AMP18+

Москва

/

Москва на два дня стала английским городом (ФОТО)

Серое дождливое московское утро четверга. Все как обычно. В метро – традиционный час пик. Клерки с невыспавшимися лицами, вечно куда-то по утрам спешащие старушки, студенты, зубрящие конспекты перед экзаменами. На выходе из подземки помятого вида милиционер деловито проверяет документы у двух мужичков гастарбайтерской внешности. В общем, Москва, как Москва. И практически ничто не напоминает о том ощущении праздника, царившем на этих старых улицах позавчера, и, в особенности, вчера.

Праздничное волшебство закончилось. Карета превратилась в тыкву, кучера – в мышей, а непривычно праздничные белые рубашки столичных милиционеров вновь вернули себе свой привычный будничный оттенок. А ведь еще вчера… Как там поется, в этой почти русской народной песне – «Естудэй, ол май траблс симс соу фарувэй!»…

Прибытие болельщицких орд с Туманного Альбиона в Москве ожидали не без тревоги. Эти парни сумели завоевать уж слишком нехорошую репутацию за многолетнюю историю своих футбольных выездов. Многие европейские города, куда приезжали британцы, после их отъезда напоминали пепелища, оставленные Батыем.

За неделю до игры в Лужниках, полторы сотни тысяч шотландцев «на славу» покуражились в Манчестере, принимавшем финал кубка УЕФА. Российские СМИ охотно публиковали снимки разгромленного города – горы мусора, разбитые витрины, перевернутые машины, неизбежно задаваясь вопросом – неужели то же самое ждет и Москву? Сообщения о том, что британская полиция отобрала паспорта у двух сотен самых отъявленных хулиганов, лишив таким образом их возможности приехать в Россию, тоже не добавляли оптимизма. Что такое нейтрализованная пара сотен, когда здесь их ожидается 50 тысяч и большинство из них вряд ли можно отнести к категории «джентльменов».

В общем, все это напоминало завязку фильма Тима Бартона «Марс атакует», когда в ожидании прибытия марсиан, руководство США тоже не могло для себя решить, что с ними делать: то ли готовить хлеб-соль, то ли долбануть ядерными ракетами с самого начала от греха подальше.

Наши все-таки выбрали «хлеб-соль», предварительно все же подстраховавшись и намекнув пришельцам, что «в случае чего» им мало не покажется. Готовящихся к поездке в далекую Россию британцев сумели закошмарить по полной программе. В памятках, выдаваемых отъезжающим, содержался целый список того, чего в России делать не стоит. При этом пояснялось, что русская милиция не имеет привычки лебезить перед нарушителями, закрывать глаза на «невинные шалости» и ограничиваться выписыванием штрафов. «Вас могут арестовать и отвезти в русскую тюрьму», – предупреждали болельщиков. Стоит ли объяснять, что словосочетание «русская тюрьма» для британца, насмотревшегося у себя на родине новостей о «зверствах тоталитарного режима» – это, по меньшей мере, пыточная камера, где орудуют отборные садисты-беспредельщики. Как показала практика, принятые меры оправдались по полной программе – многотысячные толпы гостей столицы вели себя как выпускники воскресной школы. Сильно пьющие, но при этом воспитанные такие выпускники.

Первые чартеры с болельщиками из Англии стали прибывать в Москву еще за два дня до игры. «Первую партию» составила в основном респектабельная взрослая публика, у которой хватило денег забронировать недешевые московские гостиницы на несколько ночей. «Я за две ночи здесь в отеле заплатил больше, чем за весь отпуск в Испании, – признался мне позже один из англичан. – Московские цены – это какой-то абсурд». Болельщики «попроще» начали прибывать в российскую столицу во вторник.

Вторник, конец рабочего дня, Замоскворечье, пара километров до Кремля. Никаких признаков пребывания пришельцев. Иду по улице. И тут, со стороны одного из переулков раздается многоголосый рев: «Glory, glory Man United!». Ага, а вот и они. Разумеется, пьют. Пьют и поют. А уж петь-то они мастера. Те, кто задавался вопросом о причине всемирной популярности британской поп-музыки, нашли бы ответ, прогулявшись в эти дни по московским улицам. Это, видимо, их национальная особенность. Луженые глотки, ни одной фальшивой ноты, слаженность хорового исполнения – хоть завтра всех скопом на «Евровидение» отправляй.

Вглядываясь, сквозь стекла витрин многочисленных баров, обнаруживаю, что болельщики составляют в них не меньше половины посетителей. Чем ближе к Кремлю, тем чаще они попадаются навстречу. Как и положено туристам, прогуливаются с камерами, снимая все подряд. Как и было рекомендовано в вышеупомянутой памятке, болельщики одеты «по гражданке» – без клубных футболок, флагов и шарфов. «Я читал, что московская милиция может арестовать людей с флагами, как участников несанкционированного митинга», – рассказывает мне болельщик «Челси» Крис, с которым я познакомился на Красной площади. Однако, несмотря на отсутствие атрибутики, идентифицировать клубную принадлежность приехавших англичан не сложно. Певучий, практически без согласных звуков, полурифмованный говорок лондонских кокни, заметно контрастирует с жестким и резковатым диалектом северян из Манчестера. Так что мне не составляет труда завязывать знакомства с пришельцами, начиная со здравиц в адрес именно их команды, не боясь ошибиться.

Болтаю с Крисом, по ходу развенчивая страшилки и стереотипы, в огромном количестве обнаруженные в его голове. Например, Крис, заядлый курильщик, очень боялся достать сигарету на Красной площади. «Нам сказали, что здесь курить запрещено», – объяснил мне он. «Но посмотри, вокруг многие курят, и ничего», – сказал я в ответ. – «Я вижу, – согласился он. – Но в основном курят русские. Может быть, этот запрет только для иностранцев?».

На самой Красной площади московские власти устроили супергламурный цирк-шапито. Прямо напротив Мавзолея постелили искусственное футбольное поле, возвели трибуну, поставили палатки с футбольными сувенирами и выставили на всеобщее обозрение главный трофей – Кубок Чемпионов, к которому выстроилась гигантская очередь желающих сфотографироваться рядом с ним. Народ в очереди глазел на Кубок с явным благоговением, как если бы это была Чаша Святого Грааля. Даже уверен, что Чаша не вызвала бы такого интереса.

Обращаю внимание, что желание познакомиться с англичанами появилось не только у меня. По Красной и Манежной площадям рыщут целые толпы блондинистых барышень, начиная от завсегдатаев Манежки – старшеклассниц и юных студенток, заканчивая длинноногими дивами из числа дам полусвета. Англичанам это явно нравится. Без всякого стеснения они пялятся вслед девушкам, цокают языками так громко, что никаким азербайджанцам с рынка и не снилось и издают восторженные нечленораздельные вопли. Тут же завязываются знакомства, причем отсутствие знания английского у большинства москвичек, британцев ничуть не смущает.

У входа на Манежку тусуются привычные двойники советских лидеров – Ленина, Сталина и Брежнева. Дела, судя по всему, у них идут весьма средне. Перспектива сфотографироваться с кем-то из них у англичан особого ажиотажа не вызывает. Думаю, просто немногие из них знают, кто это такие. Зато у продавцов традиционной туристической сувенирки – праздник души и кошелька. Британцы гребут все подряд, особо налегая на шапки-ушанки. Надо отдать должное нашим предпринимателям – специально к финалу они выпустили огромные партии ушанок с логотипами соперничающих британских команд вместо обычной советской кокарды.

В среду, в день игры, центр Москвы начинает напоминать английский город. Британцы повсюду. На Тверской – процентов 80 прохожих – подданные Ее Величества британской королевы. За сутки пришельцы явно освоились и осмелели. Оценив лояльность российской милиции, они уже не стесняются петь песни на улице и размахивать знаменами.

Во все еще не снесенные ларьки в центре – громадные очереди из англичан. Пиво берут ящиками и пьют его прямо на обочине дороги. Около подземного перехода в самом начале Арбата – в традиционном месте тусовок московских бродяг – тоже англичане. Причем издали и не различишь, кто в этой толпе наши отечественные бомжи, а кто – иностранцы. Бомжи, кстати, тоже пытаются воспользоваться ситуацией. «Мистер, тен рублс, плиз», – обращается к группе англичан непрезентабельного вида мужичок с синяком вместо лица. Те смеются, но денег не дают. Один из них разражается в адрес мужичка какой-то не слишком печатной тирадой на английском, изобилующей понятным во всем мире словом «фак». «Ты по английски говоришь? – обращается ко мне «человек-синяк». – Скажим им, чтоб не вы****лись. Мне это очень не нравится».

Около другого подземного перехода еще один бродяга пытается впарить иностранцам бог весть где добытые армейские фуражки. При этом рекламирует свой товар, произнося одно лишь слово: «Ливерпуль». Как известно, болельщики, что «Челси», что «Манчестер Юнайтед» на дух не переваривают свих оппонентов с родины «Битлз», поэтому интересуюсь у продавца о причинах столь странного рекламного креатива. Оказывается, что какой-то шутник объяснил ему, что именно так по-английски звучит слово «фуражка». «А я-то думаю, что они на меня так злобно зыркают», – сокрушается «бизнесмен».

На Манежной уже происходят какие-то дикие пляски с эпицентром возле памятника Жукову. Молоденькие девушки-милиционеры снисходительно смотрят на эту предматчевую подготовку болельщиков. «Как вам англичане?», – спрашиваю у них. – «Милые ребята, – отвечают. – Такие веселые. Никаких проблем не создают». «К вам не пристают?» – Девушки смущаются и начинают хихикать. «Ну не без этого, конечно. Но, в рамках приличий, – объясняет одна из стражей правопорядка. – Они вообще-то больше спрашивают, где русская водка продается»…

Ближе к девяти вечера британская толпа в центре начинает рассасываться. Болельщики устремляются в метро, где московские милиционеры на практически безупречном английском подсказывают каждому желающему, как добраться до Большой Спортивной Арены «Лужников». О самой игре, наверное, нет смысла писать отдельно. Вы и сами все видели. А если нет – то это означает, что вы просто не слишком интересуетесь футболом. Отмечу лишь, что финальный матч двух сильнейших британских команд, проходивший под проливным дождем в ночной Москве, превзошел все ожидания. Блестящее зрелище, полное страсти и сумасшедшее по своей драматургии стало великолепной кульминацией замечательного праздника, местом действия которого на эти два дня стала Москва.

Сегодня англичане начали покидать столицу. Они оказались совсем не такими страшными, как можно было предположить. А раз так, то, думаю, можно пожелать им счастливо долететь и сказать на прощание: «До следующей встречи, веселые пришельцы! Прилетайте еще!»

Москва на 2 дня стала английскиим городом. Болельщики, прибывшие на финал Лиги чемпионов, фотографируют все подряд.

Ушанки шли нарасхват.

На Манежке.

Прилетевшие из Австралии фанаты не забыли прихватить в Москву надувного кенгуру.

Ближе к матчу болельщики уже не боялись ходить с флагами своих команд.

Вчера болельщики «Челси» улыбались и были полны надежд.

Москва, Денис Фрунзе

© 2008, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Киев, Крым, Москва, Пермь, Челябинск, Поволжье, Урал, Центр России, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Спорт, Туризм, Фоторепортаж, Интересные темы,