ и насильственной ассимиляцией молодежи, но и средств массовой информации, которые заставляют переходить на украинский язык.
Несмотря на приход к власти Партии Регионов, в Крыму растет число самозахватов земли. Причем, если самозахват совершает славянское население, то оно очень быстро несет наказание. Если же самозахват совершен элементами крымско-татарского народа, наказания они не несут.
Нарушается наше право выбора. Так произошло в 2004 году, когда на президентских выборах не были учтены результаты второго законного тура. Так произошло и в 2006 году, когда пропорциональная система выборов заблокировала создание в Крыму русской партии, которая могла бы участвовать в процессе по всей Украине.
Все это соответствует определению этноцида русского народа в Крыму. В ответ мы намерены проводить регулярные акции в защиту своих гражданских прав».
Геннадий Удовенко, блок «Наша Украина», депутат Верховной Рады:
«Если говорить о русском языке, то никакого ущемления в этом плане нет, и вообще, эти вопросы о русском языке – это все-таки больше предмет политических дискуссий, чтобы завоевать пиар. А в Донецке, Луганске, Днепропетровские как разговаривали на русском языке, так на нем разговаривают и сейчас.
Поэтому, я могу абсолютно честно сказать, что никакого притеснения русскоговорящего населения на Украине нет. Может, разве что на бытовом уровне, а на государственном уровне этого нет, могу с уверенностью это заявить. Дискутируются вопросы – на каком языке должны разговаривать меньшинства. Но эта политика, на мой взгляд, должна развиваться эволюционно.
Гораздо большая проблема – это нарушения прав человека в судебной системе Украины. ведь известно, что Украина занимает восьмое место в мире по количеству осужденных на 1000 человек. За колосок судят. Это гораздо более серьезная проблема».
Александр Цуркан, общественная организация «Донецкая республика», Донецк:
«Я думаю, что ситуацию можно назвать геноцидом русского народа. Это – целенаправленная политика украинского государства. На теме борьбы с Московией украинские националисты строят свою политику, на разрушении единого русского пространства. Уничтожается русская культура и русский язык. Осуществляется курс Збигнева Бжезинского по расколу славянского мира. У нас отбирают нашу родную землю, на которой мы уже иностранцы.
По случаю дня защиты прав человека 11 декабря мы проведен акцию в Донецке. Она начнется на площади Ленина в 11:00».
Александр Катачин, пресс-секретарь Русского культурного центра, Львов:
«Отношение к русским на Украине, мягко говоря, напряженное.
Достаточно вспомнить, что только за текущий год было 6 нападений на Русский культурный центр во Львове. Как только в российско-украинских отношениях стороны обмениваются резкими заявлениями, это отображается на нас: по центру кидают камнями или обливают его краской.
Мы сегодня также проводили семинар с учителями школ с русскими классами, таких школ осталось всего пять, и число классов продолжает неуклонно сокращаться».
Фотография на логотипе Сергея Светлицкого
Киев, Михаил Рябов, Сергей Уланов, Маргарита Ильина, Дмитрий Мамонтов
© 2006, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».