Европейские СМИ снимают «розовые очки»: в Тбилиси правит тиран, в Киеве – некомпетентные политические аферисты
События последних полутора-двух лет, включивших газовые конфликты России и Украины, пятидневную войну с Грузией, анархию политической жизни Киева и жесткое подавление оппозиционных выступлений в Тбилиси, заставили Западню Европу снять розовые очки и трезво взглянуть на своих вчерашних любимчиков. В Европе все чаще задаются вопросом: а так ли хороши эти люди, пришедшие к власти в своих странах, в том числе, благодаря европейской поддержке – и моральной, и, конечно, материальной.
В западных СМИ в последнее время недоумение все чаще сменяется плохо прикрытым раздражением. Европейцы обнаруживают, что поступили в точности согласно русской поговорке «за что боролись, на то и напоролись». Свергнув «авторитарного» Шеварнадзе в Грузии, они получили лидера, по сравнению с которым бывший глава советского МИДа выглядит Махатмой Ганди. Посодействовав свержению «ставленника коррумпированной администрации Кучмы», они обнаружили у власти в Киеве людей, которые в лучшем случае являются просто некомпетентными. Хотя в последнее время все чаще проскакивает мнение, что руководство оранжевой коалиции – обыкновенные политические аферисты.
РИА «Новый Регион» предлагает вашему вниманию перевод двух свежих материалов европейской прессы, демонстрирующий меняющийся взгляд Запада на политическое руководство Грузии и Украины.
«Лидер Грузии ежедневно попадает под огонь критики на телешоу, которое он, по его словам, обожает, – пишет корреспондент британской The Independent Сара Маркус в статье «Зэк против Президента». – В то время как в Грузии растет давление на президента Михаила Саакашвили, которого все чаще призывают уйти в отставку после короткой войны с Россией в августе, один человек превратил свою оппозиционную деятельность в шоу. Он заперся в телестудии, оборудованной в виде тюремной камеры, и утверждает, что не выйдет оттуда, пока Саакашвили не уйдет в отставку.
Георгий Гачечиладзе – певец, поэт и политический сатирик организовал настоящее реалити-шоу, снимая себя 24 часа в день в своей клетке, находящейся прямо в павильоне телестудии, транслируя итоговую программу по итогам дня каждый вечер в прайм-тайм и по ночам.
Программа называется «Камера №5». Она с самого начала стала крайне популярной в Тбилиси. За месяц, с тех пор, как она появилась в эфире, в камере у Гачечиладзе побывало более 150 видных представителей грузинской общественности, включая омбудсмена Грузии Созара Субари и всемирно известного театрального режиссера Роберта Стуруа. Все они приняли участие в этом шоу.
Главная звезда шоу – представитель семьи, которая давно выступает против президента. Его родной брат Леван Гачечиладзе был кандидатом от оппозиционной партии на последних президентских выборах, которые позволили Саакашвили вновь взять под контроль власть в стране в январе 2008 года.
Г-н Саакашвили неоднократно заявлял о своем желании остаться у власти до окончания своего второго и последнего президентского срока в 2013 году. Это означает, что Гачечиладзе предстоит провести в «тюрьме» еще четыре года.
«Саакашвили превратился в тирана, вроде Гитлера или Сталина, и мы с помощью этой передачи боремся за демократию в Грузии», – заявил Мамука Глонти, генеральный директор кабельного телеканала «Маэстро», транслирующего шоу «Камера №5».
Господин Глонти также заявил, что расценивает как угрозу заявления представителя грузинского парламента Гиви Таргамадзе, который назвал создателей шоу «наркоманами» и «агентами России».
«Я считаю, что его слова – это угроза, потому что точно такими же словами пользовались правительственные чиновники перед атакой на телеканал «Имеди», – заявил Мамука Глонти. «Имеди», который частично принадлежал магнату Бадри Патаркацишвили и был оппозиционным по отношению к правительству, был захвачен в результате рейдерского нападения полиции и временно закрыт в ноябре 2007 года.
Критики г-на Саакашвили часто обозначают отсутствие свободы СМИ в числе одной из важнейших проблем в Грузии, но президент всякий раз решительно отрицает это. Во время недавнего телевизионного общения с народом Грузии в прямом эфире, Саакашвили привел в пример «Камеру №5», как пример свободы СМИ, которой наслаждается народ Грузии. Он заявил, что является «преданным фанатом» этого шоу.
В то же время Саакашвили после Нового года оказался под шквальным огнем критики и требованием его отставки, которое было озвучено в декларации, подписанной представителями 12 оппозиционных партий в январе. Бывший спикер парламента и бывший соратник Саакашвили Нино Бурджанадзе, основавшая в прошлом году собственную партию, призвала оппозицию забыть о противоречиях, и вместе вынудить президента уйти в отставку, проводя совместные акции протеста.
Тем временем Ираклий Аласания, до декабря работавший представителем Грузии в ООН, фигура крайне уважаемая в стране, также призвал президента уйти в отставку.
«Саакашвили должен уйти в отставку не только потому, что он втянул страну в эту провокационную войну, но и потому, что он неспособен вывести Грузию из текущего военно-политического и экономического кризиса», – заявил он недавно по телевидению.
Г-н Аласания сформировал свою собственную политическую команду и заявил, что будет добиваться проведения референдума, на котором будет вынесен вопрос о проведении досрочных президентских выборов. Однако г-н Саакашвили пока сопротивляется попыткам свергнуть его и настаивает, что всем надо сосредоточиться на восстановлении страны и поддержке ее экономики».
Еще один материал, опубликованный в авторитетном немецком экономическом еженедельнике WirtschaftsWoche, повествует о глубине кризиса, в который погружает Украину киевское руководство, несмотря на более чем щедрую помощь стране со стороны МВФ.
«Ни одна страна в Восточной Европе не увязла так глубоко в трясине, как Украина, – пишет немецкий обозреватель Флориан Виллерсхаузен в материале «Украина: мечты остались позади». – Судьба Украины решается роскошном отеле в Киеве. Там расположилась Джейла Пазарбазиоглу – грациозная турчанка с длинными, до плеч, черными волосами руководит миссией МВФ, которая сейчас находится в Киеве. Тем самым, она фактически является высшей финансовой надзирательницей страны, с тех пор, как МВФ одобрил в ноябре предоставление чрезвычайного кредита этой бывшей советской республике.
Конечно, Украина в этом не одинока, но ни одна страна не получала в ходе бушующего по всему миру финансового кризиса столько денег от МВФ: $16,5 млрд. По всей стране происходят массовые увольнения. Металлургические и химические предприятия – опора украинского экспорта, с осени сократили производство более чем наполовину, 21 из 43 домен остановлены, все железоплавильные и алюминиевые заводы закрыты. Большинство строек в этом преимущественно равнинном государстве с населением в 46,6 млн. человек не работают. Строительные фирмы, у которых пока еще есть заказы, нередко не могут даже предварительно оплатить свой цемент, потому что не получают кредитов.
Государство больше не выполняет своих обязательств: во многих больницах и школах не выплачивают зарплату. К тому же цены на газ, растущие вследствие газового спора с Россией, тяжелым бременем ложатся на промышленность, частных потребителей и государство.
В этом году, по прогнозам аналитиков из «Коммерцбанка», ВВП сократится на 5%. Роберт Кирхнер из немецкой группы советников правительства ожидает даже падения на 6-8%. Это жестокий удар для страны, которая еще недавно стремилась вперед, а за прошедшие годы временами добивалась даже двузначных цифр роста.
Еще в октябре премьер-министр Юлия Тимошенко публично утверждала, что финансовый кризис никак не касается украинской экономики. В действительности же кризис поразил страну особенно тяжело, поскольку политическое руководство не провело срочно необходимые структурные реформы.
Со времени «оранжевой революции» в декабре 2004 года, когда после многодневных демонстраций в Киеве был свергнут авторитарный режим Кучмы, непрерывная борьба за власть парализовала политику. Каждый год проходили или парламентские выборы, или перетасовки в правительстве. Личная антипатия между премьером Тимошенко и президентом Ющенко делали тандем исполнительной власти временами недееспособным.
Результатом стала лишенная концепции, часто противоречивая экономическая политика, которая все больше разочаровывает немецких инвесторов.
«Предприятиям металлургической и химической отрасли предстоят еще куда более тяжелые времена, – опасается Анна Деревянко, которая как управляющая делами Европейской бизнес-ассоциации занимается лоббированием в пользу иностранных инвесторов. – Многие участники рынка не перешли вовремя к современной технологии и оказались неконкурентоспособны в условиях кризиса».
Правда, уточняет она, для предприятий никогда не было настоящих стимулов, которые побудили бы их вообще вкладывать деньги в модернизацию производства.
Долгое время производители стали платили гроши за электричество и газ. Теперь, когда цены подскочили, а государственные субсидии сокращаются, энергопожирающие домны сталелитейной промышленности обходятся дороже, чем их раздутый личный состав. К тому же, продолжает Деревянко, правительство до сих пор не справилось с бушующей коррупцией, не реформировало тяжеловесную юридическую систему, не изменило сложную сертификацию продуктов, не сократило высокие налоги и не отменило высокие барьеры для покупки земли иностранцами.
Четыре года назад, когда страна еще переживала чудо «оранжевой революции», правительство начало добровольно вводить регламенты Евросоюза. Тогда Ющенко и Тимошенко вместе мечтали о вступлении в ЕС. Но это воодушевление заблудилось в джунглях политической системы.
Виталий Остапчук в этом году вообще ничего не продал на Украине. Киевлянин возглавляет сбыт мюнхенской фирмы «F.X.Meiller» в СНГ. Богатая традициями машиностроительная фирма поставляет гидравлические компоненты для самосвалов и сильно зависит от конъюнктуры на строительном рынке. Но строительная промышленность на Украине не является сейчас серьезным клиентом. Даже если кто-нибудь и захочет приобрести машину, он не сможет ее оплатить. Проценты по кредитам, договорам о лизинге и финансировании подскочили в заоблачную высь. Тем не менее, Остапчук держится: «В моей фирме хорошо понимают, что нам необходимо присутствовать на восточноевропейских рынках». Нельзя сдаваться и отдавать потенциально растущий рынок конкурентам. А потому он еще в этом году откроет сбытовое представительство в Киеве – даже если сначала не удастся продать ни одного самосвала.
Заказы от инвесторов, которые сейчас, как и «F.X.Meiller», хотели бы открыть представительство, Свен Хеннингер из консалтинговой фирмы «Укрэйн консалтинг» нынче получает редко. Однако ему есть, чем заняться. В течение дня, говорит директор, иногда поступает до 5 заказов от потенциальных новых клиентов. Одни хотят сократиться, другие – перевести бухгалтерию, многие хотят изменить учет. «Особенно сейчас, когда курсы валют сильно колеблются и обороты сокращаются, – объясняет Хеннингер, – необходимо контролировать свои платежные потоки».
Направляющая рука сегодня принадлежит Джейле Пазарбазиоглу, профессору экономики из МВФ. Она совершает на этой неделе большую ревизию в Киеве и проверяет, выполнило ли правительство все условия, поставленные при выделении кредита осенью. К ним относятся введение свободного курса обмена валют, перенос бремени газовых цен на население, запрет на повышение социальных стандартов, снижение налогов и сбалансированный бюджет. Если украинцы не будут придерживаться этого, то второй транш в размере $1,9 млрд не будет предоставлен. До сих пор правительство далеко от выполнения большинства критериев.
К тому же, возобновилась грязная окопная война. Лагерь Тимошенко уже несколько недель пытается снять Владимира Стельмаха, главу Национального банка и сторонника Ющенко. Он противится желанию правительства финансировать рекордный дефицит бюджета путем увеличения денежной массы. Массированное политическое воздействие на вообще-то независимый Центробанк, постоянная напряженность в политических лагерях, поддерживаемая многими экономическая политика с помощью лома – это вещи, которые не нравятся ни МВФ, ни Евросоюзу, в который украинцы хотели бы вступить.
К счастью, миссия МВФ будет на этой неделе проверять только экономическую политику последних недель, которая обязана быть полностью в духе МВФ. Бюджет будет проверяться кредиторами весной. Для Тимошенко и Ющенко это означает небольшую передышку, чтобы привести в порядок свой хаос и перейти к согласованной экономической политике. Давление велико, потому что оба знают: ничто не может быть фатальнее для украинской экономики, чем негативный ответ финансовой надзирательницы из МВФ».
Лондон-Москва, Денис Фрунзе
© 2009, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».