AMP18+

Москва

/

Дмитрий Панов: «То, что делается сейчас в России в сфере финансовых технологий, на несколько лет впереди западных рынков»

image

Как пройти путь от дальневосточного медиаменеджера до венчурного инвестора. Как в условиях пандемии COVID-19 создать успешные проекты федерального масштаба, получив международное признание. Как меняются привычки потребителей цифровых услуг и с чем российский финтех может выйти на глобальные мировые рынки, рассказал управляющий партнер компании Wallet One, российский предприниматель Дмитрий Панов.

«Новый День»: Дмитрий, в вашей профессиональной карьере есть радикальный разворот. С 1998 года вы занимались медиабизнесом на Дальнем Востоке России, а пять лет назад сменили фокус на технологические федеральные проекты в сфере EdTech, FinTech и электронной торговли. Расскажите, как так получилось?

Дмитрий Панов: Еще в ранние бизнес-годы я прочитал книгу, автор которой утверждал, что для успешной карьеры предпринимателю раз в 10 лет нужно радикально менять вид профессиональной деятельности. Это необходимо для полной перезагрузки, запуска процесса получения новых знаний, навыков, и в результате – обогащения профессиональной экспертизы. Эта мысль запала мне в голову. Однако, сложно представить и спланировать, куда должна повернуться твоя профессиональная карьера, особенно, если все и так идет по накатанной, а ты гуру в своем деле. И здесь предпринимателю нужно всегда держать нос по ветру и внимательно смотреть на все факторы: от тенденций рынка до знаков судьбы и подсказок интуиции.

Один пример. С 1998 по 2004 годы у меня был издательский бизнес по выпуску газет и журналов в одном из регионов России. Из года в год тиражи наших печатных изданий сокращались, снижалось количество подписчиков и продажи в газетных киосках. В какой-то момент стало очевидно, что приходит эра электронных и цифровых медиа, хотя многие не хотели или не могли найти в себе смелость в это поверить. И в один из дней мы приняли радикальное решение, закрыли все наши печатные издания и сконцентрировались на выпуске электронных медиа: радиостанций и телеканалов.

А теперь перенесемся в 2015 год. Бум технологических компаний. Это самый растущий сегмент бизнеса. И мой внутренний гуманитарий сдаётся внутреннему математику. Я понял, что будущее за венчурным ИТ-бизнесом и с головой погрузился в новую тему.

«Новый День»: Интересный подход. Какие были ваши первые проекты?

Дмитрий Панов: В начале было несколько неудачных проектов в электронной коммерции, попытка создать тревел-сервис бронирования командировок. В 2016 году один из моих друзей, рассказал мне про образовательный проект Знайка.ру. Это платформа онлайн уроков для школьников, учителей и родителей. Основатель проекта хотел вывести региональный образовательный портал на федеральный уровень. Меня заинтересовал EdTech и идея проекта, и я согласился возглавить проект и собрать новую команду.

Мы проделали большую работу по перестройке процессов. Запустили YouTube-канал «Знайка-ТВ», создали платформу репетиторов, подключили чат-ботов. На тот момент времени было много новшеств. А в 2019 году Знайка.ру одним из первых подключился к эксперименту ФНС для самозанятых граждан. Мы реализовали прием оплаты за услуги репетиторов на платформе с автоматической фискализацией доходов и уплате налога на профессиональный доход.

«Новый День»: Спрос на онлайн-образование в условиях пандемии резко вырос. Как новая реальность отразилась на работе вашего образовательного портала?

Дмитрий Панов: Во время пандемии Знайка сильно выручает российских школьников и преподавателей, особенно в регионах России. Нас даже наградили дипломом Министерства просвещения РФ «Медиаресурс, который выбирают сами школьники».

Если помните, в начале ковида был жёсткий локдаун. Школы закрывались и переходили на удалёнку. Мы тогда откликнулись на призыв Минцифры (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации), и предоставили бесплатный доступ ко всем нашим урокам.

Для нас Знайка стал социальным проектом. Мы должны были дать бесперебойный доступ к качественному учебному контенту для школ и учителей. В топовые месяцы число пользователей превышало миллион. Нам приходилось увеличивать серверные мощности, чтобы выдерживать нагрузку. Ни одного серьезного сбоя не было, справились.

Наш сервис вошёл в список социально значимых интернет-ресурсов с бесплатным доступом, утверждаемый Правительством России. Портал включили в государственные сервисы «ВСЁ.ОНЛАЙН», «ДОСТУП ВСЕМ». И что еще важно: сайтом «Знайка.ру» пользуются русскоговорящие пользователи более чем в 20 странах мира, как ближнего, так и дальнего зарубежья.

«Новый День»: Одним из самых громких социальных проектов во время пандемии стал сбор средств в поддержку врачей, пострадавших от коронавируса «Истории Зинаиды Корневой», когда 97-летняя бабушка-ветеран из Санкт-Петербурга, вдохновившись примером британца Тома Мура, собрала больше 4,5 млн рублей российским медработникам. Об этом рассказывали многие СМИ в России и за рубежом. Какова ваша роль в этом проекте?

Дмитрий Панов: Зинаида Антоновна Корнева – прапрабабушка моих детей по линии жены. Дочь и внучка бабушки Зины – петербургские врачи, именно поэтому она так сильно переживала за врачей во время пандемии (прим. ред.: Зинаида Корнева умерла 13 октября 2021 года на 99 году жизни).

Идея сбора средств родилась на семейном совете. Мне удалось создать команду единомышленников и на базе компании WalletOne осуществить этот уникальный волонтерский проект. Он был очень личным как для меня, так и для всей команды проекта, в которую вошло более 30-ти человек.

«Новый День»: Расскажите про непубличную, «подводную» часть этого необычного проекта: какие инструменты были в нем использованы, какие технологии внедрены?

Дмитрий Панов: Незадолго до пандемии мы запустили краудфандинговую платформу для сбора помощи ветеранам «От сердца к сердцу» на сайте Совета ветеранов. Для того, чтобы сбор средств был более прозрачным, было применено прогрессивное на тот момент решение – система построена на так называемых p2p платежах (прим.ред. p2p – person to person – платеж от одного физического лица другому физическому лицу). В чем суть? В обычной практике благотворительные сборы проходят на базе какого-то благотворительного фонда. Все деньги поступают на счета этих фондов. И, к разочарованию, жертвователей, не в полном объеме доходят до получателей. Часть средств фонды оставляют себе на административные издержки, которые иногда доходят до 15-20%. В нашем случае использование технологии p2p платежей позволяло работать без посредников и существенно сократить издержки на операции. Практически вся сумма поступала получателю. Издержки составляли лишь порядка 2% за банковские услуги. А в случае с акцией Зинаиды Корневой все 100% отправленных средств дошли до семей врачей. Расходы на банковские комиссии взяла на себя РНКО «Единая касса», за что им большое спасибо. В результате адресная помощь поступила 152 семьям врачей и медработников, погибших в результате коронавируса, от Камчатки до Санкт-Петербурга и Дагестана.

«Новый День»: В какой момент вы оказались в финтехе и чем занимаетесь?

Дмитрий Панов: В 2017 году один из основателей международного платежного сервиса WalletOne Денис Сережкин предложил мне войти в команду. Мы общались до этого уже много лет, у нас были совместные проекты в Казахстане и России. Предложение меня заинтересовало, тем более мы схожи по духу, любим новые вызовы. Так я стал управляющим партнером WalletOne. Это известный игрок рынка финансовых услуг на постсоветском пространстве. Компания создает и развивает передовые отраслевые платежные решения в рамках цифровой трансформации экономики РФ, а продукты WalletOne масштабированы в 13 странах (для справки: WalletOne – международный платежный сервис, один из лидеров финтех-рынка СНГ. По данным отчетности на сайте ЦБ РФ, клиентами являются более 14 млн. россиян. По данным Market Adjustment Research Center (MARC) к Wallet One в разные годы были подключены от 2,2 до 3,6 % сайтов Рунета, принимающих онлайн-оплату).

У нас компания горизонтальных связей, или то, что сейчас называют «бирюзовой» организацией. Поэтому у руководителей нет кабинетов с приемной, а в работе и бизнесе используется проектный подход. Формируются команды под проекты, и все бегут к одной цели. Каждый лидирует те направления, который сам и создает. Мой фокус – сегменты образования, самозанятости, платежные решения для автомобильного бизнеса, краудфандинговая платформа ветеранской организации veteranorg.ru. В последний год я большего всего сфокусирован на международном развитии наших продуктов. Мы с большой перспективной и здоровыми амбициями смотрим на рынок глобального мирового финтеха и собираемся выйти на него со своими проектами. Ни для кого не секрет, что советская математическая школа дала большой задел «русскому» коду для лидерства на глобальной арене. То, что делается сейчас в России в сфере финансовых технологий на несколько лет впереди западных рынков. Пример – приложение для самозанятых от ФНС. Это просто революционное решение, которому может позавидовать налоговая служба любой страны мира.

И таких решений много. Для жителей городов России давно стало нормой через мобильные приложения и интернет-платформы оплачивать коммуналку и налоги, переводить деньги за услуги, покупать товары, заказывать продукты на дом и тд, и тп. За границей во многих странах таких удобных и быстрых сервисов нет и близко.

«Новый День»: В этой связи с чем вы идете на глобальные рынки? Какие тенденции видите?

Дмитрий Панов: Рынок финансовых технологий стремительно развивается, и пандемия только придала ускорение этим процессам. Сейчас на пике тренда – это BAAS (bank-as-a-service, банк как услуга) и так называемые embedded finance (встроенные финансы, инструменты позволяющие быстро проводить любые оплаты без использования привычных приложений).

В чем причины запроса на новые услуги? С одной стороны, пользовательское восприятие и поведение людей меняется, в том числе под влиянием пандемии, с другой – бизнес ищет новые пути расширения услуг.

Вспомним эволюцию оплаты в интернет-магазине. Сначала была «оплата наличными курьеру», потом добавилось «внести наличные через платёжный терминал», потом пришли карты и кошельки. А теперь пользователь стал искушенным, поэтому нужны более продвинутые предложения. Сейчас клиент хочет и оплату в рассрочку, и покупку в кредит, и ко-брендинговую цифровую карту, а еще и магазину надо его удержать, предложить ему программу лояльности, начислить кэшбек. Вот и получается, что «под капотом» интернет-магазина должен быть многофункциональный платёжный процессинг. Это и есть наш core-продукт, который обеспечивает встроенные финансовые сервисы на сайте любого интернет-магазина, маркетплейса или шеринг-платформы и так далее. Когда наш технологический финансовый сервис работает с банковской организаций, это уже получается BAAS, банк как услуга.

Пример на пальцах. У меня есть любимая сеть кофеен, на моем телефоне стоит приложение этой сети, в нем я вижу ближайшую локацию, ассортимент напитков, читаю про то, где выращены были зерна и так далее. Тут же в приложении у меня есть личный кабинет с моими предпочтениями и финансовым кошельком. Я подъезжаю на автомобиле к кофейне. Захожу, беру кофе оплачиваю кошельком, встроенным в кофейное приложение. И тут внимание, магия! Приложение, определив вашу гео-позицию, понимает, что вы припарковали автомобиль на платной парковке возле кофейни, предлагает оплатить вам парковку бонусными баллами, которые вы накопили за регулярные покупки кофе. Удобно и приятно. Со стороны бизнеса тоже все продумано, маркетолог кофейни, например, может провести рекламную кампанию «счастливые часы: утреннее кофе и парковка бесплатно». А что делает при этом наш многофункциональный платежный процессинг? Держит связь между приложением и банком, где хранятся денежные средства клиентов, обеспечивает работу платёжных шлюзов, считает деньги, баллы, бонусы, а еще связывается с сервисом парковки, передает номер автомобиля и оплату за парковку. И все это в считанные секунды.

«Новый День»: Используется ли в ваших передовых платежных решениях крипта?

Дмитрий Панов: Хороший вопрос. Мы внимательно следим за развитием блокчейн-технологий и криптовалют. Но тут есть важный момент – правовое поле. Эти технологии и активы еще не легализованы, как платежные средства, поэтому пока мы не можем внедрять их в наши продукты. Когда криптовалюты будут легализованы, мы сможем достаточно быстро предложить новые решения нашим клиентам.

«Новый День»: С чем вы собираетесь выходить на глобальные рынки? Что интересует западных клиентов в первую очередь?

Дмитрий Панов: Выходить на глобальные рынки нужно без оглядки на российский рынок и нашу действительность. По статистике Кремниевой долины, весомая часть IT-стартапов появляется из таких небольших государств, как, например, Израиль или Белоруссия. Почему это происходит? Когда IT-предприниматели разрабатывают какой-либо проект, они не смотрят на свой маленький локальный рынок и то, как действуют пользователи IT-сервисов в этой стране. Они сразу оценивают глобальный рынок и это определяет успех проектов. В чем проблема большинства российских IT-предпринимателей? Они разрабатывают продукт под российский рынок, а он очень специфичен, как любой локальный рынок – определяется языковыми, культурными, поведенческими традициями этой страны. Проект, разработанный под российский рынок, даже очень успешный, никогда не сможет взлететь на международных рынках. Это основная ловушка, в которую попадают наши предприниматели. Модель поведения потребителя на западных рынках абсолютно другая. Поэтому очень важно при выходе на мировые рынки отбросить весь опыт российского рынка и начинать с чистого листа, предлагать новый продукт с учетом моделей поведения потребителей. При этом конечно же использовать всю полученную за время работы экспертизу и знания.

«Новый День»: Как вы оцениваете шансы российских IT-предпринимателей на Западе, насколько сложно им пробиться?

Дмитрий Панов: Сильная сторона российского IT-предпринимательства – физико-математическая школа, которая была еще в советское время. Наши действительно хорошие конкурентные преимущества – это человеческий капитал и так называемый «русский код», высокий уровень подготовки, глубокие знания физики и математики, полученные на уровне средней и высшей школы. Российские IT-предприниматели высоко ценятся в Кремниевой долине в США и в других странах. В любых проектах главное – люди. С опорой на человеческий капитал, на российскую команду, на русскую школу программирования и математики можно покорить весь мир. И удача будет.

Справка РИА «Новый День»: Дмитрий Панов – российский венчурный предприниматель. Родился в Украине в 1978 г. Начинал предпринимательскую карьеру на Камчатке. Автор и вдохновитель ряда громких социально значимых проектов и гражданских инициатив.

Один из основателей проекта «Рурализация», направленного на цифровизацию и устойчивое развитие сельских территорий страны. В 2020 г. проект вошел ТОП-100 самых перспективных кейсов «Агентства стратегических инициатив» при правительстве РФ.

В мае-июне 2020 г. в разгар пандемии коронавируса организовал благотворительный проект «Инициатива ветерана Зинаиды Корневой» – сбор средств в помощь российским врачам, пострадавшим от COVID-19. Акция вызвала большой общественный резонанс, о ней рассказывали ведущие российские и зарубежные СМИ. ООН признала британца Тома Мура и россиянку Зинаиду Корневу символом объединения людей всего мира перед угрозой пандемии коронавируса.

Проект награжден специальными призами национальной премии в области общественных связей «Серебряный лучник», ХХI фестиваля рекламы и маркетинговых коммуникаций «Silver Mercury» и другими престижными наградами.

Лауреат премии «Медиа-менеджер России 2020», эксперт года по версии Х национальной премии «Эксперт года» в номинации «Общественные инициативы. КСО и международная деятельность».

Москва, Светлана Антонова

© 2021, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Интервью, Центр России, Интервью, Общество, Россия, Технологии, Финансы, Экономика,