МЭРТ опять хочет улучшить имидж России, но у него снова ничего не выйдет. Мнение экспертов
Министерство Экономического Развития и Торговли (МЭРТ) предпринимает очередную попытку осуществить старую мечту прежнего главы министерства Германа Грефа – существенно улучшить имидж России в глазах потенциальных инвесторов, что в свою очередь способствовало бы увеличению инвестиций в российскую экономику.
Чиновники МЭРТ полагают, что за последние годы инвестиционный климат в стране значительно улучшился, однако не самый привлекательный имидж России в глазах западных деловых кругов является сдерживающим фактором для прихода на наш рынок новых инвесторов.
Сегодня в ходе работы круглого стола, в котором приняли участие чиновники министерств экономического блока правительства, представители бизнес сообщества и независимые эксперты в области экономики, МЭРТ представила собственную концепцию, содержащую анализ ситуации и меры, реализация которых, по мнению Минэкономразвития позволит существенно улучшить имидж России. В основу концепции легли цифры, полученные в результате исследования, проведенного американскими социологами, которые опросили руководителей крупных западных кампаний – тех, кто уже инвестирует в российскую экономику, и тех, кто по каким-то причинам этого не делает.
На основании полученных данных, Минэкономразвития делает вывод, что существует существенный разрыв между реальным инвестиционным климатом в России и имиджем страны. Это выражается главным образом в том, что те иностранные предприниматели, кто уже реально работает в России, значительно позитивнее оценивают российские экономические реалии нежели те, кто предпочитает не иметь дел с Россией. Исследование показывает, что основными сдерживающими факторами для прихода иностранных инвесторов на российский рынок являются опасения относительно чрезмерной коррумпированности российской власти, бюрократических препонов на пути развития бизнеса.
«В свое время бывший глава министерства Герман Греф отмечал, что работающих в России инвесторов многое здесь устраивает, однако те, кто не работает в России, при оценке привлекательности нашей страны в большей степени ориентируются на публикации в западных СМИ, многие из которых носят негативный характер, и по этой причине опасаются работать на нашем рынке, – отметил чиновник Минэкономразвития Михаил Ан. – Поэтому мы разработали концепцию по улучшению имиджа России, которая сейчас находится в правительстве России. В ней мы учли ряд замечаний и предложений, полученных в ходе подготовки документа в других министерствах и ведомствах. До конца года в правительстве должны рассмотреть предложенную нами концепцию и принять конкретные решения по ее реализации».
По словам представителя МЭРТ, подготовленный документ предусматривает ряд конкретных мер для улучшения образа России в глазах потенциальных инвесторов. Среди них – проведение международных экономических форумов в России с привлечением потенциальных инвесторов.
«Традиционный Санкт-Петербургский экономический форум уже зарекомендовал себя эффективной площадкой для работы с инвесторами, – отметил Михаил Ан. – Практика показывает, что многие потенциальные инвесторы меняют свое отношение к России, только после того, как приезжают сюда лично, и могут своими глазами увидеть реальное положение дел». Еще одним направлением по улучшению образа страны должно стать создание централизованного PR-агентства, чья основная задача будет состоять в улучшении инвестиционной репутации России, а также организации единого информационного ресурса, при помощи которого все потенциальные инвесторы смогут получить доступ к объективной информации о положении на российском рынке. Кроме этого запланировано создание и размещение рекламных роликов, распространение рекламной информации о России через западные СМИ, а также через посольства, полпредства, информационные агентства и прочие структуры, имеющие выход на западный медиа-рынок». По словам представителя МЭРТ, пока еще рано говорить о конкретной смете расходов, которые потребуются на проведение этой кампании, но сумма, по его мнению должна быть достаточной, чтобы быть эффективной и не раствориться в западной контрпропаганде.
Участники круглого стола в целом выразили согласие в том, что меры по улучшению имиджа страны необходимо принимать, но вместе с тем не без скепсиса прокомментировали концепцию, представленную МЭРТ.
Представитель Российского Союза Промышленников и Предпринимателей Милена Габдраулитова выразила мнение, что и в этот раз стремление МЭРТ сделать что-то конкретное для улучшения имиджа страны закончится, как и в прошлые разы, безрезультатно.
«МЭРТ в свое время, при Грефе, уже создавало концепцию улучшения имиджа России, правительство рассматривало ее, давало соответствующие поручения, но реально не было сделано ничего, – отметила представитель РСПП. – Ни в том документе, ни в нынешнем не была сформулирована система управления этим процессом, что делало его неэффективным. В документе, подготовленном МЭРТ нет механизмов и рычагов, в результате чего отсутствует конкретный результат. Например, на Западе идет всплеск негативной информации о России на основе какого-то конкретного факта, а мы в ответ занимаемся самовосхвалением и рекламой, не анализируя причин появления этого всплеска негатива, не вырабатывая конкретный ответ на него. Или другой пример: влиятельная газета, например Financial Times публикует материал с негативной оценкой какого-то экономического явления в России. Потенциальный инвестор принимает эту информацию к сведению и делает соответствующие выводы. В ответ наше министерство, чей участок работы попал под критику, на собственном Интернет-сайте публикует опровергающую информацию, и почему-то надеется, что она дойдет до потенциального инвестора. Но на практике это не так».
Генеральный директор консалтинговой группы «Имидж-Контакт» Виктор Гафт также сомневается в том, что выработанная МЭРТ концепция, эффективна. По мнению Гафта, исследование, которое легло в основу документа, не является в достаточной мере презентативным. «Если посмотреть на бизнесменов, принявших участие в представленном опросе, обращает на себя внимание, что уровень инвестиций в экономику России тех, кто уже вышел на наш рынок составляет от 0,1 до 1 процента от оборота их компаний. Это не тот уровень экономических рисков, который позволяет говорить о серьезном восприятии ими инвестирования в нашу экономику», – заявил Гафт. По его словам, концепция МЭРТ весьма сырая, полна пропагандистских штампов и попыток выдать гипотезы за выводы.
Кроме этого критические замечание по поводу представленного документа выразили представители Министерства финансов и Минпромэнерго.
Москва, Денис Фрунзе
© 2007, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».